3D-печать: ниша для заработка или игрушка для гиков?
Рынок 3D-печати в России — потенциальный Клондайк. Сами принтеры и расходники уже стоят вполне вменяемых денег, с их покупкой не возникает проблем. А сфер применения столько, сколько тебе хватит фантазии. Вот, например, учёные совсем недавно научились создавать на 3D-принтере человеческие органы. В ближайшем будущем технология биопринтера будет спасать жизни. Миллионы людей ждут своей очереди на пересадку до пяти лет. В то время как печать уха занимает 10 минут.
Но пока складывается впечатление, что технология в нашей стране интересует в основном гиков, которые печатают в качестве хобби всякие приколюхи разного уровня сложности и проработки. Отечественные разработки на мировом рынке занимают доли процента и создаются «для себя».
Возможно, это твой шанс воспользоваться практически полным отсутствием конкуренции и реализовать коммерческий потенциал инновационной технологии? Давай определимся, что для этого потребуется.
Как работает 3D-принтер
3D-печать ещё называют прототипированием и аддитивной технологией. При традиционном методе производства материал удаляется с поверхности заготовки до получения готового изделия, либо оно формируется путём литья. Технология 3D-печати позволяет получать объекты путём последовательного нанесения материала слой за слоем. Это экономит и время работы, и материалы.
Перед тем, как что-то распечатать, тебе нужно получить объёмную цифровую модель будущего изделия. Её можно скачать в интернете или создать самостоятельно. Если хочется покреативить вместо использования чужих наработок, то сделать это можно в следующих программах:
Tinkercad. Бесплатное браузерное приложение для новичков.
3D Builder. Приложение от Майкрософт — тоже подходит для начинающих и тоже бесплатное.
FreeCAD. Программное обеспечение для более продвинутой публики. Бесплатное, что понятно из названия.
Fusion 360. Удобная программа для профессионального использования с простым функционалом. Уже за деньги.
Inventor. Здесь всё совсем серьёзно. Подходит для профессионального моделирования и создания сложных объектов. Но ПО стоит денег и не особо дружелюбно к новичкам.
Далее нужно прогнать готовую 3D-модель через специальную программу, которая называется слайсер. Она разбивает заготовку на слои, которые потом поэтапно друг на друга и будет наносить принтер. Кроме этого, она задаёт параметры для перемещения печатающей головки принтера (экструдера).
Встроенный слайсер есть в Fusion 360. Из самостоятельных бесплатных (полностью или частично) программ можно выделить Cura, ideaMaker или Lychee Slicer. Файл из слайсера нужно скинуть на SD-карту от принтера. Или передать по Wi-Fi, но это не так надёжно. На последнем этапе стоит проверить настройки девайса, и можно приступать к печати.
По каким параметрам различаются 3D-принтеры
Технология печати. Не будем здесь пускаться в дебри, укажем лишь, что по этому критерию принтеры делят на несколько видов:
Печать методом наплавления или экструзии. Материалом чаще всего служит пластиковая нить — филамент. Она нагревается, а затем наплавляется слой за слоем до получения объекта. Для обозначения технологии используют аббревиатуры FFF (Fused Filament Fabrication) или FDM (Fused Deposition Modeling). Это недорогой и быстрый способ печати.
Печать методом фотополимеризации смолы. Суть технологии — в затвердевании жидкой светочувствительной смолы под воздействием лазера или источника света. Печать получается более чёткой и аккуратной, но сам метод чуть сложнее и дороже по сравнению с экструзией. Здесь различают лазерную технологию SLA, метод цифровой обработки света DLP и полимеризацию с помощью ЖК‑экрана LCD.
Печать методом селективного лазерного спекания порошка (SLS). Тонкий слой порошка, обычно из пластика или металла, равномерно распределяется на платформе. Затем лазер спекает материал в соответствии с заданными параметрами. Такие принтеры печатают более качественные изделия, но стоят дороже, как и расходники к ним.
Материалы. Сырьё для печати выбирается в зависимости от технологии и конкретной задумки. Чаще всего используют пластик, гипс, воск, металлические сплавы, фольгу, песок. Есть ещё экзотические, но перспективные варианты типа печати еды. В таком случае подходит шоколад, жидкое тесто, крем и другие продукты, которые можно нанести послойно.
Размер платформы для печати. Домашние принтеры — это компактные девайсы. Среди них есть совсем миниатюрные с размером рабочей области 10×10х10 см. Средние габариты составляют примерно 20×20х20 см. Размеры крупных промышленных устройств для 3D-печати могут достигать метра и больше в любой из плоскостей. И да: чем больше принтер, тем он дороже.
Эти параметры — основные. Как разберёшься с ними, обрати также внимание на скорость печати, тип корпуса (открытый или закрытый), диаметр сопла, энергопотребление. А также на дополнительные функции типа наличия видеокамеры для отслеживания процесса печати.
Основные компании-производители и ориентировочные цены
Есть ещё одно условное разделение 3D-принтеров на бытовые и промышленные. Здесь мы сосредоточимся на первой категории. Они заметно дешевле и проще в освоении. Тем более если ты новичок, то вряд ли отважишься с ходу покупать крупную дорогую профессиональную технику. Так что рассмотрим только устройства для дома из среднего ценового сегмента.
Тебя это может удивить, но в России есть собственные производители 3D-принтеров. Например, PICASO 3D. Правда, даже базовая модель Designer Classic стоит у них недёшево — 129 000 ₽. Ещё есть ULTI STEEL. Модель UlTi Steel 2 стоит 52 900 ₽, и подходит не только для новичков. Также выделим компанию Anisoprint. Но вот их продукцию так просто не купишь, всё только по записи.
Среди других доступных вариантов в выбранном нами сегменте на российском рынке царят китайские бренды. Что абсолютно не говорит о качестве самих принтеров — его признают профи по всему миру. Американские и японские устройства существенно дороже и достать их будет невероятно сложно из-за санкций.
Рекомендуем обратить внимание на продукцию компаний:
Creality. Устройства стоят от 20 000 ₽ и собирают хорошие отзывы.
FlyingBear. Их техника чуть дороже, но и набор фич там будет шире.
Anycubic. Самые дешёвые модели стоят чуть больше 20 000 ₽, обладают достойным функционалом и качеством.
В категории до 100 000 ₽ стоит также упомянуть бренды FlashForge, Wanhao и QIDI. Это надёжные устройства, которые подходят и новичкам, и тем, кто уже набил руку на объёмной печати.
В каких сферах востребована 3D-печать
Сувениры и предметы декора. Наверное, самое очевидное и простое направление. Игрушки, украшения, рекламная продукция, кастомные бизнес-сувениры — здесь есть, где разгуляться.
Детали, расходники, запчасти для производства и промышленности. В этом направлении вариантов тоже много. Но могут потребоваться более серьёзный принтер и более дорогие материалы.
Прототипирование. Ещё один вариант использования объёмной печати — создание миниатюрных моделей в архитектуре, строительстве, машиностроении и других областях. Заказчиков здесь будет на порядок меньше, чем, например, в сфере производства сувениров. Но если удастся найти своих, то печать легко можно поставить на поток.
Медицина. Здесь можно изготавливать протезы и модели для обучения студентов. Про доступную биопечать говорить пока рано, конечно.
Печать пищевых продуктов. Можно штамповать десерты необычной формы или, например, пиццу из несложных ингредиентов. Правда, стоит пищевой принтер серьёзных денег. И непонятно, как быстро он окупится. Поэтому такой вариант — пока что больше прикол. Но если очень хочется, то можно попробовать.
Анализ российского рынка аддитивных технологий
Развитие и применение аддитивных технологий в нашей стране заметно отстаёт от Западной Европы, США и Азии. Рынок оборудования, комплектующих и самой продукции занимает всего 0,3% от мирового. Догнать зарубежных конкурентов сейчас практически невозможно. Те же китайцы уже наладили все процессы. Так что их продукция стоит гораздо дешевле того, что может предложить Россия. Особенно если говорить о частных игроках. Поэтому нам конкурировать придётся только друг с другом.
С одной стороны, в 2021 году Правительство РФ утвердило Стратегию развития аддитивных технологий. И это говорит об активном интересе к данной сфере. С другой стороны, вряд ли ты получишь поддержку от государства, если решишь массово печатать фигурки из Вархаммера или необычные вазы для цветов. В первую очередь внимание будут обращать на разработки в сфере биотехнологий, ВПК, роботостроения и т.д. Частным игрокам в этих сферах будет сложно.
Тем не менее, даже самые пессимистичные прогнозы говорят о неминуемом росте рынка аддитивных технологий в нашей стране. К тому же, в отрасли есть особая боль как для государства, так и для частников, — нехватка грамотных специалистов. Так что помимо самой печати изделий ещё одной перспективной областью становится подготовка кадров.
Что в итоге? Стоит ли рисковать и открывать свой бизнес?
Рынок 3D-печати в России растёт, но конкуренция всё ещё невелика и сравнительно легко найти свою нишу. Клиенты водятся и в сегменте B2B, и в сегменте B2C. Это очевидный плюс в графу «За!» К тому же не стоит забывать про необходимость импортозамещения в условиях санкций. Например, на смену ушедшим с рынка производителям запчастей для автомобилей могут прийти отечественные компании, печатающие аналоги.
Ложка дёгтя — в сложности освоения технологии. Недостаточно просто купить принтер с расходниками и скачать макет, чтобы запустить производство. Модели часто требуют доработки, сам принтер нужно уметь настраивать.
И одно дело — печатать стандартные изделия по шаблону, другое — делать что-то уникальное. За второй вариант платят заметно больше. Но тогда надо либо разбираться во всех нюансах самостоятельно, либо иметь в команде продвинутого инженера. Что будет сложно: ведь зачем ему ты? Он просто купит свой принтер и начнёт работать на себя.
Вывод:
Если тебе искренне интересна технология, то можно на первое время взять сравнительно недорогой принтер в районе 20 000 ₽, набить руку и разобраться во всех нюансах. А дальше — внимательно изучить рынок, поискать свою нишу и нырнуть в омут российского бизнеса. И даже если сразу заработать не получится, можно будет переквалифицироваться в преподавателя по 3D-печати и моделированию. Ведь кадровый голод в ближайшие годы точно не будет утолён.
Хочешь читать больше — заглядывай к нам в тг-канал «Как там бизнес?», а чтобы смотреть интересные видео про бизнес и развитие стартапов — заходи на наш одноименный YouTube-канал.