5 принципов работы со знаниями для инженера

9dc00b74252543e7bae7aacd52760b77.jpg

Думаю, никто не будет спорить, что знания нужны (я про те, которые имеют определение «профессиональные»). Нужно ли высшее образование? Вот тут-то можно подискутировать. Что же касается знаний, ответ достаточно очевиден, во всяком случае, мне так кажется. Вопрос их качества, глубины и широты оставим за кадром. Очень многое зависит от контекста, где они применяются. Предлагаю поговорить о закономерностях, связанных с профессиональными знаниями. А так как область деятельности носит определяющий характер их состава и качества, сразу оговорюсь, речь пойдёт про знания инженеров в системном интеграторе.

Лучший способ разобраться в чём-то – попытаться это что-то объяснить другому

Ситуация. Нужно в чём-то разобраться. Для инженера в интеграторе практика стандартная. Взял книжку, почитал, открыл профильный сайт, почитал, может быть, в форум заглянул. Вроде впитал все необходимые молекулы знаний. Собрал в голове пазл. Всё понял. А точно ли всё? И достаточно ли это для понимания картины Мира? Как проверить?

b9affad5492b4bc4bf09ec0af8920b8d.jpgПервый вариант задавать себе разные вопросы. Тут главное до раздвоения личности не доиграться. Но не все это умеют делать. Лично я испытываю с этим трудности. Что ещё поможет? Пойти сдать тест (главное не крови, хотя это тоже периодически стоит делать). Не всегда применимо, точнее даже редко применимо. Есть ещё один вариант – попробовать рассказать кому-нибудь, например, коллеге о том, что только что-то познал. Данный способ действенный, так как если есть пробелы в знаниях по новой теме, в процессе рассказа они точно всплывут.

В рамках данной закономерности в своей компании мы практикуем проведение внутренних семинаров. Проповедование новых технологий в массы – это хорошо. Но ещё один жирный плюс – получение более глубоких знаний при подготовке к такому семинару. Понимание того, что тебе нужно будет рассказать о чём-то новом, ответить на вопросы, очень хорошо стимулирует процесс познания. Более того в процессе семинара докладчик может понять, что ещё ему стоит подтянуть.

443942c093f844e98a4a6c43461d4c71.jpgДа, кстати ещё один вариант – подготовить статью на Хабр. Тут тоже придётся подразобраться в вопросе.

ИТ, как спорт, если перестаёшь тренироваться быстро теряешь форму

Мир ИТ трансформируется и видоизменяется с большой скоростью. Всё время появляется что-то новое. Новые технологии, протоколы, языки, оборудование. Ещё вчера я думал, что программно-определяемые сети (SDN) – это что-то заумное, придуманное назло Cisco (прим. мнение автора может не совпадать со мнением разработчиков SDN). А уже сегодня на рынке много решений, реализующих эту концепцию, причём такие решения есть и у Cisco. В ИТ отсидеться в сторонке не получиться. Если не следить за новыми тенденциями очень быстро вылетишь из большого спорта обоймы.

Единственное что ты можешь в этой ситуации делать – непрерывно изучать. Понятное дело, фанатизм тут не нужен (хотя здоровый фанатик – это скорее плюс). Но периодически необходимо вникать во что-то новое. Например, посещать конференции, слушать вебинары и прочее. Каждый выбирает тот способ получения знаний, который наиболее подходит именно ему (кто-то хорошо воспринимает текстовую информацию, кто-то звуковую, кому-то нужны картинки).

Знания имеют свойство вымываться. Быть на пике не просто

Если ты не пользуешься какими-то знаниями они забываются. Такова природа человеческого мозга. Поэтому мало того, что нужно в чём-то разобраться, необходимо прилагать усилия, чтобы это не забыть.

Как мне кажется, объём знаний можно охарактеризовать следующим рисунком.

bd32731b2e08423a9ff0fb39b8fad57a.jpg

В процессе изучения нового материала объём наших знаний начинает быстро расти, достигая некоторого пика. Пик знаний приходится на момент, когда мы для себя решаем, что всё познано и больше изучать предмет не нужно. Например, пик может совпасть со сдачей тестов для получения сертификата. После этого начинается вымывание знаний. Так как в процессе изучения мы поднабрали «лишнего», оно начинает уходить. Конечно же, «лишнее» не совсем и лишнее. Просто чтобы в чём-то разобраться, нам приходится изучать вопрос чуточку шире, чтобы получить полную картину. Но так как изначально стояла цель понять скелет и мозг фокусировался именно на этом, всё дополнительное быстро забывается. В конечном итоге мы спускаемся до нового базового уровня. При этом, если периодически не вспоминать как работает наш «скелет», мы в конечном итоге скатимся к начальному уровню.

Лично мне поддерживать новый базовый уровень помогает периодическая сдача сертификационных экзаменов. Часто сертификат имеет ограниченное время действия, например, 2 года. Для его продления требуется пересдача экзамена. Честная подготовка к экзамену позволяет вспомнить подзабытый материал. А это в свою очередь обеспечивает поддержание необходимого уровня знаний до наступления следующей даты продления сертификата.

Склероз в 30 лет?

imageСтоит отметить ещё одну локальную особенность указанной ранее закономерности. Думаю, все попадали в ситуацию, когда в какой-то момент времени детально разобрались с определённым вопросом. Но прошло время, и перед вами снова встал этот же вопрос. Тут с ужасом понимаешь, что у тебя склероз (хотя вроде, лет то ещё не много). Ты точно знаешь, что разбирался с этим вопросом, но что в итоге выяснил, не помнишь. Причём, хорошо, если ответ на вопрос содержится в каком-то одном источнике. Обычно, достаточно легко вспомнить, где ты это искал и быстро это просмотреть. Хуже, если ответ размазан по многим источникам и более того требуется, например, какое-то небольшое тестирование. Тут становится сложнее. Первый вариант – сходить к врачу и попросить таблетки от ИТ-склероза. Ой не придумали ещё, тогда придётся всё записывать. В данной ситуации может помочь ведение внутренней базы знаний, где можно будет быстро найти информацию о том, с чем уже приходилось сталкиваться.

То никому не было интересно, и тут вдруг всем это понадобилось

8fe6f640f7004922b7928901823d50ef.jpgПериодически в процессе изучения новых вещей возникает интересная ситуация. Ты находишь какую-то новую для себя информацию, практически случайно. Причём сама по себе эта информация давно известная и не является каким-то ноу-хау. До этого тебя никто об этом не спрашивал или же просто не приходилось с этим сталкиваться в процессе работы. Поэтому ты с вопросом никогда не разбирался. Но тут тебе стало интересно (так сказать «just for fun»), и ты начал изучать предмет. Проходит неделя и неожиданно коллега или заказчик задаёт тебе вопрос именно по этой теме. Ты с блеском отвечаешь, растёшь в глазах заказчика или коллеги. Всё супер. Хотя про себя понимаешь, спроси меня об этом на неделю раньше, толком бы ничего и не ответил. Пришлось бы по-инженерски, вися на трубке, искать запрашиваемую информацию. В такой ситуации глубоко проработать вопрос вряд ли удастся. После этого проходит ещё какой-то кроткий период времени и тебя снова спрашивают по той же теме. И вот тут ты задаёшься вопросом. Совпадение, магия? То никому это не было интересно, а тут вдруг всех заинтересовало. Конечно же, многие остановятся на первом варианте, что это совпадение. Но само ощущение данной ситуации достаточно интересное. Сначала я думал, что такое происходит только со мной. Но потом выяснил, что такая же магия происходит периодически и с моими коллегами.

В заключение хотел бы отметить несколько обще известных рекомендаций, которые помогают нам работать со знаниями, причём без привязки к ИТ-отрасли:

  • Лучше всего мы познаём, когда у нас хорошее настроение.
  • Приобретать знания стоит тогда, когда наш мозг ещё свеж или наиболее активен, например, утром.
  • Не стоит очень долго, что-то изучать. Нужно обязательно делать перерывы. Мозг имеет свойство уставать.
  • Не стоит делать большие перерывы при изучении какого-то материала. Это может испортить восприятие целостности изучаемого предмета.


Уверен, каждый из вас добавит ещё в этот список далеко не одну рекомендацию по поводу работы со знаниями.

© Habrahabr.ru