[recovery mode] Не время для гениев ( о Канделаки и Кинопоиске)
«Порядок бьет класс», — говорил Юлий Цезарь, что можно понимать как пропаганду регулярного соблюдения самых простых правил и систематическое выполнение своих обязанностей. Эта рутина, оказывается, куда важнее и эффективнее, чем разовые озарения и творческий, но бессистемный подход к любой работе. На примере ошибок Яндекса и многоуважаемой Тины посмотрим, отчего их предостерегал их еще тысячелетия назад великий стратег.
Начнем издалека, чтобы было максимально понятно все происходящее сейчас в интернете: основным отличием подросткового мышления от мышления взрослой умудренной опытом человеческой особи является безоговорочная вера юности в собственную уникальность, избранность, в особую силу таланта, в волшебство гениальности, в исключительную роль личности в истории.
К сожалению, пик подростковых суицидов от первой несчастной любви или бытовой ссоры с родителями обусловлен именно тем, что каждому отдельному ребенку всегда кажется, что именно его проблема уникальна, именно особенности его личности отвергают все существующие обыкновенные выходы и стандартные способы разрешения сложной ситуации и т.д.
Говоря проще, неопытный ребенок, впервые завидев Джобса — тут же истово уверует, что его презентационный скилл и навыки манипулирования массами были даны ему от рождения, ниспосланы свыше разумными рептилоидами, подарены на совершеннолетие Сантой Клаусом и т.д. Разумеется, ту же самую ситуацию каждый взрослый оценит иначе и сразу ясно поймет, что все навыки яркой подачи своего продукта, методы непринужденного пиара своих продуктов, умения держать аудиторию на коротком поводке — результат многолетнего упорнейшего труда и не менее 10 000 часов регулярных репетиций.
Ошибка команды нового Кинопоиска, как и создателей бренда «Новой Москвы» заключается вовсе не в том, что они создали откровенно плохой по всем параметрам продукт, а именно в невесть откуда взявшейся вере в собственную исключительность, якобы позволяющие им игнорировать общепризнанные методики проектирования инфосистемы и обкатки нового продукта. Нет ничего нового под солнцем, и каждый новый продукт в медийном пространстве не может и не должен быть сегодня великой тайной или внезапным сюрпризом для народных масс. Человека изначально пугают неожиданности, подсознательно никому из нас вовсе не нужны внезапные сюрпризы, а любые постепенные незаметные перемены куда лучше способны подготовить каждую личность к новым лишениям или необычным сценариям использования продукта. Это физиология, это надо знать.
Проектирование информационных систем, да и дизайн логотипов сегодня вовсе не место для «верховных божеств», гуру и прочих сверхгениев, мнящих себя уникальными и исключительными, которым обыкновенные маркетинговые законы уже не писаны. Особенно обидно мне за Тину с ее-то личным интсаграм- и ЖЖ-ресурсами. Да она бы за пару недель легко смогла бы заиметь целую армию интернет-фанатов абсолютно любого решения, если бы, отбросив гордыню, всерьез бы взялась за дело. «Геральдика 21 века», «Новый образ нового будущего», «Москва как идеальное математическое пространство» — она же отлично умела вот это все.
К чему я это? Тут в течении нескольких дней тщательно анализировал сделанную Яндексом новую версию Кинопоиска и вот, окончательно убедился, что, если (на секундочку) вообразить самого себя на месте руководителя отдела проектировщиков Яндекса, или их арт-директором, или синьором-помидором и кем угодно, кто мог бы быть вообще причастен к разработке данного проекта, то я бы (гипотетически, конечно) создавал бы довольно похожий по концепции продукт. Не в точности такой, конечно, но сам ход мыслей разработчиков, их идеи и попытки донести свой мессадж — лично мне близки и понятны, и не вызывают никакой звериной ярости. Но тем не менее, покритиковать Яндекс конечно нужно, но за другое. Чисто визуально и концептуально это вовсе не ужас-ужас, и не очередной всадник Апокалипсиса, как вас в этом убеждает главенствующее на сегодня общественное мнение.
Оставив в стороне технические косяки сырого продукта, наброситься же с убийственной критикой я хочу лишь на ту банду псевдомаркетологов, которые все предыдущие полгода-год были обязаны до кровавых мозолей на пальцах делать ровно две вещи:
1) Готовить почву, заранее убеждая многочисленную уважаемую аудиторию рунета в том, какие же функции им (оказывается) необходимы и каких крутых фишечек им очень сильно не хватает в текущем морально устаревшем Кинопоиске,
2) Делать «случайные» вбросы в профильные СМИ существующих эскизов и нарочитое разжигание обсуждений, споров, срачей и т.д. для сбора важнейших разведданных (фидбека).
Только наивный дошкольник в 21 веке еще в состоянии верить, что все случайно попавшие в сеть за полгода до релиза прототипы новых айфонов, ноутбуков и дорогих авто — действительно являются результатами тайной спецоперации по их похищению с перестрелками, накладными бородами и роковыми красотками, прячущими микрофильмы в самых интимных местах. Нет конечно же, само собой разумеется, что сегодня любое «случайное» попадание в сеть далеко не случайно, и за каждым комментом возмущенного новым дизайном Васи из Урюпинса следят десятки внимательных глаз, на ходу анализируя и корректируя пути развития своего продукта. И это нормально, только так собственно и надо работать, если считаешь себя профессионалом.
Никогда в жизни не поверю, что у великого и могучего Яндекса (или Апостола) не хватило денег нанять десяток студентов-копирайтеров, которые за полгода до выхода продукта заполонили бы собой весь Хабр, ЦП, Вконтактик с великомудрыми рассуждениями о том, как же круто было бы добавить онлайн-просмотр в Кинопоиск, да как гениально было бы использовать символический образ диаграммы Вороного (талантливейшего отечественного матемалитка) для брендинга современных территорий или муниципальных образований. И как же замечательно, мол, это бы вписалось в ощущение национального подъема, оптимизации жизненных пространств, «вставания с колен» и прочего. Цена всей этой шумихи — сущие копейки, но вместо этого всего эти девочки-маркетологи выкатывают в сеть только свои обидки, детские требования арестовать всех троллей интернета, и вообще, мол, «ой все». А ведь зарплату же получали все эти годы, для чего, зачем, чем занимались? Откуда теперь это «мама помоги»?
Итак, банальное неумение работать с населением, управлять толпой, вести точечную корректировку общественного мнения заказными статьями — способно сегодня похоронить любой продукт. Абсолютно любой, каким бы гением не был проектировщик, дизайнер, каллиграф и полиграф. Все перечисленные профессии в современном мире глубоко вторичны, потому что единственная профессия, которая на 146% определяет будущее любого современного продукта — это рутинный маркетинг, сопряженный с многочасовыми исследованиями, анализами и манипуляциями, а вовсе не единственное гениальное озарение троекратно переплаченного артдиректора.
В своих инновационных продуктах будьте же Цезарями, а не Яндексами.
© Megamozg