10 смертных грехов начинающего продакт-менеджера

2e415d5f4f90d883ec6ca3be70dfb59f.jpg

Профессия продакт-менеджер подразумевает большой уровень личной ответственности перед бизнесом, командой и пользователями продукта. Однако новички часто не осознают этого в полной мере и принимают не самые удачные решения. Я собрал 10 ключевых ошибок, которые иронично назвал смертными грехами продакт-менеджеров, потому что именно они мешают получать от работы удовлетворение и мешают стабильному росту бизнес-показателей.

«Смертные грехи» можно использовать в качестве чек-листа для самопроверки как начинающим, так и более опытным менеджерам.

Итак, ошибки и как их исправить.

1. Вера в многозадачность

Каждый продакт-менеджер сталкивается с огромными потоками информации, включая всевозможные инициативы и идеи по развитию продукта, которые ни один человек не в состоянии «переварить» за отведенное время. Стейкхолдеры продавливают свое мнение, пользователи жалуются, календарь трещит от встреч, а Product Backlog растет день ото дня.

Вместо того, чтобы фокусироваться на ключевых для продукта задачах, начинающий менеджер растрачивает время и силы по чуть-чуть на широкий спектр целей. Основной его ошибкой становится непонимание того, что внимание — ограниченный ресурс, которого не хватит на решение всех вопросов. Этот ресурс расходуется и когда мы добиваемся поставленной цели, и когда удерживаем задачу в своей сильно ограниченной оперативной памяти.

Следует помнить, что «внимание — существенно ограниченный процесс. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро» [9]. А тайм-менеджмент строится на двух простых принципах:

  1. Для начала следует записать упоминания обо всех незавершенных делах [1].

  2. Каждая мысль, которая у нас крутится в голове, пожирает «мыслетопливо» (по меткому выражению Максима Дорофеева). «Если мы сможем вырастить привычки, которые позволят не запоминать, а записывать задачи, то сможем жить не только эффективнее, но и расслабленнее» [2].

Ну и русская пословица про двух зайцев, за которыми погонишься и ни одного не поймаешь, говорит о том же.

Как это исправить?

  1. Безжалостно искоренять многозадачность [11].

  2. Принять рабочую действительность: нормально, что стейкхолдеры хотят «все и сразу»; нормально иметь Product Backlog на год и более вперед; нормально фокусироваться на важных задачах и не тратить свое внимание на менее важные.

  3. Воспитать в себе привычку записывать все идеи и задачи в текстовом или графическом виде. Цель — не потерять информацию и не перегружать ею свою оперативную память, не растрачивать ресурс внимания впустую. 

  4. Сфокусироваться на продуктовой стратегии, если она есть; если нет (а такое тоже бывает) — согласовать ключевые задачи на квартал вперед с руководителем продукта. Для выходящих за рамки продуктовой стратегии задач — научиться вежливо говорить «нет».

  5. Необходимо помнить, что для эффективной работы требуется энергия и хорошее настроение, которые напрямую зависят от качественного сна, еды, физических нагрузок и занятий спортом, получаемых витаминов и полноценном отдыхе во всех его аспектах.

  6. Помните об очевидной на первый взгляд вещи: если вы потратите время и изучите инструменты тайм-менеджмента, а затем выберете несколько наиболее вам подходящих для работы (например, Метод Pomodoro или будете регулярно составлять списки дел на день), это значительно улучшит вашу производительность.

2. Страх принимать решения

Продакт-менеджер — движущая сила развития продукта, где опыт, решительность, смелость и амбициозность, во многом, определяют успех продукта на рынке. Однако очень часто начинающие менеджеры боятся принимать даже те решения, которые практически не влияют напрямую на продуктовую стратегию.

Нерешительность, даже самая легкая, сказывается на скорости развития продукта и его качестве. А если продакт-менеджер боится принимать решения даже в самых серьезных ситуациях или откладывает их принятие или перекладывает ответственности на других, то это неизбежно приведет к краху проекта в частности и его карьере в целом [3].

Часто нерешительность скрывается под предлогом проведения очередного продуктового эксперимента или проверки очередной гипотезы. Вместо быстрого развития продукта и презентации его пользователям происходит бесконечная череда проведения исследований для проверки каждого возникшего вопроса под видом продуктовых гипотез.

Профессия продакт-менеджеров требует определенных качеств и знаний, которые приобретаются со временем. Однако одной из важных составляющих успеха продакта является наличие характера и умение решать поставленные задачи, в том числе и на первых порах делать ошибки, тем самым приобретая необходимый опыт.

Продакт должен уметь анализировать свои достоинства и недостатки и стараться исправлять последние,  , а не «закапывать» проблему. Например, если человек боится публичных выступлений или активного участия за столом переговоров, то ему надо преодолеть этот страх путем тренингов и работы над собой,  , а может быть, и через поход к психологу.

Важно помнить, что опыт приобретается путем проб и ошибок, и после принятия неуспешного решения человеку снова придется делать важный выбор. И нет ничего страшного, если он опять ошибется, потому что идет процесс накопления знаний, тот самый принцип перерастания количества в качество, и совершенствование профессионального мастерства.

Как это исправить?

  1. Важно постоянно помнить о результатах, к которым мы стремимся и о главной бизнес-цели. Я не раз наблюдал ситуацию, да и сам попадал в эту ловушку, когда в ходе творческого поиска решения, фокусировка на первоначальной цели терялась, а найденное решение было «замечательным», но не ведущим к достижению цели.

  2. Разные решения имеют разного уровня последствия, и часто «мы можем исправить ошибку буквально за несколько часов. В других случаях последствия могут поставить под угрозу продукт или весь бизнес» [4]. Важные решения лучше принимать в утреннее время, когда наш запас «мыслетоплива» или «психической энергии» [5] восполнен до максимального возможного значения.

3. Принимать решения единолично

Вторая крайность — принимать важные для продукта решения единолично, не посоветовавшись с коллегами и руководством. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда продакт-менеджер принимал продуктовые решения, не обсудив их с заинтересованными сторонами, и только после релиза вскрывались недостатки таких решений, которые приходилось наспех переделывать.

Как это исправить?

  1. Не комплексуйте обсуждать проблемы и их решения с коллегами. Усмирите свою профессиональную гордыню. Хороший совет только поможет вам, и не надо стесняться обращаться к тем, у кого есть опыт в этих вопросах и кто уже оказывался в ситуациях, аналогичной вашей. И эти коллеги — не только руководители, но даже чаще всего — люди на операционных ролях, которые подчас имеют больший практический опыт в таких вопросах, чем ваш начальник [6]. Кроме того, когда решения принимаются в тесном контакте с коллективом, а в случае разногласий проводятся тесты и обсуждения вопроса, то продакт-менеджер даст понять своей команде, что дорожит ее мнением, а это способствует хорошему климату на работе [4].

  2. Надо помнить, что любая помощь хороша в меру. Не стоит перекладывать на плечи коллег ответственность за принятие решений и делегировать другому свои полномочия. «Ненужная помощь вредна, то есть, если я прошу помощи у кого-либо, чтобы справиться с обстоятельствами, которые должен бы преодолеть лично, то наношу серьезный вред вере в свои личные способности». [3] И это повод задуматься о том, как соблюсти баланс — принимать помощь и одновременно быть самостоятельным в работе.

4. Не вовлекаться в работу на 200%

Начинающему продакт-менеджеру важно быть любопытным, жадно учиться всему новому и с энтузиазмом нарабатывать не только навыки решения продуктовых задач, но и задач общего менеджмента.

Однако необходимо помнить что то, чему учат на самых лучших курсах, далеко не всегда гарантия успеха. Полученные в ходе обучения знания могут стать ловушкой для начинающих специалистов в общем, и продакт-менеджеров в частности, потому что часто то, чему обучают, в корне отличается от того, чем предстоит заниматься на работе.

Я встречал много специалистов, которых обучили «продуктовой романтике» на курсах по продакт-менеджменту, но которые абсолютно не готовы к ежедневной работе. И на их фоне выгодно выделяются специалисты, которые учатся всему самостоятельно и работают над продуктами с энтузиазмом и пламенем в глазах.

Поэтому стоит себе задать вопрос: «Действительно ли это та деятельность, которой я хотел бы заниматься сейчас с вовлеченностью на 200% или нет?» Если нет — не терять своего времени и искать то, что вдохновляет.

А если да, то помните, что: «Ваша работа должна обладать тремя качествами: это то, к чему у вас есть природная склонность, что вам глубоко интересно и то, что дает возможность делать отличную работу» [7].

Как это исправить?

Александр Горный в одном из интервью рассказывал, как работа по 80 часов в неделю в Mail.Ru Group помогла ему построить карьеру и научиться получать удовольствие от своей профессиональной деятельности. Более того, Александр рекомендовал каждому начинающему специалисту попробовать поработать в таком режиме хотя бы год. Это чистая правда, а потому:

  1. Поставьте перед собой амбициозную, смелую профессиональную цель, которая мотивирует вас быть беспощадной (по отношению к самому себе в первую очередь) машиной на пути к ее достижению. Цель может быть любой — например, получить новую должность, вывести продукт в лидеры рынка, стать руководителем продукта. Работа по 80 часов в неделю без цели — каторга, с целью — рутина на пути к реализации мечты.

  2. Поймите, что в компании есть более опытные специалисты, у которых можно учиться и перенимать опыт. Если вы не в состоянии уяснить это, вспомните изречение Конфуция: «Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате».

  3. Воспринимайте рабочие задачи как возможности для наработки объемов и развития своих продуктовых навыков шаг за шагом. И тогда рабочее пространство превратится в вашу лабораторию, а задачи — в отработку навыков на практике. Решать задачи в реальной жизни намного увлекательнее и полезнее для развития профессиональных навыков, чем работать с учебными ситуациями. При этом не старайтесь объять необъятное, а руководствуйтесь принципом «Дорогу осилит идущий», то есть, объемы и знаний, и навыков важно нарабатывать постепенно, по чуть-чуть. И это намного важнее и результативнее для достижения цели и обретения навыков и опыта, чем сделать попробовать сделать что-то один раз, «обжечься» и остановиться в развитии.

5. Безоговорочно следовать правилам

Хороших менеджеров отличает нетерпимость к бюрократии и формализмам. Например, многие пишут документацию потому что «так надо и так принято», а не для того, чтобы лучше и детальнее проработать требования. Они придерживаются «правил», хотя это и мешает развивать продукт быстро, вместо того, чтобы использовать неформальные методы достижения своей цели.

Одним словом — боятся нарушить установленные кем-то и когда-то правила или не замечают возможности по улучшению этих правил. Тем самым ограничивают себя в поиске новых эффективных подходов к решению проблем. Пол Грэм указывал на то, что одним из важным моментов в работе должна быть «неформальность. Неформальность означает сосредоточение на том, что имеет значение, а не на том, что не имеет». [7]

Как это исправить?

  1. Развивать критическое мышление и осознанность в работе, проверять и ставить под сомнение любую идею, а не безоговорочно доверять чужому мнению или устоявшемуся рабочему процессу. Находить ошибки в логике процессов и в логике аргументации собеседников. Для этого нужно быть собранным, сосредоточенным и полным сил, как физических, так и моральных. При этом необходимо отличать здоровый анализ и критику от критиканства.

  2. Развивать насмотренность. Не стесняйтесь наблюдать за коллегами, задавать вопросы и анализировать то, что происходит в работе других. Если заметите чужие ошибки, то не стоит критиковать другого человека в грубой форме, а вот обсудить то, что вам кажется неправильным или просто непонятным — очень полезно. Наблюдая за другими, вы накапливаете бесценный опыт, но только при условии доброжелательного отношения к окружающим, а не ради выискивания чужих недочетов или самоутверждения.

6. Превозносить форму над содержанием

Часто начинающие продакты и студенты курсов просят поделиться шаблонами идеальных презентаций, Product Roadmap, Customer Journey Map или другого рабочего артефакта. Но суть не в инструментах и шаблонах, а в содержании: идеальную презентацию можно подготовить в блокноте, а Roadmap нарисовать на листе бумаги карандашом. 

Написать связный текст сложнее, чем начертить несколько квадратиков и связать их стрелочками. Именно поэтому, в работах начинающих менеджеров или студентов курсов по менеджменту, так часто можно видеть «объемы информации», которые набраны ради количества, не подчиняются законам логики и лишены смысла.

Как это исправить?

  1. Стараться использовать в работе самые простые инструменты для того, чтобы концентрироваться на содержании, а не на внешней форме. Не полагаться на то, что внешняя форма поможет решить проблему — скорее, она будет отвлекать от сути. Используйте лист бумаги или текстовый документ без лишних элементов и графики.

  2. Руководствуйтесь в продуктовой ежедневной работе принципами из смежных инженерных, а значит — более формальных, областей. Например, «Less is more» [10] — принципами из разработки программного обеспечения, или «KISS (Keep It Short and Simple)» — «кодексом» правил, который зародился в инженерной культуре ВМС США и отлично прижился в разработке ПО и UX-дизайне.

7. Не разговаривать с пользователями

Я часто встречаю продакт-менеджеров, которые не изучают самостоятельно пользователей продукта, который развивают. А есть и такие, кто и сам не пользуется своим продуктом, и с пользователями не общается. И это при том, что в компании работают профильные специалисты, или даже целые отделы исследователей пользовательского опыта, которые всегда готовы помочь с организацией процесса или консультацией.

Несколько лет назад я прочитал статью «From Managing Products To Managing Product Managers» [11], которая существенно повлияла на мой подход в работе над новыми продуктами. В этой статье автор дает восхитительный совет начинающим продакт-менеджерам: »Новый менеджер продукта должен узнать пользователей продукта лучше любого другого сотрудника за первые 3 месяца работы». 

Понимание пользователей позволяет занять позицию их адвоката и принимать решения, исходя из проблем и интересов потребителей конечного продукта. Особенно это важно для менеджеров, которые присоединились к команде или продукту недавно. В противном случае, продакт начинает принимать решения, основываясь на своих или чужих фантазиях, а это губительно для продукта.

Как это исправить?

  1. Познакомиться с командой исследователей пользовательского опыта, если она есть в вашей компании и узнать из первых уст о тех методах исследования, с которыми они смогут помочь. И с разработкой дизайна исследования они наверняка тоже смогут помочь.

  2. Выделить фиксированное временное окно 1 раз в неделю для общения с пользователями и еженедельно нарабатывать опыт общения с ними: изучать и сегментировать аудиторию, собирать проблемы, с которыми они сталкиваются, и разбираться в их потребностях.

8. Не изучать конкурентов

Часто при разработке нового продукта начинающие специалисты считают излишним изучение достижений и «находок» конкурентов. И это большая ошибка, потому что конкурента, образно выражаясь, «надо знать в лицо», то есть быть готовым к здоровой борьбе на рынке за потребителя.

Если продакт-менеджер не наблюдает за своими конкурентами, которые всегда есть на рынке, то сильно рискует проиграть, потому что пользователи могут выбрать другой продукт, который наиболее эффективен для их целей.

Я не призываю бездумно копировать чужие разработки и находки, но посмотреть и сравнить свои идеи с конкурентами и на локальном, и на международном рынке — точно не будет лишним.

Больше всего меня поражают ситуации, когда продакт-менеджеры делегируют анализ конкурентов команде исследователей, вместо того, чтобы заняться этим самим. И не менее печально, когда менеджер внедряет функциональность, спроектированную хуже, чем у ключевых конкурентов, потому что просто поленился изучить рынок. 

Как это исправить?

  1. Изучите TOP-10 прямых конкурентов своего продукта по доли рынка, которую они занимают.

  2. Станьте пользователем не только своего продукта, но и продуктов конкурентов, чтобы изучить их опытным путем.

  3. Подпишитесь на рассылку новостей конкурентов, чтобы узнавать об акциях и внедрении новой функциональности оперативно.

  4. При проектировании новой функциональности, смотрите, как эту проблему решают конкуренты.

9. Мыслить ограничениями

Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда начинающие менеджеры не могут выбраться из ограничений и предлагают идеи только в рамках существующих норм.

Если начинающий менеджер будет мыслить ограничениями, то через два-три года работы, он станет мастером отговорок и не будет брать ни одной задачи. Если он станет оперировать возможностями и способами достижений целей, то научится придумывать новые продукты.

«Ограниченный» правилами и самим же зачастую придуманными нормами, продактер сам себя лишает будущего — он не сможет развиваться, делать карьеру и получать удовольствие от своей работы. 

Как это исправить?

  1. Надо целенаправленно и сознательно избавляться от ограничений, смотреть на задачу «незамыленным глазом» и с «чистым» сознанием. Тогда вы сможете увидеть новые пути решения и нестандартные возможности.

  2. Будьте творческим, не бойтесь дать волю фантазии, но при этом не увлекайтесь, чтобы не стать фантазером, витающим в эмпириях. Помните, что ваша цель — представить и продвинуть продукт, но сделать это надо нестандартным образом.

  3. Умейте удивлять свою ЦА, предлагайте ей не только качественный продукт, но и делайте это нетривиально — не похоже на то, как это делают конкуренты.

  4. Ничего не бойтесь, развивайте критическое мышление, сравнивайте и свои собственные достижения в перспективе, и достижения коллег, делайте выводы и берите лучшее, которое обязательно старайтесь осмыслить по-своему, а не просто копируйте.

10. Мыслить задачами

Часто начинающие продакт-менеджеры мыслят в формате «реализовать задачу», которую принес один из стейкхолдеров, вместо того, чтобы выявить корень проблемы и либо спроектировать под нее наиболее эффективное решение, либо сформулировать ряд гипотез для исследования.

Стремление избегать в работе любого бездумного выполнения задачи — основа продуктовой культуры и продуктового мышления менеджера.

Как это исправить?

  1. Не позволяйте себе просто исполнять задачи, поставленные перед вами другими людьми. «Если однажды вам удастся сделать отличную работу, это, вероятно, будет ваш собственный проект» [7].

  2. Будьте самостоятельны, анализируйте поставленные цели, стремитесь решить их и ищите для этого собственные пути, даже если на первых порах они будут не самые удачные.

  3. Никогда не бросайтесь выполнять поставленные задачи бездумно, дайте себе время на их обдумывание и не позволяйте себя подгонять, когда понимаете, что не до конца поняли задачу.

  4. Никогда не предлагайте необдуманных решений, даже если вам их принесли на «блюдечке с голубой каемочкой». Всегда рассчитывайте только на себя и не сомневайтесь в своих силах.

Никому еще не удавалась прийти в профессию и с первых своих шагов стать успешным. Опыт, умение, знания и навыки нарабатываются постепенно, путем проб и ошибок, которые при желании можно исправить. Дорогу осилит идущий.

Никогда не отчаивайтесь и всегда помните, что нет ничего невозможного, потому что «на исполнение невозможного уходит чуть больше времени, чем на возможное» (Ф. Нансен).

Примечания

[1] Д. Аллен. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса.

[2] М. Дорофеев. Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо.

[3] Разновидности страхов принятия решений взяты из книги известного итальянского психотерапевта Джорджио Нардонэ «Страх принятия решений. Как найти мужество, чтобы сделать выбор».

[4] На основе статьи Марти Кагана о принятии продуктовых решений «Coaching — Decisions», опубликованной в блоге SVPG.

[5] На основании статьи Arnold Modell «The Concept of Psychic Energy», опубликованной в научном журнале «Journal of the American Psychoanalytic Association». По моим предположениям именно этот человек первым ввел термин «Психическая энергия» (англ. — «Psychic Energy»).

[6] На основании бизнес-романа Денниса Баке «Человек решающий. Как построить организацию будущего, где решения принимает каждый». Замечательный небольшой рассказ о построении культуры в компании, где каждый человек принимает решения. Мне хочется назвать ее «Продуктовая культура».

[7] На основании эссе Пола Грэма «How to Do Great Work», которое можно быть интересно любому начинающему специалисту в любой области.

[8] Цитата из романа Теодора Фонтане «Штехлин.

[9] На основе книги нобелевского лауреата Дэниэла Канемана «Думай медленно… решай быстро».

[10] На основе главы «The Rise of Worse is Better» из книги «Lisp: Good News, Bad News, How to Win Big», Richard P. Gabriel.

[11] Имеется в виду статья «From Managing Products To Managing Product Managers» от соавтора «Empowered: Ordinary People, Extraordinary Products», Chris Jones, опубликованная в блоге SVPG.

[12] На основе книги Тео Компернолле «Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел».

© Habrahabr.ru