[recovery mode] Робомобили, ожидания и реальность
Решил составить небольшую подборку мечтаний на тему: что же мы ждем от робомобилей и что же можем получить в итоге.
Мечта №1: После прихода робомобилей полностью исчезнут пробки. Если на дорогах будет хотя бы 30% робомобилей — пробок станет значительно меньше.
Данное утверждение в том или ином виде периодически всплывает в комментариях к любой заметке про робомобили. Но давайте разберем, от чего же возникают пробки. Википедия дает нам 13 причин возникновения дорожных заторов пункт «Причины заторов».
Как видим — только 4 пункта так или иначе могут быть устранены при помощи «умного» транспорта. При этом большая часть причин образования пробок может быть решена и в настоящее время даже без использования робомобилей, но по тем или иным причинам не находит решения.
Возможно, что при замене 100% автомобильного транспорта в городах на робомобили — получится значительно оптимизировать маршруты перемещения транспорта, тем самым сократив заторы в некоторых местах, но полного избавления от пробок не произойдет, потому что в любом современном городе есть места, в которых сильно затруднено движение любого транспорта. Обычно это обусловлено исторической застройкой, рельефом местности или наличием какого либо социально значимого объекта. В данных местах избежать возникновение пробок поможет только полная перестройка проезжей части или планирование путей объезда (что не всегда бывает возможным).
Так же, не стоит забывать, что робомобили создают фирмы конкуренты, что в значительной степени может повлиять на стыковку протоколов информационного обмена между автомобилями разных брендов. Вспомним хотя бы про USB и IEEE 1394 (FireWire, i-Link), DisplayPort и HDMI, Android и iOS.
Вполне возможно, что силу наберет очередная война стандартов, авто будут общаться только внутри бренда, скидывая статистику на свои сервера по шифрованному каналу для планирования более «удачного» маршрута, по сравнению с авто конкурента.
Мечта №2: Все авто будут общими, не будет частных авто и стоянок во дворах.
Данная мысль обычно обосновывается такой аргументацией: Зачем мне свой личный автомобиль, о котором нужно заботиться, тратить деньги на его ремонт и обслуживание, если я могу вызвать робомобиль и заплатить за это определенную фиксированную сумму в месяц?
Вроде бы замечательная идея, но она очень идеалистична по своей сути. Уже давно есть сервисы такси, юбер, каршеринг. Многие из них даже обходятся дешевле, чем владение личным авто, но все они в полной мере не могут его заменить. В этом суть человека: свое жилье — лучше, чем аренда. Своя дача — лучше, чем домик на выходные. Свой авто — лучше, чем сервисы аренды. Да и не всем душа позволит передвигаться по городу на безликом общем авто.
Мечта №3: Вышел из дома — авто подъехал и забрал тебя, приехал на работу — авто высадил тебя у входа в бизнес центр, а сам уехал искать парковочное место.
Это наиболее любимая для меня мечта. В какой то мере она кажется очень далекой, но с другой стороны — не является полностью несбыточной.
Другой вопрос — где будет парковаться авто. Он не сможет встать под знак, вторым рядом или на тротуар, а значит не создаст дополнительных помех другим участникам движения и пешеходам. Но тогда робомобилю придется отъезжать на значительное расстояние от мест наибольшего скопления автомобилей, тем самым он будет создавать дополнительный трафик, что в свою очередь может привести к увеличению пробок в определенные часы в крупных городах.
Мечта №4: Сел в авто, достал ноутбук, делаю работу —, а он сам везет меня к месту назначения. Собственно это то, ради чего все робомобили и разрабатывают. Максимально высвободить человека от ежедневной рутины. Здесь нас могут подстерегать большие трудности. Если в крупных городах с дорожной сетью все более менее хорошо, то остальная территория страны в основном покрыта этим:
Такая дорожная сеть не поддается автоматическому анализу, может изменять свое состояние по несколько раз в год и к тому же может повредить датчики ориентирования. Так что поездки придется планировать заранее или сильно менять предполагаемый маршрут, двигаясь только по размеченным трассам там, где они есть.
Мечта №5: Авто само следит за своим состоянием, в случае неисправности — едет в сервис сама, не тратя время хозяина.
Собственно в данный момент автовладелец тоже может загнать авто в сервис, получить подменную машину на все время ремонта, а затем приехать — оплатить огромный счет за «придуманные» неисправности и не тратить свое время. Но, как вы понимаете мало адекватных людей пользоваться подобным сервисом. К тому же, в гонку могут включится маркетологи, которые будут включать в состав авто «запланированное устаревание» некоторых деталей. Так что ваш робомобиль будет ездить в сервис по 2–3 раза в месяц, привозя оттуда неимоверные счета.