5 ошибок, которые потопили наш стартап
В мае 2023 году меня пригласили поучаствовать маркетологом в стартапе. Сайт в нише финансы, ГЕО — весь мир. Проект на 25 языках. Использует JS-фреймворк React. Среда для выполнения JavaScript — Node.js. На тот момент мне казалось, что проект выстрелит, ведь в него уже было вложено ~30К$, он выглядел довольно интересным и уникальным.
Сразу сделаю оговорку: делиться URL я не могу. Но могу описать суть проекта и назвать конкурентов. На сайте представлена аналитическая информация по акциям различных публичных компаний, типа Apple или Tesla. Прямые аналоги — tipranks, investing. Есть несколько разделов, где посетитель может изучить финансовые данные и отчетности. В общем, эдакий агрегатор финансовых данных компаний на 5 млн страниц с 50+К компаний.
Дабы не затягивать и не лить воду, сразу переходим к ошибкам.
Ошибка #1: необоснованный выбор модели монетизации
Сайт планировалось монетизировать подписками. Пользователь может получить три статуса.
Незарегистрированный. Отображается только часть информации.
Зарегистрированный. Видит всю актуальную информацию, но не по всем годам. Недоступен полный перечень функционала.
Проплаченный. Все данные доступны для просмотра, изучения и выгрузки. Использует весь функционал.
Подписку можно оплатить на год и на месяц. Например, в USA год стоит 250$, а месяц — 25$. На первый взгляд, все довольно стандартно, так в чем же заключалась ошибка?
Так как в данной нише много конкурентов, то и ценность информации, которая стоит 25$ в месяц, завышена. Часть конкурентов давала её бесплатно. Мы могли бы взять дополнительным крутым функционалом, но нам не хватило денег его реализовать. Об этом дальше.
Ошибка #2: не составлено ТЗ по всем важным аспектам
Вся разработка велась удалённо, командой из Украины. Спринт обходился в районе 3–5К$. Я пришёл в проект в мае, но пилили его с октября. Так как до меня не было четкого ТЗ по тому же техническому СЕО, пришлось многое переделывать после моего прихода. Это значит, что часть кода становилась не востребованной и разработчикам приходилось искать костыли, чтобы внедрить новые правки. Ниже приведу несколько самых банальных ошибок.
JS перекрывает контент так, что гугл бот его не видит. Почитать.
Криво сделана или не сделана Shema-разметка страниц.
Огромное количество страниц с дублированным контентом.
Куча страниц без информации по определенным эндпоинтам.
Как итог, команда разработки получила 100 500 новых правок, на которые была потрачена львиная доля бюджета дополнительно к тому, что уже вложено. К концу лета сумма дошла до ~50К$, а даже 70% правок еще не были реализованы.
Ошибка #3: закончился бюджет
Примерно к сентябрю мы поняли, что не реализовали кучу фич из тех, что были запланированы. Бюджет уже раздут, а сайт до сих пор не приносит дохода. Исходя из этого нам пришлось порезать часть планируемого функционала. Это привело к тому, что мы не предоставили дополнительную ценность людям. А значит, модель монетизации рушится.
Мы пролили довольно много трафика через google и другие источники, получили неудовлетворительный конверт в подписку. К сожалению, проект умер так и не раскрыв свой потенциал. Конечно, можно вложить еще 30к$ и допилить функционал, но где гарантии, что это сработает? Надо было изначально делать все правильно.
Ошибка #4: упор на SEO трафик
Мы сделали довольно большой упор на SEO трафик. К концу лета у нас уже было около 500 000 страниц в индексе и 150 посетителей ежедневно. Страницы загнали довольно быстро, месяца за полтора. Трафик также пошел сразу после индексации. Но на этот момент у нас еще не было платёжки. Монетизацию подключили только к ноябрю.
Всё было хорошо, сайт рос на глазах, как пирожки на дрожжах, ключевые слова попадали в выдачу и неплохо ранжировались. Но в сентябре у гугла случился апдейт Helpful. Почитать можно, например, тут. Апдейт хостовой, то есть влияет на весь сайт. Так как у нас было много мусорных страниц и дублей, мы попали под него. Как итог — полное выпадение ключей из поисковой выдачи. SEO закончилось так же быстро, как и началось. Опять же, отсылаю к ошибке #2. Если бы изначально всё было прописано в ТЗ, то таких косяков не было, и мы бы не попали под апдейт.
Ошибка #5, главная: недостаточная компетенция
У человека, который изначально задумал данный проект, привлёк деньги и был управляющим, банально не хватило опыта все рассчитать заранее. Как итог — снежный ком, который добавлял все новые и новые проблемы. Да, было создано ТЗ, написан маркетинговый план, продумана монетизация. Но из-за нехватки знаний в определённых отраслях управления проектами, стартап утонул, не успев даже выйти в «открытое плавание».
Урок такой: надо делать что-то более понятное и осязаемое, а не гнаться за птицей в небе. Подпишитесь на мой новый telegram. Я его только создал, поэтому подписчиков там пока немного. Но обещаю писать регулярно и на интересные темы. Всем спасибо, всем добра!