4.04: День веб-мастера. Дело пахнет нафталином?
Впервые с веб-мастером я столкнулся в 2009 году. На вид это был типичный ботаник, который пришёл на встречу в кафе и шустро начал рисовать на бумаге схему будущего сайта. В тот момент он почему-то решил, что я и есть предприниматель, которому нужен сайт магазина чешского стекла. Но я был системным администратором большой компании и просто помогал знакомому договориться с джедаем сайтостроения. Мой собеседник сыпал умными словами, однако, суть была простой: фактически он предлагал стандартный сайт на Joomla, но мне собирался продать это минимум как разработку экстра-класса. Скоро мне надоела эта болтовня, я выдал свой ИТ-бэкграунд и мы расстались, покурив на прощание на крыльце. Мастер уехал на Toyota Land Cruiser, я на Ниве. Много думал. Сайт другу в итоге сделал веб-мастер из Самары: быстро, качественно, по разумной цене. На Joomla, конечно. Нет уже ни сайта, ни бизнеса, ни моей компании, судьбу веб-мастера я невольно отслеживал несколько лет среди френдов — он ушёл в энтерпрайзную Java-разработку.
Так получается, что веб-мастеринг тоже — того, всё?
Олдовый котик машет лапкой из олдового web 1.0. Кстати, многие лендинги и сайты выглядели как раз в стилистике этой картинки: куча цветов, максимум информации, непонятные клипарты и неизменный WordArt с самыми забористыми шрифтами
Конечно, 2009 год уже был закатом эры веб-мастеров, хотя сайт моего тогдашнего работодателя, налогоплательщика номер один в своём регионе, тоже поддерживался парой коллег-энтузиастов. Более того, сайт заказали у крутого рекламного агентства (заметьте, не у программного!), оно сделало гхм… так себе и пришлось вернуть старый сайт, потому что он был быстрым, юзабельным и привычным для тысяч пользователей. А вот примерно с 1995 по 2006 веб-мастера были настоящими людьми-оркестрами и людьми-фирмами, которые закрывали все нужды интернет-страниц компаний.
Короли web 1.0, веб-мастера соревновались в интерфейсных извращениях, спецэффектах и вырвиглазных цветах страниц. Самые продвинутые добавляли интерактивы, счётчики, калькуляторы, крутые по тем временам галереи. Сейчас трудно поверить (особенно тем, кто родился в 2000-х), что один-единственный человек делал сразу всё:
- создавал структуру сайта (чаще на чистом HTML и PHP) или работал с готовыми конструкторами сайтов (начало 2000-х и далее);
- наполнял сайт контентом, а нередко и сам его создавал;
- занимался SEO-оптимизацией (это уже тогда был вполне себе бином Ньютона и хороший результат на поиске можно было получить только сочетая голову и серые/чёрные схемы);
- занимался вопросами безопасности (конечно, по сравнению с 2022 годом это был смешной минимум, в том числе в отношении персональных данных пользователей);
- модерировал комментарии и форумы, если они были на сайте;
- рисовал графику и обрабатывал фотографии;
- тестировал, анализировал, мониторил и снимал метрики, если был по-настоящему продвинутым профи.
Сейчас упоминание профессии веб-мастера встречается всё реже и то в профессиональной среде — например, так называется раздел управления сайтом у Яндекса (а вот Google некоторое время назад от такого названия отказался — центр веб-мастеров Google теперь называется Центр Google Поиска).
Почему веб-мастеры ушли в прошлое?
Эти ребята казались глыбами, позиции которых не поколебёт ни один фактор развития информационных технологий. И то правда: сайты нужны всегда, SEO — наше всё, без своего «лица» в интернете не существует практически ни одна компания. Но суть в том, что веб-мастеры действительно оказались в невыгодной ситуации и были вынуждены переучиваться, специализироваться и менять домашние тапочки на офисные. Это был закономерный результат сложных процессов.
- На смену web 1.0 пришёл web 2.0 с новыми интерфейсами, спокойными цветами, множественными подходами к дизайну, инновационными фишками и, главное, с внимательным отношением к пользовательскому опыту (UX). Теперь пользователь не потребляет, что дали, а диктует то, что ему интересно, удобно и привычно. Перестроиться удалось не всем.
- В 1995 году появился JavaScript и очень быстро нанёс сокрушительный удар по всем привычкам веб-мастеров. Простой в освоении, развивающийся, имеющий огромное коммьюнити, он стал востребованным и ультрапопулярным. Кроме того, особенности JavaScript позволили вырастить огромную армию фронтендеров, потеснивших веб-мастеров на рынке веб-приложений (уже не сайтов!) всех уровней и любого качества. При всех противоречиях язык и сейчас держит устойчивое лидерство.
Octoverse нам в помощь
- Компании как основные заказчики веб-мастеров в корне изменили отношение к своим корпоративным сайтам. Если раньше они заказывали сайт как лендинг или как предмет дорогих понтов, чтобы нанести адрес на визитку, то сейчас сайт — это едва ли не центр жизнеобеспечения компании. Современные сайты собирают данные и лиды, служат целям продвижения, работают как сервисы и личные кабинеты пользователей и т.д. Без сайта компания практически не представлена в интернете — там, где её ищут абсолютно любые пользователи, от должностных лиц до партнёров и конечных пользователей. Естественно, требования к UI/UX стали совершенно другими, и одному человеку с ними справиться невозможно.
- Изменились требования к безопасности и хранению информации и персональных данных пользователей. Практически ни один веб-мастер в 2010-х не мог справиться с новыми запросами информационной безопасности, для защиты потребовались профильные специалисты и решения.
- Многие компании от малого до крупного бизнеса захотели иметь обновляемые, управляемые, гибко администрируемые сайты: теперь это задача целых подразделений, которые эффективнее и логичнее иметь у себя в штате. Кстати, немало веб-мастеров как раз и стали администраторами корпоративных сайтов и внутренних корпоративных порталов организаций.
- Появились такие платформы для обмена крутым контентом как Medium, Хабр, vc.ru, социальные сети и т.д. У многих компаний и частных экспертов практически отпала нужда в развитии стандалон-блога — зачем, когда есть такие ресурсы с таким потенциалом! А у тех немногих, кто сделал себе имя, уже давно есть ли собственные навыки разработки и поддержки сайтов, либо надёжные партнёры-разработчики.
Таким образом, веб-мастеры переросли в бэкендеров, фронтендеров, фуллстеков, менеджеров проектов и т.д. Кстати, при кажущемся сходстве фуллстек-разработчик!= вебмастер, потому что с программиста сняты обязанности по работе с контентом, SEO, маркетингом, мониторингом и т.д. Вы чувствуете, насколько крутыми были ребята, стоявшие у основ того веба, который у нас есть сейчас?!
И правда, а что сейчас? Кто всем этим занимается?
Как я уже сказал выше, сейчас корпоративный сайт — это серьёзная часть ИТ-инфраструктуры и значимая часть коммерческой стратегии. Часть компонентов этой инфраструктуры универсальная, часть зависит от профиля и рода деятельности компании. Но я хочу сегодня рассмотреть максимальный набор —- ту команду, которая по сути является современным «веб-мастером».
- Разработчики сайта — фронтендеры, которые отвечают за «морду» сайта и бэкендеры, которые разрабатывают логику и «внутренности». Это программисты, которые превращают фантазии заказчика в код и заставляют всё это вместе заработать. При правильном раскладе в этой команде есть ещё и тестировщик, которые верифицирует всё, что сделано и обеспечивает прод без багов и упрёка.
- Администраторы — люди, которые следят за адекватной подгрузкой сайта, состоянием сетей, чаще всего и за безопасностью. Они гарантируют адекватную работоспособность сайта и его доступность.
- Менеджеры проекта — сотрудники, которые собирают требования, пишут спецификации, оформляют технические задания и решают проблемы дисконнекта заказчика (даже внутреннего) и разработчиков.
- Маркетологи и SEO-оптимизаторы — люди, которые заботятся о видимости сайта на поиске, о ссылках, продвижении, контекстной рекламе. Благодаря им пользователи узнают о сайте, в идеальном мире они же собирают требования и готовят глубокую аналитику пользовательского поведения.
- Графические дизайнеры и специалисты по UI/UX — джедаи, которые делают сайты визуально приятными, а путь пользователя правильным (а при особой подготовке — ещё и нужным владельцам сайта). В современных реалиях это специалисты, способные прорабатывать интерфейсы на высоком уровне.
- Копирайтеры и специалисты по контенту — те, кто создают текстовое и визуальное наполнение сайта, отвечают за грамотную и актуальную подачу информации (теоретически, конечно, на практике, увы, это нередко самое слабое звено).
- Техническая поддержка — психически (не)уравновешенные профессионалы, которые регулируют деятельность пользователей во всех разделах, где возможно оставить внешний след (прокомментировать, написать, спросить, оставить отзыв, поругаться, загрузить изображения, передать данные и т.д.).
На части таких сотрудников компании экономят, иногда отдают сайт на полный аутсорс программного и рекламного агентства, иногда расширяют штат и нанимают переводчиков, художников, специалистов по партнёрской рекламе и проч. Дополнительно в этих отношениях участвуют регистраторы доменных имён, хостеры, безопасники внешних компаний и многие другие. Согласитесь, даже для айтишников этот список выглядит масштабно.
А раньше со всем этим справлялись веб-мастеры. Нет, я не буду лукавить и говорить, что это были универсалы и полубоги, а сейчас все разленились — конечно, ребята того времени работали на минимальных требованиях и в более спокойных условиях. Но они были первооткрывателями, теми, кто создал веб, придумал правила, по которым живут все наши сайты, испытали на себе первые атаки, познакомились с хакерами (и стали ими), без жалости отказались от всего ненужного и устаревшего, смогли втащить в современную веб-разработку кучу легаси (не без этого), придумали и написали сотни (и даже тысячи!) библиотек. Сделали всё, чтобы стать другими и раствориться в новых реалиях разработки. А некоторые энтузиасты до сих пор поддерживают свои сайты и даже солидные порталы, потому что бросить своё детище не так просто (особенно если оно до сих пор приносит какие-то деньги).
А что дальше?
Если вы думаете, что веб-мастеры не вернутся или полностью вымерли, мне удалось вас обмануть пессимистическим настроем статьи :) На самом деле, веб-мастеры немного в другом воплощении живее всех живых и сейчас есть несколько предпосылок того, что мы ещё не раз увидим такие вакансии и таких фрилансеров.
- В мире существует более десятка способов создать сайт: заказать разработку, купить готовый, использовать движок, взять готовый шаблон, запилить на конструкторе, использовать шаблоны социальных сетей, поковыряться в low-code платформах, использовать карточки и сниппеты поисковиков и проч. Буквально за вечер можно собрать простой сайт и даже начать вести на него трафик. Но без профессиональной помощи можно легко проиграть битву за веб и потерять сайт из-за действий злоумышленников, хакеров-любителей и прочих ценителей находить простейшие уязвимости и дыры в безопасности.
- Небольшой растущий тренд можно наблюдать у low-code решений. Опять же, человек без понимания принципов программирования не справится с полноценной конструкцией, приложение работать не будет. И здесь как раз на помощь придут универсалы.
- По-прежнему востребованы личные блоги и не факт, что постепенно стандалон-блоги не переживут второе рождение как способ развития личного бренда и продаж всего, что можно продать.
- Малому и микро бизнесу нужны универсалы, которые поднимут и поддержат простой интернет-магазин, сайт, блог на одном из популярных движков. Всё, как прежде, только договоры стали строже, а фактов «опрокидывания» с обеих сторон, увы, больше.
Так что не спешите прощаться с веб-мастерами, а лучше расскажите в комментариях свои истории веб-мастеринга в 90-х и 2000-х.
Ну, а всем веб-мастерам — успехов, надёжных рабочих фреймворков, стабильных сборок движков, хорошей и оперативной технической поддержки, развитого low-code и адекватных заказчиков. И чтобы никакого 500, 503, 404.