35% аудитории рунета вообще не используют компьютер для интернета

pwttezmmfy_73vbpt9qizkxav4y.png
Пользование только мобильным интернетом. Источник: Омнибус ГФК-Русь, вся Россия, население 16+

По статистике GfK, в 2018 году резко увеличилась доля россиян, которые выходят в интернет только с мобильных устройств и вообще не пользуются для этого персональными компьютерами. За год «чисто мобильная» аудитория выросла с 18% до 35%.

Среди самых молодых пользователей у 41% компьютеры отсутствуют или не используются для интернета. Ситуация не слишком отличается для людей средних лет: 30%. Такими темпами смартфоны скоро могут стать основным устройством для выхода в интернет. Некоторые эксперты говорят, что это уже произошло.
Мобильная аудитория в России уже сейчас обходит десктопную: «Мобильный интернет — это и есть интернет, а десктоп для разработчиков уже стал частным случаем», — заявил в комментарии «Коммерсанту» ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Но эксперт заметил, что полностью мобильным интернет в России не будет ещё долго, поскольку высок уровень владения ПК, в отличие от развивающихся стран.

Впрочем, хоронить проводной интернет рано, поскольку он незаменим для просмотра ТВ и видео в высоком разрешении — такой вывод сделали аналитики Deloitte в 2017 году, когда начала просматриваться тенденция перехода на мобильные устройства. Мобильный доступ также недостаточно быстр и надёжен для телемедицины и образовательных сервисов. С другой стороны, переход на сети 5G с гигабитной скоростью увеличит эффективность работы мобильных сетей.

На конец 2018 года 59% принявших участие в опросе россиян сказали, что пользуются интернетом на смартфоне. Их количество быстро растёт и в аппроксимации составляет уже 73 млн человек. А вот популярность планшетов, кажется, пошла на спад.

gugslgkuhjtqzyeru1k-rrhusmc.png
Проникновение мобильного интернета составляет 61% (смартфоны+планшеты). Источник: Омнибус ГФК-Русь, вся Россия, население 16+

В отчёте «Проникновение Интернета в России: итоги 2018 года» (pdf) приводятся и базовые показатели российского сегмента. За последний год аудитория рунета увеличилась на 3 млн человек, а проникновение достигло 75,4%, т. е. 90 млн.

w7nkkuj3wzrrxigs9qu_2gezlia.png
Проникновение интернета в России. Источник: Омнибус ГФК-Русь, вся Россия, население 16+

В отдельных возрастных группах проникновение близко к максимуму (99% у россиян 16–29 лет), поэтому у некоторых русскоязычных сайтов аудитория практически прекратила расти. Но это не значит, что дальнейшей рост в принципе невозможен. Например, гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев рассчитывает на рост аудитории в том числе за счёт роста вовлечённости: «При этом можно прогнозировать рост других платформ взаимодействия с пользователями: Smart TV, выход в офлайн и омниканальность. Профиль пользователя рунета будет все больше обогащаться за счет интеграции в новые платформы», — сказал он.

njzhz2ywir3owghz0gofofbgnp0.png
Проникновение интернета в возрастных группах. Источник: Омнибус ГФК-Русь, вся Россия, население 16+

«Стремительный рост сегмента «mobile only» меняет все лицо интернета. Интернет уже в ближайшем будущем может стать прежде всего мобильным, и только во вторую очередь десктопным. Для интернет-сегмента это означает смену приоритетов при развитии digital продуктов, коммуникаций, рекламы. Производителям, ритейлерам и контент-провайдерам уже сейчас стоит убедиться, что их текущие продукты готовы для мобильных пользователей», — прокомментировал ситуацию Сергей Кетов, руководитель отдела медиа-исследований GfK Rus.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков отметил, что в России до сих пор фиксированным интернетом не охвачено примерно 40% домохозяйств: это и есть потенциальная аудитория исключительно мобильного интернета. Фиксированным интернетом могут не пользоваться арендаторы квартир, а также молодёжь, привыкшая к портативной электронике.

Всероссийский омнибус GfK — это регулярные опросы населения России в возрасте от 16 лет и старше по репрезентативной общенациональной выборке.

© Habrahabr.ru