10 мифов о системных администраторах

С днём сисадмина, друзья!


Миша был молодым симпатичным парнем, — он часто и много шутил, пил чай на офисной кухне со всеми, кого встретит, периодически забывал отдать счета и чеки в бухгалтерию. Этого раздолбая любили все 17 сотрудников: синие экраны смерти, неожиданные визги дисков, вирусы, страшные проблемы с софтом решались быстро и на ура. За пакет с пирожными можно было выпросить новую клавиатуру, а за несколько бизнес-ланчей сделать историю посещений полностью анонимной. 

Женя каждое утро хмуро входил в офис, садился за все свои четыре монитора, буркнув «привет» коллегам. Он много и плотно работал, ругался в тикетах и на пользователей лично, занудно объяснял, почему плохо раздавать Wi-Fi с мобильника на рабочий ПК и открывать письма с невнятными ссылками, заставлял раз в год менять пароли, требовал от бухгалтерии своевременной оплаты поставок, писал скрипты и автоматизировал всё, что этого требовало. Часто он строго, подолгу и иногда непонятно общался с поставщиками ПО, хостингом и с центральным офисом. Этого душнилу любили все 300 сотрудников и бесконечно ценили подчинённые, у которых за пакет с пирожными можно было выпросить новую клавиатуру. С историей посещений фокус не удавался. 

Это было несколько лет назад, сейчас у Миши аутсорсинговая компания, а Женя — DevOps в суровом энтерпрайзе. Но история не про то, что сегодня вечером они оба хорошо отметят день системного администратора…

vt328kcjifzt7ec58kq1ympvn3y.jpeg

Всегда на страже ИТ-инфраструктуры
История про то, что каждый из них был идеальным системным администратором в своих компаниях. Миша работал в торговой компании с 15 женщинами и 2 мужчинами, его софт скиллы и внешняя «придурковатость» помогали пользователям не бояться сисадмина и не ковырять принтеры шпильками и маникюрными ножницами, а звать его на помощь. Его приветливость и готовность пожалеть и пойти навстречу помогали избежать проблем безопасности и инфраструктуры в коллективе тех, кто с компьютером «на вы». Женя работал в инженерной компании, где безопасность каждого узла инфраструктуры значила большие деньги, а продвинутые инженеры и разработчики лезли своими шаловливыми руками абсолютно во всё. Он был настоящим CIO, когда этой должностью назывался лишь журнал :) И все понимали, что Женя — форпост безопасности и устойчивости инфраструктуры, мастер внедрения сложного ПО и обучения очень разношёрстного персонала.

Эти примеры из реальной жизни, и они прямо хорошие — потому что сисадмины соответствовали задачам и деятельности компании. Увы, плохих было гораздо больше. Довольно ужасно видеть, как люди выгорают именно потому, что работа им «тесна» или, напротив, непомерно сложна и требует всех умственных, временных и даже жизненных ресурсов. А всё потому что вокруг профессии системного администратора «крутится» немало мифов, из которых «бородатый человек в свитере и с котом, играющим бумажками из шредера» — самый милый и безобидный.

И когда их развеивать, если не в день системного администратора?


Ну что, по мифам?


▍Роль сисадмина абсолютно устарела


Да, сисадмины в старом формате починителей принтеров и разматывания проводов с ножек кресел пользователей уже почти не существуют. Теперь это сотрудники с очень широкими задачами, причём как в ИТ-сфере, так и вовне. Сейчас практически каждый системный администратор выполняет 4 основные роли:

  • организация и управление ИТ-инфраструктурой: настраивает, мониторит и обслуживает сети, системы, программно-аппаратные комплексы и рабочие места сотрудников, организует управление заявками внутренних (и внешних) бизнес-пользователей;
  • управление контуром информационной и физической безопасности: создание системы защиты коммерческой информации, защита от атак, обнаружение недобросовестных действий сотрудников, управление «железячной» частью безопасности — камерами, СКУД, трекерами, IoT;
  • обучение сотрудников работе с новым ПО, правилам безопасности, принципам использования личных устройств и т.д. — набор зависит от уровня и типа компании;
  • административная и финансовая работа: закупки и ведение рабочей документации, создание инструкций и мануалов, участие в тендерах (если нужно) и проч. рутина.


В эпоху ковида и постковида у системных администраторов появилась дополнительная важная функция: настройка удалённых рабочих мест, контроль безопасности и обеспечение необходимых доступов и эффективности работы удалённых рабочих мест сотрудников.

Таким образом, хороший системный администратор играет в компании одну из ключевых ролей, находится на переднем краю знаний и практики — потому что иначе не удастся ни работать без простоев, ни выстраивать системы безопасности в компании. 

▍Системные администраторы никому не нужны — всё в облаке


m6gps89ujxqjnlnfvmpcr7sl4p4.png

Самое большое заблуждение, которое можно встретить в современной бизнес-среде. Да, конечно, можно купить подписку на пакет облачных сервисов (например, у RUVDS) и спать спокойно, зная, что квалифицированные сисадмины хостинга (кстати, вот вам карьерный вектор) позаботятся о безотказности, устойчивости и своевременном обновлении. Если у вас совсем небольшая компания, вариант на пять с плюсом. Если же у вас серьёзные задачи ИТ-инфраструктуры, системный администратор понадобится для управления облачными услугами, конфигурациями и т.д. 

Дело в том, что облако всё чаще используется просто как удалённый сервер, а все остальные действия осуществляются на виртуальных машинах со стороны компании. В облака (а если сказать грамотно, на VDS) сейчас тащат всё: от десктопных CRM-систем до офисной телефонии и ГИС. Конечно, хостер не поставляет такие уникальные для каждой компании профили инфраструктуры, и должен быть человек, который соберёт весь этот зоопарк, заинтегрирует, синхронизирует и будет следить за отказами, безопасностью, скоростью, обновлениями. Справиться с этим может только опытный и грамотный системный администратор, буквально джедай автоматизации. 

▍Сисадмин никогда не сможет перейти в программирование


Здесь скорее стоит говорить, захочет ли. Часто встречаются ситуации, когда человек уходит в администрирование из программирования и сочетает свои «бывшие» навыки с новыми. Но и противоположных переходов немало. Системный администратор — это не человек, избегающий программирования, потому что кода в его работе вполне хватает: это конфигурационные файлы, групповые операции, многочисленные скрипты на Bash, Python, Power Shell. Не говоря уж о том, что некоторые сисадмины легко дадут фору программистам по владению системами счисления и регулярными выражениями. Эти навыки и практика помогают легко войти в мир программирования, если понадобится. И это я ещё не упоминаю безопасников и DevOps, для которых разработка — привычное дело.

Конечно, системному администратору в случае карьерного поворота придётся освоить паттерны, принципы ООП, библиотеки и всё, что сопутствует новому профилю и новому языку программирования, но для него это как правило гораздо проще, чем для других специальностей.

▍Сисадмины — бездельники


fqobk7dty01qey1bikyejghskqi.png

Так может показаться, если смотреть на их размеренный ритм работы со стороны. Здесь особо не хочется комментировать, но скажу одно: если у вас в компании всё работает, звонит, печатает, раздаёт, пингуется и у вас никто ничего не украл, системный администратор работает много и плотно. А так — работа каждого может выглядеть специфично, например, кто может гарантировать, что ваш копирайтер или переводчик стучит по клавишам и работает, а не чатится с друзьями, обсуждая пятницу или выходные?  

В моей практике были случаи, когда сисадмин действительно настраивал всё на свете и рубился в WoT c перерывом на тикеты сотрудников, но обе эти сказки были с плохим концом — ребята прокалывались и теряли работу. Проколы дорого обходились работодателю. Но это ни о чём не говорит: в любой профессии есть паршивые овцы. Плохим может быть даже анестезиолог или машинист поезда — от человеческого фактора никто не застрахован. Но в целом история про безделье, конечно, миф. 

▍Работать сисадмином — неперспективно


Пару лет назад мы писали о перспективах работы сисадмином большой развёрнутый пост. Времена изменились и показали, что мы были абсолютно правы: популярность набирают и DevOps, и DevSecOps, и управление гиперконвергентными системами, и организация удалённой работы и её секьюрности. Спрос на системных администраторов колеблется вместе с рынком, но остаётся стабильным и показывает рост заработка. В доказательство давайте возьмём старые цифры и сравним с актуальными.

Как видите, заработная плата меняется и со временем, и в зависимости от уровня специалиста, причём шаги на ранних этапах (при переходе от джуна к миддлу и от миддла к сеньору) более ощутимы и ценны, чем дальше — отчасти потому что именно на этих этапах специалист осваивает важные и нужные технологии, растёт как инженер, а дальше он уже растёт как управленец и менеджер.


▍А что там делать? Рабочая профессия!


Доля правды в этом мифе есть: системному администратору, особенно на начальных позициях или единственному в компании, приходится выполнять немало пыльной работы: таскать и катать оборудование, чистить, пылесосить, обжимать, тянуть, прибивать, штробить, проводить инвентаризацию. В отдельных случаях квалифицированный сисадмин может быть одновременно завхозом — такое встречается в небольших компаниях, образовательных учреждениях. Но это лишь малая часть обязанностей, связанная с управлением оборудованием и периферией.

В целом основная работа системного администратора требует глубоких технических знаний: админ должен знать всю сетевую инфраструктуру, архитектуру и топологию сетей, архитектуру аппаратных комплексов, модель OSI, принципы телефонии, основы информационной безопасности, защиты безопасности и криптографии, кучу нормативной документации, в отдельных случаях принципы ISO и многое-многое другое. Если погрузиться в эти темы, там достаточно физики, математики, алгоритмов, программирования, электрики и т.д. Это настоящая, вдумчивая инженерная работа — и чем дольше работает сисадмин, тем больше он погружается в сложные и специфические знания. Обучение на курсах системного администрирования — это самая верхушка айсберга, если погрузитесь и попробуете — удивитесь, насколько практика сложнее и разнообразнее обучения, даже самого продвинутого.

▍Сисадминам не нужно образование


Как и в любой «айтишечке», в системном администрировании есть самородки, которые миновали получение высшего образования и стали успешными специалистами и профессионалами. Но с высшим техническим образованием осваивать всё перечисленное пунктом выше гораздо легче и быстрее — знания идеально ложатся на хорошую базу. Специфического сисадминского образования до сих пор не существует (если я не отстал от паровоза), но есть масса факультетов классических университетов и политехнических вузов, после которых можно с уверенностью погружаться в профессию. После гуманитарных и естественно-научных факультетов не в пример сложнее освоиться в профессии — говорю об этом, потому что проверено на себе.

Ну и как бы это ни было спорно, грустно и местами прискорбно, во многих компаниях диплом является одним из обязательных требований к кандидату, даже если у него 10–15 лет опыта за плечами. Думаю, что в России эта ситуация окончательно изменится очень нескоро, так что минимум диплом классического технического суза должен быть.

И ещё о важном. Сейчас время ленивых установок и панелей — всё придумано за нас и достаточно нажимать кнопки интерфейса, чтобы разворачивать довольно сложные рабочие среды и системы. Это здорово расслабляет и айтишников, и пользователей. Так вот, если вы хотите быть в топе мира системного администрирования, нужно знать всё, что происходит за нажатием кнопки и как оно функционирует без лукавой графической оболочки. Если сможете постичь эту глубину, не будет проблем ни с ростом, ни с работой, ни с зарплатой. Такие профессионалы — большая редкость в общей массе, в общем-то, достойных специалистов.

▍Сисадмины мало зарабатывают


Миф только отчасти. Выше мы уже разобрали уровень зарплат в сфере системного администрирования., но если посмотреть более пристально, то зарплата сильно зависит от опыта, уровня знаний, стека технологий, уровня ответственности и от величины компании. В профессии сисадмина хорошо то, что карьерный путь зависит только от устремлений и вложений сил и времени самого человека — он может самостоятельно выбирать и стек, и сферу, и уровень задач, за которые он готов взяться. 

Если человек выбирает стать сисадмином, стоит заранее подумать о развитии карьеры, спланировать её и придерживаться плана. В начале работы на этой должности, будучи джуном или эникеем, действительно можно зарабатывать удивительно мало, но при желании и некоторых усилиях рост происходит довольно быстро: добраться до хорошего уровня можно за год-полтора. Единственный минус — сисадминам чаще других приходится менять компании ради карьерного и финансового роста, потому что нужны новые задачи и новые вызовы, а на старом уровне они могут и не появиться, можно буквально увязнуть в текущей конфигурации ИТ-инфраструктуры компании.

▍Сисадмины — большие интроверты


yctbnkjjm9mflflbsxtnomgxils.png

В каждой профессии встречаются люди с разными характерами: от бурных весельчаков до странных меланхоликов. Более того, человек может меняться под воздействием внешних факторов, событий личной жизни, благосостояния и даже интереса к работе. Любой стереотип о характере исходя из принадлежности к профессии — глупость. Сисадмины постоянно взаимодействуют в системе «человек — машина», поэтому нередко выглядят чуть более молчаливыми и задумчивыми, чем другие коллеги. Да и сосредоточенность на работе не располагает к болтовне.

Но с другой стороны системные администраторы (и все производные этой профессии) постоянно взаимодействуют с людьми: объясняются с руководством, консультируют и обучают пользователей, общаются с поставщиками программного обеспечения и железа, разъясняют, в чём состоят проблемы на рабочих местах и проч. Такой объём общения тяжеловат для интроверта. В целом, системное администрирование во всех своих проявлениях — не та профессия, в которой можно уткнуться носом в монитор и не за рабочую неделю более 100 слов. 

▍Работа системного администратора не связана со стрессом


Это заблуждение встречается часто. Казалось бы, за что нервничать: ни тебе продаж, ни разработки с багами, ни управления персоналом и ответственности за людей. Однако, кто сталкивался с падением офисной телефонии, сборки на проде, или что хуже, с атаками на ИТ-инфраструктуру, так уже не думают. Системный администратор (DevOps, CIO и т.д.) призваны отвечать за стабильность работы всего программного и аппаратного, именно они должны гарантировать отсутствие простоя персонала и 100% доступности всех сервисов, нужных для коммерческой деятельности. Любой простой, любая дыра в безопасности — это потеря времени и денег компанией, а это никому не нравится. И никто не постесняется среагировать на сбой и потрепать нервы админу. 

Чем сложнее ИТ-инфраструктура и чем более чувствительны к атакам данные и коммерческая информация, тем выше ответственность и сопутствующий стресс системного администратора. Собственно, поэтому выгорание, депрессия, склонность сменить работу или взять перерыв весьма знакомы сисадминам. Любите их, они так ценят благодарность, уважение и бережное отношение к своей работе!

Завершаю мифоборческий пост словами о том, что работу сисадмина трудно переоценить, о том, как они нужны, важны и т.д. Но это точно не то что нужно этим ребятам. Мы как никто знаем, сколько на них держится и какой он, часто совершенно невидимый труд. Поэтому мы желаем сисадминам внятных тикетов, стабильной инфраструктуры, адекватных и умеющих слушать и запоминать пользователей, изящных решений и интересных задач. Пусть всё будет 200 ОК. И да, если вы читаете это и у вас в компании есть системные администраторы, отложите чтение Хабра, закажите пиццу, найдите тёплые и искренние слова — им будет приятно ;)

sz7jpfj8i1pa6ocj-eia09dev4q.png

© Habrahabr.ru