10 трендов в мире финтеха, которые полезно знать стартапам
Этой статьей мы начинаем цикл материалов, посвященных созданию финтех-стартапов. Первый пост из запланированной серии будет интересен тем, кто задумывается об основании финансово-технологического проекта. Наша компания PayOnline, которая специализируется на автоматизации приема онлайн-платежей, уверена, что для предпринимателей, впервые создающих стартапы в данной области экономики, будет полезно знать о тенденциях развития индустрии и учитывать их при построении своих бизнес-моделей и стратегии развития бизнеса.
Вступление
Прежде чем основать финтех-стартап (впрочем, как и любой другой проект), вам нужно понимать, с какими трудностями вам предстоит столкнуться. Не стоит недооценивать темпы восприятия товара клиентами. Нередко случается так, что о конечном пользователе забывают, разрабатывая «идеальный» продукт, что неминуемо приводит к проблемам после того, как продукт увидит свет. В итоге довольно часто стартапам приходится тратить дополнительные ресурсы и время на то, чтобы донести людям тот факт, что созданный ими продукт призван облегчить жизнь клиентов, что они действительно в нем нуждаются. И поэтому не стоит забывать, что разрабатываемый продукт должен быть идеальным именно для конечного пользователя, а не только для самих создателей, чьи суждения о его полезности могут быть неправильными. Чтобы не попасть впросак, очень важно заблаговременно провести исследование рынка, несмотря на то, что эта стадия может быть весьма затратной по времени и ресурсам.
В условиях скромных ресурсов и ограниченного доступа к клиентским базам стартапы нередко сосредотачивают свои усилия на решении локальных проблем и не задумываются о выходе на глобальный рынок, что позднее может обернуться серьезными проблемами. Поэтому основателям стартапов необходимо заранее продумывать стратегии для дальнейшего масштабирования бизнеса.
Как правило, молодые компании опираются на средства учредителей, однако мало кто на ранних стадиях развития стартапа обращается к помощи бизнес-ангелов или инвесторов. Большинству стартапов не хватает поддержки экспертов в выбранной индустрии, которая добавила бы им профессионализма и помогла бы совладать со множеством факторов.
Если вы хотите развить свой стартап в успешную компанию, то одних современных технологий недостаточно — вам просто не обойтись без хорошей маркетинговой стратегии. Не зацикливайтесь только лишь на своем продукте — помните о развитии собственного бизнеса. Чтобы продать свой продукт, нужно познакомить с ним потенциальных покупателей, а это задача маркетинга.
Знание законодательной базы даст основателям молодых компаний ряд преимуществ. К тому же не стоит забывать о том, что в сфере финтеха нередко банки стоит рассматривать как потенциальных партнеров либо клиентов, нежели конкурентов. Помимо этого, основатели стартапов столкнутcя с множеством других проблем, которые могут отличаться в зависимости от выбранной ниши и рынка.
Тренды финтеха: Топ-10
А теперь давайте рассмотрим основные тренды в мире финтеха:
Тенденция 1: Переход от инновационных бизнес-моделей к технологическим инновациям
В последние годы рынок финансовых услуг претерпел значительные изменения благодаря появлению множества финтех-стартапов, число которых продолжает стремительно расти. Как это ни странно, но инновации в отрасль были принесены не финансовыми экспертами, а специалистами по технологиям и людьми, стремящимися использовать современные технологии на благо лучшего опыта, получаемого клиентами.
Тенденция 2: Аутентификация личности и безопасность выходят на первое место
Благодаря технологическим инновациям совершать транзакции становится проще и проще, но вместе с тем все отчетливее стоят и вопросы безопасности. Огромное число приложений позволяют пользователям совершать транзакции одним-двумя кликами. Однако именно эта простота делает транзакции более незащищенными, а вопросы аутентификации личности пользователя и защиты от мошенничества становятся куда более сложными. В то время как в ответ на стремительное развитие финтеха банки объединяют свои усилия в создании мощной сети, компании, которые занимаются защитой от мошенничества и аутентификацией личности, также действуют сообща для предоставления наилучшего возможного пользовательского опыта.
Тенденция 3: Банки — если не можешь бороться, тогда возглавь
Банки нашли новую стратегию в борьбе со временной угрозой доминирования свежеиспеченных компаний финтеха — гиганты банковской индустрии стали объединять свои усилия для того, чтобы сообща становиться новым источником инноваций. Они переняли у финансово-технологических стартапов желание предоставлять наилучшую ценность для конечного клиента, и крупнейшие игроки рынка также стали одержимы ранее чуждыми для них финтех-инновациями. Многие из них организовывают инкубаторы для развития стартапов в отрасли. Мощь банков позволяет им делать значительные инвестиции в развитие инноваций. Кроме того, банки имеют ряд преимуществ, среди которых критичным является доступ к огромной клиентской базе — то, чего нет у молодых компаний финтеха.
Тенденция 4: Многоканальный опыт важен
Мобильная революция является важным фактором, который обязательно нужно иметь ввиду, и для того, чтобы добиться успеха, компаниям стоит учитывать, что их продукт должен быть доступен на различных устройствах. Благодаря возросшей популярности смартфонов изменился подход пользователей к совершению покупок, а эти перемены в поведении клиентов в значительной мере повлияли на политику компаний, предоставляющих услуги и продающих товары. Таким образом, отрасль розничной торговли претерпевает существенный сдвиг: сокращается число покупателей в традиционных магазинах, онлайн-исследования обретают особое значение, а смартфоны становятся неотъемлемой частью шоппинга.
Тенденция 5: Финтех-революция имеет глобальные масштабы
В 2015 году общая сумма инвестиций в финансово-технологические компании составила около 50 млрд долларов. Ниже расположена карта, представленная на FinTech Week London 2015, на которой указаны размеры инвестиций в финтех-компании по регионам. Отсюда можно сделать вывод, что наибольшие средства в развитие отрасли вкладываются в США, Европе и Азии. Однако интересен и очевиден тот факт, что появляются новые центры инноваций: Африка и Австралия.
Тому, что инновации отрасли способствуют функционированию компаний на глобальном рынке, существует несколько причин. Одной из них является то, что инновации исходят от специалистов, разбирающихся в современных технологиях. Увеличение технологической конкуренции способствует развитию бизнеса без границ. Технологические достижения позволяют компаниям оперировать на глобальном рынке, несмотря на то, что физически они могут находятся в одной лишь стране, что способствует росту конкуренции для местных компаний, которые не достигли подобной стадии развития технологий.
Другой причиной является тот факт, что технические инновации по природе своей быстро внедряются и позволяют финтех-компаниям за сравнительно короткий период времени сделать значительные продвижения и выйти на новый уровень. Помимо всего прочего, финансово-технологические стартапы, не имея такой огромной клиентской базы, как те же банки, вынуждены участвовать в международных конференциях, различных событиях и выставках.
Тенденция 6: Появляются новые игроки отрасли
Технологические компании, которые до этого не занимались финансами, обратили внимание на растущую популярность финансово-технологического сектора, и без лишних промедлений начали продвигать собственные инициативы в отрасли. Такие IT-гиганты, как Microsoft, Intel и Google проявляют живой интерес к финтех-сектору, подкрепляя его немалыми инвестициями.
Тенденция 7: Появляются новые виды партнерства
Ранее мы говорили о растущем интересе к финтех-стартапам со стороны IT-гигантов и банков. Этот интерес повлек за собой новые потоки инвестиций и появление инкубаторов. Однако рука об руку с финтех-индустрией идут и другие игроки рынка, поле деятельности которых на первый взгляд не связано с финансами, в то время как они могут стать конкурентами финансово-технологических компаний. Это такие компании из сферы социальных медиа, как Facebook и WeChat, которые поняли, какие огромные возможности им могут принести финансовые транзакции внутри их социальных сетей.
Тенденция 8: Финтех эволюционирует
Несмотря на наступление финтеха, банки устояли перед лицом новой конкуренции — развитие финансово-технологической индустрии произвело на них незначительный эффект. Так можно охарактеризовать первую фазу развития отрасли. И тем не менее, существует множество предпосылок для значительных изменений в секторе, благодаря которым финтех эволюционирует, расширяя свои границы и выходя за рамки платежей и кредитов. Так называемая вторая версия финтеха (Финтех 2.0, как она была названа в статье FinTech 2.0 Paper: Rebooting Financial Services) будет основана на облачных технологиях и отчасти станет результатом перехода к открытым данным.
В то время как некоторые финтех-компании сегодня сосредоточены на гонке за статус единорогов, Финтех 2.0 дает гораздо большие возможности для кардинальных глобальных изменений инфраструктуры и функционирования всего финансового сектора экономики. Чтобы реализовать возможности Финтеха 2.0, банки и финансово-технологические компании должны сотрудничать, дополняя друг друга.
Тенденция 9: Платежи и кредитование — самые привлекательные области финтеха
Существует большое разнообразие среди типов игроков в индустрии финтеха. Однако некоторые ее области кажутся более привлекательными для инвесторов и притягивают к себе больше внимания, нежели все остальные. На расположенной ниже диаграмме, взятой из статьи портала LTP, мы видим, как инвестиции распределились по секторам финтех-индустрии в 2013 и 2014 годах. Из диаграммы следует, что львиная доля инвестиций пришлась именно на сектора платежей (14%) и кредитования (19%).
Тенденция 10: Число единорогов финтеха растет
За последние два года число единорогов отрасли значительно увеличилось. Ряды стартапов стоимостью более миллиарда долларов пополнили такие компании, как Stripe, POWA Technologies, Avant, Prosper и One97. Несмотря на то, что с появлением новых игроков усиливается и конкуренция, это скорее хороший знак для новых и еще не появившихся финансово-технологических компаний, так как свидетельствует о том, что инвесторы готовы вкладывать огромные средства в предприятия финтеха, что и служит катализатором роста оценки стартапов.
Для написания данной статьи использовались материалы портала LTP. Оставайтесь с нами и подписывайтесь на корпоративный блог нашей компании PayOnline — в ближайшее время мы продолжим цикл статей о том что нужно знать основателям финансово-технологических компаний.
© Megamozg