3 года «права на забвение»: Google раскрыла статистику запросов на «удаление» информации
Месяц назад в своем блоге компания Google представила статистику по реализации так называемого права на забвение за последние 3 года. Всего с 2014 по 2017 год компания получила 2,5 млн запросов на удаление информации из поисковой выдачи.
Подробнее о том, что такое «право на забвение» и как оно работает, расскажем далее.
/ фото James West CC
С чего все началось
«Право на забвение» было принято Европейским судом в 2014 году. Постановление обязало Google удалять из поисковой выдачи «неточную, заведомо ложную и более неактуальную» информацию о человеке по его запросу.
Прецедентом для принятия законопроекта послужило дело испанца Марио Гонсалеса (Mario González), которое началось еще в 2009 году. Гонсалес обнаружил, что поисковый запрос в Google по его имени выдает судебные извещения 20-летней давности, которые в то время опубликовала одна испанская газета. Марио попытался решить вопрос с редакцией газеты, но безуспешно. Тогда он «бросил вызов» Google. Через 5 лет разбирательств суд вынес решение в пользу испанца.
Дэвид Драммонд (David Drummond), являвшийся на тот момент директором по правовым вопросам Google, назвал это решение «разочаровывающим». Его позицию поддержало множество других американских организаций — они окрестили постановление суда «ударом против свободы слова». Однако мнение европейского сообщества было более лояльным, так как концепция права на забвение обсуждалась еще задолго до ее закрепления в законодательстве.
Как реализуется право на забвение
Запрос на удаление данных из поисковой выдачи можно сформировать через онлайн-форму на сайте Google. Компания открыла ее для всеобщего доступа спустя 2 недели после введения в законную силу права на забвение. Там указываются ссылки на определенные веб-страницы (или группы страниц), содержащие информацию к удалению, именные запросы, связанные с ними, а также личные данные инициатора для его идентификации.
Самым противоречивым моментом в реализации «права на забвение» является механизм принятия решения об удалении информации. Основным критерием выступает то, какую ценность она представляет для общественности. Например, релевантная информация об избранных политиках или осужденных преступниках вправе оставаться в поле зрения общественности. То же самое касается и негативных отзывов на товары и услуги. Поэтому все запросы на удаление подобной информации (если она правдива) Google не удовлетворяет.
Однако множество запросов, например, на удаление оскорблений, голословных утверждений многолетней давности, фотографий и другой информации приходится рассматривать индивидуально, исходя из контекста для каждого конкретного случая. Ключевую роль в систематизации процесса сыграл Advisory Council — совет, который был организован Google в 2015 году и включал в себя специалистов из мира бизнеса, политики, ИТ, науки, а также представителей медиа и общественных организаций.
Целью Advisory Council является формирование рекомендаций по удалению информации, а также тщательный анализ обращений и методов их обработки. Итогом нескольких совместных обсуждений в рамках Совета стал доклад от 6 февраля 2015 года. В нем были подробно описаны механизмы классификации обращений и типов информации, подлежащих удалению, а также рассмотрены случаи, в которых информация представляет интерес для общественности и не может быть удалена.
Этот доклад является некой интерпретацией компанией Google постановления Европейского суда и, по сути, оставляет за ИТ-гигантом право самостоятельно принимать решения об удалении информации. Однако каждый год Google публикует Transparency Report («Отчет о прозрачности деятельности»), в котором представляет статистику о проделанной работе.
/ фото Ralf Steinberger CC
Статистика запросов за 2014–2017 год
Из более чем 2,5 млн запросов, отправленных в период с 2014 по 2017 год, критериям на удаление советовали только 43%. Подавляющее большинство обращений (89%) исходило от частных лиц, однако были и запросы от публичных персон и политиков. В общей сложности за два последних года госслужащие запросили удаление около 33 тысяч ссылок, знаменитости — 41 тысячу.
Интересно, что 15% всех запросов исходило от 0,25% заявителей. Обусловлено это тем, что за многими из этих людей стоят юристы и организации по управлению репутацией, представляющие интересы других людей.
Если же разбирать, что именно просили удалить из поисковой выдачи, то в 31% случаев это персональные данные в соцсетях и справочных сервисах, а в 21% — юридическая история заявителя на новостных и правительственных сайтах.
Наиболее часто правом на забвение пользовались жители Германии, Франции, Италии и Великобритании. К слову, в Германии и Франции самым «популярным» было удаление информации из соцсетей и справочников, в то время как в Италии и Великобритании — с новостных сайтов.
Где работает право на забвение
Примечательно, что право на забвение Google реализовывала исключительно в европейских доменных зонах, например google.fr и google.de. Если брать в расчет то, что в процессе обработки запросов сама информация не удаляется, а лишь исчезает из поисковой выдачи в Европе, её по-прежнему можно найти с использованием иных доменных зон, включая google.com.
Такое противоречие породило немало юридических конфликтов, одним из последних стал иск французской организации CNIL, занимающейся обеспечением конфиденциальности данных, к Google с требованием убирать информацию из выдачи глобально.
Однако позиция ИТ-гиганта в этом вопросе однозначна: такое требование выходит за рамки европейской юрисдикции, создавая прецедент, в котором законы одной страны навязываются всему миру. Судебные разбирательства по этому вопросу начались еще в 2016 году и продолжаются до сих пор.
P.S. Несколько материалов из Первого блога о корпоративном IaaS:
- Защита персональных данных: европейский подход
- Особенности размещения государственных информационных систем в облаке
- Аварийное восстановление как услуга: преимущества и недостатки
- Правовые вопросы: IaaS и финансовые организации