10 тысяч поездок: статистика Атома обосновывает введение двухместного такси
Всем привет! Мы — команда Атома, которая работает над версией электромобиля для такси, и хотим поделиться результатами нашего исследования о двухместных такси. В ходе работы мы провели более 10 тысяч поездок на автомобиле, в котором отсутствовало переднее пассажирское кресло. Это позволило нам тщательно проанализировать эффективность и удобство такого формата перевозок и подтвердить наши гипотезы.
Вводные
Атом — это электромобиль для новой городской мобильности. Создаются версии как для частных лиц, так и для разных сегментов бизнеса: такси, каршеринга и доставки. Каждая из версий имеет свою уникальную комплектацию. Например, в версии для такси будет отсутствовать переднее сиденье. Однако для того чтобы оценить эффективность планируемых решений, перед серийным производством и для адаптации автомобиля к реальным потребностям пользователей нужно проводить систематические исследования и тестирования.
Атом в версии для такси — это разработка, основанная на исследованиях и наблюдениях. В современных городах и мегаполисах пассажиры ценят комфорт и удобство. Заметив, что водители часто двигают переднее сиденье вперед, чтобы освободить место сзади, наша команда решила изучить, насколько эффективно будет двухместное такси.
Ключевым вопросом при реализации идеи стало опасение, что непривычное количество мест в такси может вызвать неудобства, так как водители не всегда заранее знают число пассажиров. В результате такие ситуации могут приводить к отказам в обслуживании и вынуждать группы из трех-четырех человек заказывать новое такси, что чревато потерей времени.
Для получения более точной информации наша команда провела серию исследований. В этом процессе активно участвовали крупные таксопарки Москвы и Санкт-Петербурга, заинтересованные в нашем электромобиле. Они порекомендовали надежных водителей для участия в опросе, что способствовало получению более качественных данных.
Для проведения первичного опроса была разработана форма в Google, в которой водители могли указывать число пассажиров после каждой поездки. Однако большинству водителей оказалось удобнее отправлять данные в телеграм-чат, созданный для координации и оперативного ответа на вопросы. Это добавило работы исследователям, так как данные пришлось переносить вручную, но способствовало поддержанию активности водителей, поскольку они могли следить за результатами и получать вознаграждение.
В течение года мы провели семь итераций опроса, привлекая различных водителей. Результаты каждой итерации оказались схожими, что укрепило доверие к полученным данным. Однако в декабре мы заметили рост количества поездок с участием 2–4 пассажиров, что было связано с зимними праздниками.
Итоги исследования
Анализ данных за семь итераций исследования, проведенного с июля 2023 по август 2024 года, предоставил информацию о более чем 10 000 поездках. Доля поездок с участием 1–2 взрослых пассажиров или 1 взрослого и ребенка составила 91% от общего числа.
Подробная статистика:
61% поездок — один взрослый пассажир;
26% — два взрослых пассажира;
5% — три взрослых;
4% — один взрослый и один ребенок;
2% — два взрослых и один ребенок;
1% — четыре взрослых.
Эти данные подчеркивают обоснованность перехода к модели двухместного такси, что может значительно повысить комфорт пассажиров и оптимизировать использование пространства.
«Параллельно мы проводим дополнительные исследования, чтобы оценить важность тех преимуществ, которые пассажиры получат в случае отсутствия переднего кресла в такси. Отзывы вдохновляют нас на дальнейшую проработку этой идеи. Например, один пассажир высокого роста во время поездки в автомобиле без переднего кресла спросил: «А вы дальние переезды делаете?». Другой уточнил, можно ли выбрать такую конфигурацию салона при заказе такси. Учитывая обратную связь, мы провели анализ потребностей пассажиров на всех этапах поездки. Помимо пространственных решений, пользователям важен и уровень сервиса, включая вежливое отношение водителя, чистоту автомобиля и возможность зарядки гаджетов», — Ираклий Лакрба, руководитель направления «Пассажирская мобильность» бренда Атом.
А что мы делаем еще?
Помимо статистических данных мы проводим серии глубинных интервью, чтобы понять, почему люди выбирают такси повышенного комфорта, такие как «Комфорт», «Комфорт+», «Бизнес» и «Детский». Ответы более чем 40 респондентов показывают, что современное такси — это не только способ передвижения по городу, но и уникальная услуга, замену которой сложно найти в определенных жизненных обстоятельствах.
Например, это может быть случай, когда необходимо работать во время поездки в офис, или когда человек не хочет пользоваться общественным транспортом из-за плохого самочувствия. Также это актуально, когда заказываешь такси для своих родителей преклонного возраста и нужно быть полностью уверенным в безопасности поездки как со стороны водителя, так и автомобиля.
Несмотря на разнообразие ситуаций, в которых поездка на такси становится незаменимой для городского жителя, потребность в комфортабельном и надежном автомобиле остается одной из ключевых причин для перехода на более дорогие тарифы. Это актуально даже в тех случаях, когда пассажиру приходится дольше ждать такси или платить больше, чем за другие средства передвижения.
Важно отметить, что Атом в версии для такси будет представлен в двух комплектациях: одна из них будет без переднего кресла, а другая — в классическом исполнении. Также ведется разработка решения, которое позволит пассажирам заранее получать информацию о доступных местах в такси через приложение. Это значительно повысит удобство использования приложения, так как оно будет ориентировано на удовлетворение различных потребностей пользователей, делая каждую поездку более приятной и комфортной.