10 причин любить Рунет

Сегодня Рунету 28 лет. Серьёзный возраст, когда уже можно завести семью, занять должность сеньора и начать немного брюзжать по вечерам. Так, собственно, всё и происходит. Сегодня россияне сидят в интернете 7 часов 52 минут каждый день, что на 35 минут больше, чем в 2020 году. Но Рунет намного больше — русскоязычными сайтами пользуются люди по всему миру. И это своеобразная семья. Рунет преуспел в карьере: он сплотил вокруг себя огромную веб индустрию, от небольших блогеров до гигантских компаний-разработчиков и хостеров. А теперь не то что брюзжит, но иногда, кажется, грустит и хандрит — ох уж этот весенний сплин! Сегодня я, человек на 10 лет старше Рунета, признаюсь ему в любви. У меня на это есть веские причины.

3zxfqts8-kfdfqamq40cxd1oidi.png


Что, не ждали в 2022?

Более «юная» аудитория 


Аудитория Рунета моложе не в плане возраста, а в плане интернет-возраста: активное заселение русского сегмента интернета началось несколько позже, чем интернета в целом. В конечном итоге получился удивительный феномен: мы получили тот же самый интернет, на одном уровне развития, но сами оказались другими. Отчасти именно поэтому для нас сеть помимо инструмента поглощения информации стала инструментом активного и даже сверхактивного общения (хоть порой и совершенно бессмысленного). В российском сегменте пользователям сложной пройти мимо контента, не задев при возможности его, его автора и его комментаторов «плечом» и не высказав своё ценное мнение иногда в весьма специфической и неприветливой форме. Когда вращаешься в англоязычном и русскоязычном интернете, на это обращаешь внимание в первую очередь. Жаль, что такое поведение нередко провоцирует конфликты и ненужные дискуссии.

Так за что же любить? Русскоязычная аудитория долгое время (да и сейчас) не особо погружалась в тему монетизации опыта и знаний, поэтому охотно делилась и делится своей экспертизой с другими. Причём если за рубежом эксперт бесплатно чем-то делится, у него есть границы и цели, у российского пользователя зачастую нет ни того, ни другого — он в прямом смысле обрушивает свой опыт на головы читателей. Нередко опыт оказывается настолько всеобъемлющим и ценным, что комментариев на Хабре или vc.ru хватает для главы курсовой работы или даже замысла магистерской диссертации. 

Что удивительно, когда монетизация пришла в массы, ею воспользовались откровенно не самые ценные авторы порталов и социальных сетей. По-настоящему умные ребята смогли сделать себе имидж на крутом контенте и найти баланс между коммерциализацией навыков и бесплатной передачей ценного опыта. За то и любим.

a0f380b0d0608757cb74ca1d1ada41f9.png


Аудитория интернета в России
К слову о реальных возрастных когортах пользователей. % от группы населения, вся Россия, среднемесячный охват за февраль-ноябрь 2020, источник.

Русскоязычный сегмент Википедии


Раз мы заговорили о знаниях, нельзя обойти вниманием главную энциклопедию интернета. Когда я состоял в научном обществе студентов, к нам пришла новенькая девушка и каждого спрашивала, не редактировали ли мы Википедию. На тот момент мы больше гоняли в спортивное ЧГК, и читали то, что писали другие, а вот она к своему первому курсу написала 15 статей и отредактировала под две сотни. Нам, писавшим самые первые вузовские курсовые от руки, эта новая мера интеллекта казалась причудливой. Но потом втянулись все: кто-то даже доходил до вершин модераторства, а кто-то (ваш покорный слуга) был с позором изгнан за попытку «протащить» коммерческий продукт. К слову, конкурент этого продукта процветает в Википедии и поныне, а англоязычная версия ту софтину приняла.

Сегодня русскоязычная Википедия при всех своих недостатках содержит большой пласт знаний, который помогает разбираться в вещах, развиваться, учиться, поддерживать хобби людям всех категорий: от первоклассника до доктора наук. К слову, говоря о полезности русскоязычного контента, я бы ещё отметил и YouTube — вслед за свободными лекциями по всему миру на видеохостинге появилась масса полезных материалов на русском языке. Я, например, знаю не понаслышке, что есть студенты, которые готовятся к поступлению на второе высшее или в магистратуру именно на основе лекций с YouTube. Точно так же, как там много качественных обучающих материалов для врачей, разработчиков, психологов и всех, кто этими сферами интересуется. И это я ещё не затронул тему научпопа, профессиональных видеоблогов и проч. — контент местами качественнее продюсерских профильных передач (но тут отчасти уже спасибо монетизации, которая была, и, я очень надеюсь, вскоре вернётся).

Если обратиться к вопросам психологии, то в этом обмене контентом как раз реализуется принцип самосознания человека, его потребности быть востребованным. Рунет всем даёт такой шанс. 

Уникальные порталы и платформы


Прикольно писать о Хабре, когда пишешь на Хабр. Ну вы поняли: не каждый ресурс Рунета, да и интернета в целом, живёт 16 лет, при этом ещё и эволюционируя, развиваясь и наращивая обороты. Я неоднократно встречал профессиональные сообщества с UGC-контентом за рубежом — в сфере моих интересов медицинские и IT-сайты, но большинство из них значительно меньше Хабра (по ощущениям), менее активны в плане аудитории. Тем удивительнее, что в Рунете несколько хорошо сделанных, крутых ресурсов и порталов, которые привлекают миллионы пользователей и сотни компаний. Эта модель частичной монетизации через нативные публикации лично мне симпатична на всех сайтах, с которыми приходится сталкиваться. Это выглядит справедливо: хозяева сайта развивают его за счёт денег компаний, компании не просто платят, но и стараются генерировать контент (да, разный, но и крутого много), а пользователи получают абсолютно бесплатный доступ ко всему объёму информации — без подписок, пейвола, и вот этой всей ерунды.

Такие порталы дают возможность развиваться каждому и шанс однажды создать свой лучший текст. Мне нравится, насколько такие сайты развиты в рунете и нравится, как аудитория относится к ним и опять же эффективно транслирует знания (а иногда и мусор из головы — все мы этим немного грешим).

Что касается платформ, то расскажу смешную историю. В 2001 году я учился в 11 классе, и нам в школу провели интернет. Каждому отличнику подарили 2 часа в неделю в интернет-студии внутри школы и разрешили брать по 2 друга. Моя соседка по парте была отличницей, а я примерно знал, куда нажимать — в общем, я, она и её подружка засели после уроков и, конечно, решили начать с пор эротики. Но мы открыли Рамблер и замерли! Целый аттракцион: новости, ссылки, реклама, погода… Мы тупо тыкали и читали всё, что подгружалось на невероятно медленных скоростях. Дома наша новостная осведомлённость превзошла телевизор. Эротику мы оставили на потом.

092ce6efef24a6e1df8ddceb5b1a65f2.png


Скрин из Тайммашин того же апреля 2001:) Почему я плачу, пока пишу этот пост?!

Так вот, наши рунетовские поисковики — Rambler, Mail.ru, Яндекс — это настолько классные, удобные мультфункциональные платформы, что на них реально можно залипать, особенно если ты не айтишник и не избалован знаниями об источниках нужной информации. Они были настоящим увлекательным явлением и, хоть в настоящее время всё больше вопросов к некоторым сервисам, в целом, портальная структура поисковика радует и поныне. Во всяком случае, сервисы Яндекса я использую весьма активно и каждый день. Ребята создали супераппы до супераппов. 

Море рекламы, горы рекламы и океан торговли


Это какая-то катастрофа: рунет переполнен рекламой, от гениальной до полного треша. На всех сайтах, площадках, на главной поиска, в почте, — она повсюду. С одной стороны, это жутко раздражает, а с другой, нельзя не признать, что как только вы решите что-то купить или продать, найти это что-то не составит ни малейшего труда, а если провыбираете долго, можно сэкономить на ретаргетинговых скидках :)

И опять же я, как человек, когда-то очень погружённый в программатик, не могу не сказать о нереальной крутизне Яндекс.Директа и их же Метрики, о феномене Avito, об успешных маркетплейсах, любительских и хоббийных маркетплейсах, об интернет-торговле в целом. Мне нравится, как русскоговорящий сегмент адаптировался к интернет-шоппингу, как он преодолевает кризис доверия и как учится отличать плохое от хорошего, подделку от оригинала. Кстати, доля тех, кто что-либо покупал в последний месяц в возрасте от 16 до 64 — 60% российской аудитории, среднее по миру 76,8%. Не вот лидеры, но весьма неплохо. На первом месте, кстати, Индонезия.

Форумы как национальное явление


Все помнят «Кроватку»? А у вас в городской сети интернета городской форум тоже был бесплатным? На начало 2000-х пришёлся активный расцвет форумов всех мастей, форматов и тематик. Простые до примитивности или поддерживаемые серьёзными компаниями, форумы играли огромную роль в жизни каждого рунетовца. Там можно было купить, продать, спросить совета, обругать, посоветовать, найти решение проблемы, сотрудников, духи 1925 года, задачник по математике, обсудить последние новости, поплакать, посмеяться… Там были тролли и завсегдатаи, уважаемые авторитеты и клоуны, без которых скучно. На форумах даже умудрялись найти свою любовь или любовь на несколько дней. Отдельной когортой шли технические форумы, где обсуждали гаджеты, программы, компьютеры, автомобили и многое другое.

К слову, многие форумы живы до сих пор. Да, активность там уже совершенно не та, формировавшие атмосферу «старички» ушли, но живые треды дышат и вполне себе развиваются. А некоторые так вообще живее всех живых, модерируются, изменяются, работают над интерфейсом и не собираются гаснуть.

Но главное другое: форумы сформировали уникальную базу знаний по многим вопросам и позволяют находить в историческом срезе интересные, забавные и полезные решения. Например, многие ИТ-форумы до сих пор востребованы разработчиками для поисков проблем с кодом или анализа багов — хотя бы потому что «у кого-то такое уже точно случалось».

Нереальный юмор 50 оттенков серого


Юмор на русском языке и юмор Рунета — это особое явление, которое умудряется сочетать в себе все оттенки мысли и всю градацию жёсткости юмора. Это не доброе подшучивание или подтролливание, а настоящая летопись сарказма, иронии, скептицизма и умения посмеяться даже над серьёзной проблемой. Юмор в Рунете был всегда и он настолько хорошо сегментирован и разделён исторически, что можно зачитываться программерскими шутками, тупить в бесконечную ленту Анекдот.ру или Пикабу, находить юмористические сообщества или слушать стендап. На любой вкус и на любую глубину смыслов. А как насчёт Упячки, Двача и ЯПлакалЪ? Олды здесь?

Я люблю британский юмор, обожаю американских стендаперов и не понимаю французов (в смысле, ну ничуть не смешно). Но, откровенно говоря, русскоязычный юмор, особенно непрофессиональный, а сгенерированный случайно, впроброс — он особенно сочный, честный и, главное, идеально запоминается. Знаю, что в ИТ-сообществе многие это ценят и многие круто шутят. Бывает, в коде:)

Социальные сети, блоги и блогеры


Среднестатистический россиянин в 2021 тратил на соцсети 2 часа 28 минут в день, что больше на 2 минуты, чем в 2020. При этом численность аудитории социальных сетей в России на начало 2020 года составила 70 миллионов пользователей, то есть 48% от всего населения страны. 

ЖЖ, D3.ru (dirty.ru), ВКонтакте, Одноклассники, Мой Круг (кстати, а вы знаете, чем он стал в итоге?) — примеры совершенно разных социальных сетей и сообществ, каждое из которых стало знаковым для Рунета и каждое из которых оставило воспоминания и след в судьбе пользователей. Трудно представить жизнь без этих платформ, которые уникальным образом тянут ниточки между нами и родителями, между нами и нашими далёкими друзьями, помогают обучаться, развлекаться, организовывать деловые и развлекательные мини (и макси) сообщества.

Как видите, опять история об общении и о коммьюнити. Коммьюнити разные, они поддерживают разные идеи и имеют разные взгляды, но каждое из них решает несколько важных проблем каждого участника, одна из которых — глобальное одиночество. В обычной или рабочей жизни можно быть бесконечно одиноким, но соц. сети и блоги дарят иллюзию принадлежности, нужности, диалога и бесконечных возможностей общения. Да, это иллюзия, но если это иллюзия способна сделать легче душе, заполнить пустоту и сделать настроение чуть лучше, почему бы и нет?

Сейчас общение уходит в мобильные мессенджеры — Telegram, Whatsapp, Viber. В них оно обретает все те же описанные черты плюс две важных тонкости: возможность полностью управлять лентой и поглощать информацию очень быстро. Кажется, с инфокоммуникацонной иглы уже не слезть ;)

Пираты несиликовновой долины


Пиратство долгие годы было едва ли не основной философией Рунета: я видел не только экранки Титаника, но застал в начале своей админской карьеры дичайшие, безобразные зоопарки крякнутого ПО в серьёзных на первый взгляд компаниях. Возможно, я человек новой формации, но мне всегда это казалось чудовищным, потому что по факту использовали труд программистов за бесплатно — когда я программировал, эта мысль меня немного свербила. Я предпочитаю платить. НО! Меня всегда восхищал бесконечный угар торрентов, доступность любой информации и любых книг (ладно, прилюдно каюсь — я был знатным флибустьером!).

Расцвет пиратства пришёлся на 2004 год, когда Рунет захватили пиринговые сервисы. Мало кто мог пройти мимо Рутрекера, где было всё то же самое, но бесплатно и даже в неплохом качестве. Сейчас времена меняются, подписки на мультимедиа контент и книги стоят дешевле средненького кофе и уже нет того романтизма в закачках, кряках и шаринге PDF-ок. Хотя опять же по книгам я нет-нет, да и да. Ну книги же!

Кстати, о романтизме пиратства софта. Однажды я за пятничным пивом обсуждал эту тему с руководителем компании-разработчика. Он мне популярно объяснил, почему кряк твоего программного обеспечения — твоё же лучшее маркетинговое действие:) Сейчас, конечно, эти методы не в моде: лицензионность, безопасность, SaaS, секьюрность… Или нет?

8cf59f987fce510dd8047775a02e49c9.png


Источник 

Олбанский йезыг, кальки и неологизмы


Аффтор жжот, каменты, пеши исчо, КГАМ, превед, ржунимагу — такое проскакивает даже на Хабре, где, впрочем чаще можно узнать об эдюкейшен митапе, где лиды, сеньоры и продукт оунеры рисёчили профиты тулзов девелопмента. А между тем, это всё примерно одна и та же болезнь русского языка. В первом случае речь об олбанском йзыге (жаргоне падонкафф), который предполагал невероятное коверкание слов и использовался даже в кругах весьма интеллектуальных студентов, разработчиков, менеджеров. А вторую эпоху мы переживаем прямо сейчас: через ИТ-сферу в отрасль просочились кальки и неологизмы, которые мы стали использовать незаметно для самих себя. 

Для кого-то это дурной вкус, для кого-то — рабочая необходимость, но в целом эти процессы не получится как-то обойти или преодолеть. Язык — живая социально-культурная система, которая впитывает в себя всё, что происходит в обществе или конкретной профессиональной среде. Если коммуникаторы — образованные и культурные люди, такой жаргон не нанесёт вреда языку, а так и останется «слоевым» явлением. Что, собственно, и можно наблюдать: ночью за магазином на кривой улице к вам не обратятся «превед, креведко, дай мобилко» и тем более не скажут «я сейчас тебе маркер под глаз засабмичу, ищи солюшн, чтобы у меня поправился кэш-флоу». Как говорила моя преподавательница по теории перевода, «матом умеют ругаться только исключительно образованные и интеллигентные люди, остальные им плюются». За годы работы в ИТ я не раз зааппрувил и верифицировал этот кейс — ИМХО, всё сходится. 

Особый дух свободы и устойчивость


Этот пункт писать немного грустно. Я считаю, что Рунет как саморегулируемая система выглядел прекрасно. Большинство пользователей вполне себе осознают меру добра и зла, чёрного и белого, хорошего и плохого. Любая доля несвободы способна убить такую открытую и многофакторную систему, превратить её в максимально несвободную и даже закрытую, неинтересную и ненужную. Конечно, без умеренного регулирования на такой аудитории не вырулить, но оно должно быть именно рациональным, умеренным и против того, что является общепринятым злом, а не каким-то придуманным или внезапно возникшим. 

Я не буду говорить лозунгами, а просто скажу ещё раз: Рунет, я люблю тебя! Будь.


Каким был ваши первый Рунет? Torrents.ru и прерванная закачка? Старый добрый ЖЖ и комментарии на сотни веток или даже фидо? Красивая почта на мейле, пока логин ivanov не был занят? Или, может, ВКонтакте и Хабр? Давайте ностальгировать!

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w.png

© Habrahabr.ru