200 лет шрифту Брайля: как себя сегодня чувствуют ассистивные технологии в сети?
В 1824 году 15-летний незрячий французский мальчик Луи Брайль изобрел рельефный шрифт, которым сегодня пользуются люди с нарушениями зрения по всему миру. Так появилась первая полноценная ассистивная технология в истории. В этой статье я расскажу, какие еще технологии подобного рода у нас есть сегодня в цифровом мире — в котором так многое зависит от способности видеть, читать и кликать.
Рельефный шрифт
Строго говоря, Луи Брайль (1809–1852) был не первым, кто придумал особый осязательный шрифт для незрячих. Первым был Валентин Гаюи (1745—1822), тоже француз, сам зрячий, который, кстати, несколько лет прожил в России и основал в Петербурге первые учебные заведения для незрячих детей.
Важное отличие шрифта Брайля, которое обусловило его мировую популярность: это был двоичный код. Гаюи, по сути, просто сделал буквы выпуклыми, его буква А была буквой А, никаких изысков. Юный Луи же разработал именно двоичный код из шести точек и двух столбцов — причем его код появился значительно раньше, чем разработка Сэмюэла Морзе (хотя Брайль родился на 18 лет позже него).
Вдохновением для 12-летнего Луи Брайля, —, а потерял зрение он еще в 3 года из-за несчастного случая — послужила военная разработка «ночная азбука» (L'écriture nocturne) капитана Шарля Барбье. Она состояла из выпуклых точек и тире, которые выдавливались на бумаге стилусом, и солдаты могли «читать» эти записки в темноте.
Это было уже прогрессом по сравнению с просто выпуклыми буквами Гаюи, но система Барбье тоже не годилась для универсального использования: она кодировала буквы, а не звуки, и прочитать записку часто можно было по-разному, а достаточно длинные тексты таким способом передать очень трудно.
Незрячий вундеркинд Брайль взял за основу «ночную азбуку» и за три года разработал собственную систему, которая фактически применяется и сегодня по всему миру как единственная универсальная письменность, доступная слепоглухим. В рамках урбанистической доступности рельефный шрифт Брайля используется в общественных местах, на улице и в транспорте, в лифтах и банкоматах, а также на табличках у достопримечательностей.
В шрифте Брайля каждый символ, присутствующий в обычном письменном языке, то есть буквы, цифры и знаки препинания, кодируется в виде одной или нескольких точек в клетке размером две на три точки (причем каждая точка может быть плоской или выпуклой). Всего в каждой клетке может находиться, таким образом, одна из 64 комбинаций. Если вам интересно узнать больше о том, как кодируются сообщения в шрифте Брайля, вот подробный разбор.
Люди с ограниченными возможностями существовали во все времена —, но XXI век, без преувеличения, лучшее время, в которое им довелось родиться. Ассистивные технологии сегодня существуют для людей практически со всеми видами ограничений и позволяют им вести гораздо более комфортную жизнь, чем за все предыдущие столетия истории человечества.
В некоторых странах (в первую очередь в США, где в 1990 году приняли закон Americans with Disabilities, также известный как ADA) за компаниями и организациями, создающими какой-либо контент, закреплена обязанность снабжать его альтернативными методами доступности для инвалидов. Ниже я расскажу в том числе о своем опыте работы в этой сфере (конкретно в связи с законом ADA).
Подумать только, а ведь все это движение началось всего 200 лет назад, со шрифта, который придумал 15-летний мальчик.
Ассистивные технологии
Ограниченность возможностей человека измеряется мириадами деталей и нюансов. Для целей этой статьи я очень грубо поделю их на четыре большие группы:
Нарушения зрения, вплоть до полной его потери.
Нарушения слуха, вплоть до полной его потери.
Моторные нарушения (вплоть до паралича).
Когнитивные и психические нарушения.
Рассмотрим, какие для каждой из этих категорий есть технологические решения при доступе к компьютерному контенту. Универсально принятый термин для таких специальных возможностей — accessibility или «доступность». Кстати, 16 мая был Global Accessibility Day, в 2024 году он отмечается уже в 13-й раз.
Нарушения зрения
При отсутствии нарушений слуха (когда проблемы только со зрением), одно отсутствующее чувство компенсируется другим, и информацию незрячие пользователи получают через аудио. Еще в 1960-х в Японии была разработана технология text-to-speech, то есть озвучивание текста синтезированным компьютерным голосом.
Тогда еще это выглядело и работало очень просто, без доступных сегодня многочисленных возможностей (разные типы голосов, разная скорость воспроизведения, итд).
Сейчас практически во всех основных смартфонах и компьютерных ОС есть тот или иной вариант text-to-speech утилит. Например, на MacOS это система VoiceOver. Она озвучивает информацию, в том числе, текст, содержащийся в документах и окнах, таким образом выполняя функцию скрин ридера. В операционных системах Windows, начиная с версии Windows 2000, встроено аналогичное экранное считывающее устройство Microsoft Narrator, в устройствах с ОС от Google — Talkback.
Скрин-ридеры (программы чтения с экрана) — основное средство общения с интернет-миром для людей, у которых зрение серьезно нарушено или отсутствует полностью. В случае веб-страниц скрин-ридеры запрашивают информацию об элементах, которые отображены на экране, и произносят их вслух.
Простой пример: те, кто хоть раз заливал картинки на HTML-страницу, помните текстовый атрибут Alt с кратким описанием того, что изображено на картинке, которое отображается, если изображение не грузится или всплывает при наведении курсора?
Именно этот текст вместо картинок скрин-ридеры и зачитывают. Пусть будет стыдно всем тем, кто оставляет атрибут Alt для изображений пустым (мне лично стыдно, я никогда не задумывался в молодости, зачем он нужен, и не заполнял его).
Есть много разных программ экранного чтения с различными фанбазами со стороны пользователей, объяснить тонкости их различия постороннему зрячему человеку довольно трудно. Это JAWS от Freedom Scientific, Window-Eyes от GW Micro, NVDA от NV Access и многие другие.
Одна из основных проблем использования скрин ридеров — неадаптированный веб-контент, в результате чего программа читает «мусорные» HTML-заголовки или сообщения об ошибках вместо текстового контента. Есть также сотни (без преувеличения) других проблем доступности, о которых люди без нарушений и не подозревают. Чтобы подобного не происходило, еще много лет назад были разработаны специальные accessibility-гайды, актуальный называется WCAG 2.0.
Факт, о котором я не подозревал до своей работы со скрин ридерами
Вероятно из-за того, что незрячим пользователям нередко приходится продираться сквозь километры неадаптированного, мусорного и бесполезного текста, скорость чтения вслух у их скрин ридеров нередко выкручена на x2 и больше, так что для нетренированного уха порой сложно уловить смысл произносимого.
Насколько все серьезно в плане мусора на страницах?
В 2020 году организация WebAIM исследовала 1 миллион стартовых веб-страниц различных сайтов и нашла хотя бы одно нарушение стандартов WCAG почти на всех (более 98%). Среднее число ошибок доступности на веб-странице составило 60.
Наиболее частые: отсутствие атрибута Alt у картинок, отсутствие описаний у ссылок и кнопок (так что незрячему совершенно непонятно, куда они ведут и что будет, если их нажать), а также отсутствие атрибута, на каком языке написана страница (из-за чего скрин ридер не может ее, например, автоматически перевести с иностранного языка).
Не скрин ридерами едиными: есть еще одно, куда более дорогостоящее (несколько тысяч долларов), техническое средство для незрячих и слабовидящих — тифлодисплей, на котором расположена строка вывода текста с помощью меняющихся выпуклых вертикальных штырей, рисунки которых пользователь может считывать пальцами.
К сожалению, большинству незрячих и слабовидящих людей подобная техника недоступна (в отличие от бесплатных скрин-ридеров, которые доступны каждому). Изучить тему можно подробнее, прочитав эту статью про тифлодисплеи на Хабре. Несмотря на прошедшие годы, реалии изменились не сильно.
В быту, чаще всего, незрячие пользователи не пользуются мышью, а выбирают адаптированную или обычную клавиатуру, перебирая интерактивные элементы на странице, например, через Tab. Поэтому так важно задавать функциональные описания для каждого из элементов сайта.
Нарушения слуха
Пользователям с нарушениями слуха потреблять визуальный контент помогают closed captions (СС).
Это почти то же самое, что субтитры, с тем значимым дополнением, что текстом дублируются вообще все звуки, которые происходят в видео или фильме, помимо самих диалогов: *шорох*, *скрип калитки*, *тяжкий вздох*, *стук каблуков по полу*.
Пример смешной, но на самом деле дает представление о вызовах при написании CC.
Мне приходилось заниматься созданием CC и хочу сказать, что это весьма творческая работа, которая требует внимания и гибкости мышления со стороны того, кто их пишет. *Тяжкий* этот вздох или просто *вздох*? Зловещая ли музыка, которая начинает играть или веселая (upbeat)? Насколько важно в ходе интенсивного диалога отмечать какие-то параллельные звуки, и как все это уместить в строку?
Да, сейчас нейросети вроде как научились делать и это, но понятно, что они не несут ответственности за соблюдение качества контента (что критически важно для пользователей с нарушениями, которые будут это читать).
Есть много разных практик оформления субтитров и CC, на Хабре была и об этом интересная статья со множеством ссылок в конце.
Моторные нарушения
Вот это, наверное, самое сложное для адаптации — когда зрение и слух в порядке, но пользователь не может вступить в тактильное взаимодействие с компьютером или телефоном, по крайней мере, традиционным способом.
Существует ряд технологий —в зависимости от специфики двигательных нарушений — разной степени доступности, в том числе в плане цены. В основном это или управление глазами или управление ртом. Даже в случае сохранения остаточной подвижности в руках все равно необходима адаптация управления по принципу одной кнопки вместо многих.
Есть и другие варианты. Вот, например, на Хабре (десять лет назад!) был обзор технологий по управлению компьютером глазами (для полностью парализованных пользователей). Подобные технологии постоянно развиваются. В прошлом году Google представила проект управления компьютером при помощи мимических мышц лица, а Sony выпустила адаптивный джойстик для PlayStation. В этом году на CES 2024 была представлена доработанная версия контроллера MouthPad, позволяющего управлять разными устройствами с помощью языка. Microsoft также в 2024-м представила контроллер для игроков с ограниченными возможностями — Proteus.
Есть также более экспериментальные разработки вроде умных контактных линз и нейроимплантов, но пока это все, к сожалению, остается в области очень дорогой фантастики.
Когнитивные и психические нарушения
Если все остальные органы чувств у пользователя в порядке, а какие-либо нарушения относятся именно к головному мозгу, адаптация для него контента также представляет собой отдельный и более сложный процесс.
Ключевое значение для адаптации имеют незагроможденный экран, неосложненная навигация и использование простого языка в текстах. Первые два фактора легко посчитать технически в процентах от площади экрана и в количестве кликов от точки входа до искомой цели. Третий более субъективен, но тоже понятен.
Адаптация контента для людей с когнитивными нарушениями (например, неспособностью сконцентрироваться или нарушениями интеллектуального развития) в некоторых случаях практически невозможна — например, в случае сложных социальных процессов или научных концепций.
И все же — вы удивитесь, как много с виду сложных вещей можно переложить простыми словами. Знаменитый принцип «explain it to me like I«m five» здесь очень полезен в самом буквальном смысле. Мне неоднократно приходилось этим заниматься по работе (расскажу дальше подробнее), и математика с физикой среднешкольного уровня, как выяснилось, адаптируются без проблем.
Другая сложная тема, очень серьезная, но над которой нередко издеваются в интернете и соцсетях — это trigger warning«и. Когда-то это были предупреждающие надписи только о требованиях закона (например, что фильм 18+, или что он содержит сцены курения или стробоскопические вспышки света), но сейчас это сильно расширилось. На западе практику предупреждений о потенциально провоцирующих приступы вещах (тревожность, ПТСР, пугающие сцены, насилие) активно внедряют в телесериалы, а во всяческих неформальных сообществах, например, авторов фанфиков, предупреждать заранее аудиторию о потенциально тревожных темах уже давно в порядке вещей.
Trigger Warning«и непривычны для нашей культуры (и тем более для людей нашего и старшего поколения, которые с детства привычны к контенту, полному насилия и шокирующих сцен), но это то, к чему стоит относиться серьезно. Все хотят потреблять контент, смотреть по вечерам сериалы, читать тексты. И для людей, страдающих от определенных психических расстройств (о которых вы, возможно, даже не слышали) предшествующее контенту предупреждение — практически единственный способ узнать заранее, что возможно им не стоит для собственной безопасности это смотреть или читать.
Пример скрытия определенных сцен по триггер-тегу в сериале Breaking Bad
Accessibility сервисов и приложений
Это отдельная огромная тема, и в одной статье нельзя объять необъятное. Скажем только, что пионером в обеспечении доступности в России, по-видимому, был «Яндекс». Кстати, прямо сейчас в Москве проходит хакатон по созданию инклюзивных навыков виртуального голосового помощника «Алиса» под руководством экспертов компании.
Удивительно, что в статье «Яндекса», опубликованной каких-то 9 лет назад на Хабре, еще приходилось объяснять, зачем адаптация для инвалидов вообще нужна компаниям:
«У многих может возникнуть вопрос: «А зачем всё это?» По нашим наблюдениям, у компаний есть несколько мотиваций для обеспечения доступности.
Моральная. Человек с ограниченными возможностями здоровья ничем не хуже остальных. Он хочет / может / имеет право пользоваться полной функциональностью сервисов и продуктов, наравне со всеми остальными.
Финансовая. Пользователь с ограниченными возможностями — такой же клиент, покупающий ваши продукты или услуги. Обеспечение доступности в этом случае способствует увеличению доли рынка или выходу на новые рынки.
Юридическая. Неотъемлемое право доступа к информации и услуге охраняется законами многих стран. В США и Евросоюзе принято антидискриминационное законодательство, которое обязывает разработчика учитывать интересы пользователей с ограниченными возможностями здоровья».
Оцените, что называется, разницу между тогдашней accessibility awareness и сегодняшней (когда уже и в России есть специальные приложения, проверяющие другие приложения на предмет типичных ошибок недоступности пользователям с ограниченными возможностями). Очень радует, что отношение меняется в лучшую сторону, равно как меняется и осведомленность общества.
Хорошо также, что адаптацией доступности занимаются сегодня и разработчики видеоигр (а не только «серьезного» контента вроде образовательных курсов, как еще лет 10 назад). Вот прошлогодняя подробная статья о том, как это происходит.
От себя замечу, что первенство по количеству опций доступности, безусловно, забирает игра Last Of Us, Part 2, разработчики которой внедрили более 60 (!) настроек звука, изображения и сложности, чтобы охватить максимальное количество пользователей с нарушениями восприятия.
Адаптированный игровой режим для людей с нарушениями зрения
При этом разработчики столкнулись с интересными творческими вызовами, о которых даже не подозревали ранее. Например, в высококонтрастном режиме (когда друзья и враги выделяются разными цветами):
«Одна из центральных тем игры — это трудности с тем, кого нужно считать врагом, а кого — другом. И потому было сложно воссоздать самые напряженные сюжетные сцены в высококонтрастном режиме — если персонаж кажется и другом, и врагом, каким цветом его нужно делать?» — Эмилия Шац, ведущий геймдизайнер The Last of Us Part II.
Вообще разработка accessibility-части для приложений требует изрядного изменения оптики, чтобы посмотреть на мир по-другому. Видите, что я имею в виду? Мы не можем избавиться от визуальных метафор даже в повседневной речи. Как же нам понять, как воспринимает мир (даже по-английски worldview, мировоззрение, это опять зрительная метафора) человек, который его не видит?
Я попросил прокомментировать этот момент Илью Пономаренко — UX-редактора одного популярного приложения такси:
Работая с приложением, мы в первую очередь смотрим на интерфейс, дизайн, иллюстрации, текст, и от этого складывается наш пользовательский опыт. У людей с нарушением зрения главным источником информации становится текст и его озвучка. Чтобы им всё было понятно, мы очень подробно описываем каждый шаг и действие.
Вот, например, стандартное поле ввода мобильного телефона:
А вот так будет выглядеть текст войсовера, который зачитается телефоном: Enter your phone number, except country code, selected code is +61.textfield, tap to open keyboard.button
Чтобы лучше понять, как работает данная технология, я включил войсовер на своём телефоне и выключил экран. Ведь незрячие люди чаще всего пользуются телефоном с полностью выключенным экраном. В результате нескольких часов такого эксперимента я отметил несколько вещей. Текст зачитывается очень быстро, и ты не всегда можешь понять, что именно зачитывается. Также само взаимодействие другое: мы привыкли тапать один раз и скроллить одним пальцем. С включённым войсовером правила полностью меняются — чтобы куда-то зайти нужно тапнуть 2 или 3 раза, а для скролла нужны 3 пальца, и так далее.
Президент США Джордж Буш-старший подписывает закон ADA, 26 июля 1990 года
Что я понял про ADA-птированный контент
В 2015–2017 годах я работал через подрядчика с одним очень крупным западным образовательным издательством, пусть они останутся безымянными, потому что не в этом суть. Не помню уже, как официально называлась моя должность (как-то нерелевантно), но фактически я занимался как раз адаптацией образовательного контента для детей с ограниченными возможностями на английском языке.
Я адаптировал для незрячих детей задачки и лабораторные работы по физике, химии и математике, описывая каждый элемент происходящего на экране короткой, информативной фразой. Иногда это было сложно, особенно когда речь шла про какие-то задачи со множеством переменных и вариантов взаимодействия. Иногда приходилось изобретать формулы для воспроизведения, чтобы не прописывать сто разных вариантов, а потом их корректировать, потому что что-то шло не так.
Я составлял описания каждого действия в коротких, развлекательных играх, и мне было очень трудно представить, как в них можно играть таким образом, без зрения. наверное, я просто не мог представить себе, как это — когда очень хочется хоть во что-нибудь поиграть, а все заточено под визуал.
Я создавал closed captions для детей, лишенных слуха, адаптировал контент, делая текст проще, чтобы его было легче понять, оптимизировал навигацию по странице и в приложениях. Словом, много чего делал.
Думаю, эта работа немало меня изменила. Я понял, что существует огромный, невидимый континент, где люди живут без возможности воспринимать мир так, как мы, и это огромная работа — пытаться помочь им получить полноценное образование.
При том — нарушение или потеря по отдельности слуха и зрения, — по отдельности еще не самые крайние случаи. Посмотрите, например, документальный фильм «Земля молчания и тьмы» (1971) Вернера Херцога о том, как живут, общаются между собой, проводят мероприятия и помогают друг другу люди, лишенные одновременно и слуха, и зрения — это очень страшное и познавательное кино.
В общем, надо быть добрее друг к другу и помнить, что то, что для вас банальная данность (например, зрение) — для многих фантастика, которую они и представить не могут.
Самый трогательный момент фильма Херцога: слепоглухим людям в зоопарке дают пощупать слона.
Юридические перспективы и заключение
Как уже говорилось ранее, в Америке еще с 1990 года действует закон ADA, в Евросоюзе его аналог European Accessibility Act появился только в 2019 году. Их действие распространяется, в том числе на все достаточно крупные коммерческие предприятия, которые обязаны обеспечивать доступность своих цифровых продуктов и приложений.
Никита Голубовский, юрист DDoS-Guard:
В России такого универсального закона, обязывающего помогать инвалидам ориентироваться в сети нет, как нет в законодательстве и самого термина «ассистивные технологии» (он будет впервые упомянут в 2027-м, если будут внесены дополнения согласно Федеральному закону от 25.12.2023 N 651-ФЗ).
Права инвалидов в РФ регулирует почти 30-летней давности Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В нем утверждается недопустимость дискриминации по признаку инвалидности, а также прописаны такие базовые вещи как улучшение качества их жизни, доступная среда и равные права инвалидов в сфере образования и медицинской помощи и иного социального обеспечения.
И хотя адаптация контента для людей с ограниченными возможностями относится к защите их прав, напрямую не является обязанностью авторов контента во всех сферах жизни общества. Согласно упомянутому Закону, защита и поддержка инвалидов являются расходными обязательствами Государства. На практике одной из таких мер государственной поддержки является адаптирование контента, который можно увидеть в сфере образования (на сайтах школ, вузов), медицины (на сайтах больниц, поликлиник), сайтах судов, государственных организаций и служб. Обеспечение доступности контента, публикуемого иными коммерческими организациями, будь то рекламные агентства, интернет-магазины, социальные сети или блогеры, в настоящее время нормативно не регулируется
Надеемся, что эта ситуация в перспективе изменится, так как в РФ проживает очень много людей с ограниченными возможностями — цифры резко разнятся в разных исследованиях, но речь определенно идет о миллионах граждан.