1Y@ABBYY: Часть 1 – Поиск работы и первые впечатления
Добрый день всем. Надеюсь, вы помните меня по рассказу о внутренней «кухне» разработки мобильного приложения к Играм в Сочи-2014. После окончания Игр мне часто поступали вопросы о том, куда и каким образом я устроился, нравится ли мне и пригодился ли опыт такого большого проекта, так что я решил посвятить этой истории отдельный пост и считаю, что он может быть полезен, стоящим на распутье или только начинающим свой карьерный путь.На мой взгляд, историй поиска и нахождения работы сильно не хватает на Хабре, а ведь это очень важный вопрос. При всей любви творческих профессионалов к своему бизнесу, предпринимательству и стартаперству, работа в отличной компании позволяет усилить множество компетенций, повысить скиллы практически по всем аспектам бизнеса и в целом дать возможность общаться с отличными людьми из разных областей бесплатно/без смс.
Поиск работыПримерно за месяц до завершения Олимпиады в Сочи и окончания контракта я, как и все остальные специалисты Оргкомитета, стал потихоньку искать работу. Так как проблема трудоустройства стояла практически у каждого, для всех желающих были организованы довольно интересные карьерные семинары, «уроки», личные консультации и «смотрины» топовых партнёров и просто желающих поживиться тщательно отобранными сочинскими кадрами.К сожалению, по IT-тематике предложений было не так много. Были ещё мечтания поехать на Олимпийские стройки в Бразилию на Рио-2016 или в Пхёнчанг-2018, в крайнем случае Баку-2015, но и жена не больно-то рвалась во все эти странные дали, и наши компетенции и запросы им не очень подходили.
В итоге стал искать работу на открытом рынке. Так как сам я, повторюсь, из Краснодара, привык к солнцу и морю, в первую очередь стал искать работу в Краснодарском крае. К сожалению, за весь месяц интенсивных поисков нашлась только одна вакансия менеджера мобильных проектов в кафе… В итоге основные предложения, которые интересовали, были из Москвы. Я подал заявки на более-менее подходящие вакансии на Apple.com и Google.com (позвонили из Apple, долго общался с HR из Лондона, но потом всё затихло) и стал мониторить работные сайты.
В принципе, по мобильной тематике предложений было действительно много от хороших и действительно интересных IТ-компаний. Создал несколько фильтров по ключевым словам и ежедневно просматривал добавившиеся. На подходящие и интересные откликался, писал сопроводительное письмо, что умею и почему хочу работать у них, и ждал ответа. Сопроводительное письмо всегда очень важно и даёт вам возможность более полно описать себя и вашу полезность. В любом случае, если вы действительно хотите работать на компанию и у неё есть подходящая вам вакансия, от чистого сердца написанное сопроводительное письмо is a must. Вот, кстати, хороший материал на эту тему.
Тестовые задания Чаще всего следующим этапом предлагали сделать тестовое задание. Тестовых заданий была просто уйма (видимо, все уже потихоньку научились отсеивать благодаря им неадекватных кандидатов), причём чаще всего ситуационные или на тщательное планирование. Несколько примеров: Дано несколько описаний будущих фич, нужно расписать примерный план-график, описать риски и способы их уменьшения; Дана текущая реализация какой-то фичи. Нужно продумать, как развивать функционал, каким образом подтвердить эту гипотезу (какие исследования, что из аналитики и т.д.); Написать ТЗ для подсистемы, достаточной для передачи в производство. Выполнить декомпозицию задачи, составить план проекта; В компании конфликт между тестировщиками и разработчиками (подробности описываются). Кто виноват и что делать? В последнем релизе поломалось API соцсетей, а следующий релиз приложения только через неделю. Что делать? Есть пример интерфейса. Нужно описать элементы, выделить проблемные места, описать, каким образом исправить, и прислать описание задач для дизайнера и разработчика. Иногда был просто ряд вопросов на адекватность в стиле «опишите необходимый состав команды для разработки приложения», «когда применимы гибкие методологии, а когда — нет». В итоге на каждый ответ часто уходило от 1 до 4 часов, что при условии активной работы над Паралимпийскими Играми и дежурств довольно напрягало. Но так как я в целом фанатею от решения различных задач, время находилось.Собеседования Потом шла череда собеседований. Во время сочинского этапа это были разговоры по Skype. Причем иногда сразу после дежурств (то есть в яркой форме и с заспанными глазами, представляю удивление HR-ов) или, например, поездок на объекты (тут спасибо 4G от Мегафона, говорю искренне). В общем, веселые видеотрансляции, полагаю, у людей были. Но вроде как всё прошло удачно. В итоге после череды собеседований оставил для себя 3 компании, в которых я действительно хотел работать по интересности и амбициозности задач и максимальной применимости моих компетенций Одной из них была ABBYY. С мобильными продуктами компании я столкнулся на первом MDDAY, в 2010 году, куда ещё совсем зеленым андроид-программистом полетел, еле наскребя на авиабилет. Было действительно здорово видеть топовую софтверную компанию с интересными продуктами типа ABBYY Business Card Reader или ABBYY TextGrabber на только зарождающиеся мобильные платформы.
Практически все компании из моей тройки лидеров предлагали ДМС, спортивный зал, обучающие курсы в офисе, свободный (разной степени свободы) график. Видимо, сейчас это какой-то обязательный минимум для IT-шников. Из того, что отметил по описанию вакансии в ABBYY, — компенсация аренды жилья (как выяснилось потом, зависит от стоимости аренды и величины зарплаты), действительно хороший выбор курсов по языкам, детская комната (об этом чуть позже).
Офисы Расположение офисов различалось довольно сильно. У одной компании — в хорошем и дорогом месте в центре, у двух других — чуть подальше. Раньше я работал (и некоторое время жил) на Полянке и, конечно, преимущество наличия кафе, кинотеатров, точек выдачи заказов интернет-магазинов, исторических мест и парков рядом очень привлекало. «Спальники», с одной стороны, пугали, с другой — можно было снимать жильё рядом с работой и ходить пешком (или на самокате, что я и делал).Собеседований на каждом потенциальном рабочем месте было несколько, со специалистами разных уровней, и, в общем-то, практически везде они были довольно благоприятные и позитивные. Офисы, кстати, у многих IT-компаний необычайно круты! Статьи и фоторепортажи этого не передают.
К ABBYY было добираться не так удобно от метро «Отрадное» (север, серая ветка), нужен был вход через проходную для получения заказанного пропуска, потом еще пройти 5 минут — и попадаем в 7-этажное здание буквой «П» с парковкой для велосипедов.
В то время я не читал обзоров офиса от блогера Сергея Мухамедова и Village (посмотрите, они клёвые), поэтому, добравшись до здания, настроен был весьма скептически. Традиционные рабочие места — кубиклы, HR-ные переговорки в то время были довольно обыкновенны, «сильнопропускная» система.
Но дьявол, как водится, был в деталях.Во-первых, столовая на первом этаже оказалась отличная. Извините за такие «базовые» потребности, но за тем, что я ем, слежу, стараюсь придерживаться вегетарианства и к качеству продуктов вкупе с ценой отношусь тщательно. Питаться ланчбоксами как-то не хотелось. Столовая же пришлась по вкусу и мне, и жене, и даже сыну, когда заходят в гости.
Вот примерное меню в столовой Во-вторых, то, чего не было ни у кого из «конкурентов», — детская игровая комната. Пока мы стоим в очереди в детский сад (да, в Москве это всё ещё огромная проблема) и ходим на «развивашки», детская комната стала спасением пару раз в неделю. Приводишь на работу утром, обедаешь вместе с ребёнком, вечером вместе идём домой. Там ему интересно, часто бывают другие детишки — в общем, всё отлично.
В-третьих, переговорки и в целом офис оказался со «скрытыми жемчужинами». Например, переговорки все разные и оформлены в разных стилях: снежная, библиотека, настольные игры, восточный зал, «с черепашкой», большой конференц-зал. Сразу видно, что обстановка создавалась с душой и заботой.
Есть тренажёрный зал + зал с зеркалами для групповых программ, настольный теннис, массаж, массажное кресло, врач в офисе, настольный футбол, приставки, пуфики, оборудованные кухни.
В общем, находиться приятно. В отделе кадров вообще можно покататься в гамаке ☺
В-четвёртых, что окончательно «добило» мое экологическое сознание, — это коробки для сбора вещей на переработку и передачу на благотворительность. Я был несказанно рад, когда удалось сдать накопленные за долгую жизнь батарейки в «МедиаМаркт», когда они начали их принимать. Но убитые энергосберегайки до тех пор лежали мертвым грузом и ждали своего часа, так как принимают их мало где (кстати, вот актуальная ссылка на сайте Greenpeace). А тут я вижу работающий механизм прямо рядом с рабочим местом! Просто респектище всем, кто принял такое решение!
Про благотворительность тоже особый разговор. Здесь действительно можно отдать вещи, бытовую технику, внести взнос, стать волонтёром, помочь детям и взрослым. Даже Ice Bucket Challenge был воспринят всерьез и вместо обливания оказали реальную помощь человеку с этим заболеванием.
Ну и компенсации тоже зацепили: компенсация занятий спортом, приобретения литературы, корпоративный тариф мобильной связи, скидки на страхование, компенсации аренды жилья, материальная помощь в важных жизненных ситуациях, даже частичная оплата няни для ребенка сотрудника!
Я как-то очень подробно распинаюсь по поводу всяких «плюшек», что, возможно, складывается ощущение, что только из-за каких-то «планшетиков со смузями» ABBYY и можно было выбрать. Абсолютно нет. И коллектив, и руководство, и график, и обязанности, и возможности сразу же устроили полностью. Но все остальные моменты настолько разительно отличались в лучшую сторону, что порой диву даёшься, что это всё есть в реальной российской компании.
Единственное, что лично мне как-то не хватало, — это ощущение такой «движухи» и стартаперства. То есть компания уже давно на рынке, процессы неплохо работают, много всяких систем и библиотек создано, много каких инструментов попробовали, все к ним привыкли и «торопиться некуда» — планомерно двигаемся вперёд. Сдвинуть эту махину в какую-то другую сторону, использовать другой таск-менеджер или отойти от SVN, например, казалось какой-то нечеловеческой задачей.
Но в итоге не особо долго думая я принял предложение компании ABBYY и стал продукт-менеджером мобильного семейства ABBYY Business Card Reader. Причём на следующий день после выхода на работу был мой день рождения (как раз сегодня ровно год).
Но об этом, процессах работы в компании, а также страшном секрете, который знают только сотрудники, — в следующей серии.