[recovery mode] НЕ целевая аудитория
Казалось бы, что нет в мире более системообразующего понятия, чем целевая аудитория. Но после двукратной выработки экспертных «десяти тысяч часов» в профессии сегодня определение ЦА выглядит все более и более расплывчатым. Проанализировав около сотни метрик, я пришел к выводу, что наиболее обоснованным подходом является выделение единой общей для всех не целевой аудитории сразу для всех существующих и дальнейших проектов — это неплатежеспособные дети дошкольного возраста. Все. Остальные сегменты и категории людей могут и будут покупать или пользоваться услугами любых информационных систем при должном походе.
Не теряя связей с реальностью, перейдем сразу к жизненным примерам, а именно к своим мучениям при попытке стандартного анализа и продвижения санатория-профилактория с лечебными водами и бильярдом. Вот любой юный неокрепший ум тут мне сразу скажет, что ЦА у всех санаториев одна — это пенсионеры. И окажется неправ. На самом же деле эту услугу покупали все: сами пенсионеры, их дети или даже внуки, а еще профсоюзные работники компаний, кроме того мужчины и женщины, хипстеры и колхозники, юристы и дизайнеры и вообще все подряд. Не покупали путевки только дети дошкольного возраста, поэтому их одних пришлось и выделить в единственную нецелевую аудиторию.
Детский интернет-магазин — еще один пример сложностей на ровном месте. Товары-то детские, а покупать их должны родители и опять же бабушки, а то и детские организации. Так что опять целевая аудитория здесь — все на свете, кроме. собственно, самих детей, для которых ранее дизайнер и расстарался на пару тысяч долларов. вырисовывая единорогов, жирафиков и бегемотиков. Идеальное попадание в Анти-ЦА.
Думаете, с сайтами ремонта квартир и офисов все обстоит проще? На самом деле еще хуже, потому как более двух третей всего трафика там составляли молодые и проактивные женщины, а как убедить бизнесмена взять и махом заменить все брутальные сверла и сложные калькуляторы цен на мимишных котиков и гороскопы? Да, кстати о гороскопах.
Все больше и больше современные исследования user experience напоминает мне астрологию, где, основываясь на том, в каком месяце родился Наполеон или Александр Македонский — делаются выводы о поведении еще миллиарда людей, родившихся в том же самом месяце. И это ужасно, ведь нет ничего более неточного и приблизительного, когда прогноз о поведении конкретной личности автоматически перекладывается на все выбранное множество людей со схожим признаком пола, возраста или социального статуса.
Мало того, что само по себе деление людей на такие вот категории с последующим навешиванием ярлыков попахивает евгеникой, так этот подход не работает даже с единым исследуемым субъектом. Представим, вот сейчас дома он любящий отец —, а завтра в рабочей курилке уже знаменитый Петя-матершинник; вчера он был успешным менеджером —, а сегодня Верка Сердючка на корпоративе; вчера они были брутальными мужчинами —, а сегодня сестры Вачовски. И как? Как с этим работать? Ждать, пока в Яндекс.Метрику внедрят новые возможности для сегментации половой принадлежности: транссексуалы, трансгендеры, трансвеститы, доминанты, субмиссивы и еще десяток наименований? Ну сегментировать — так сегментировать, аналитика обязана не догонять тренды современной культуры —, а обгонять их, не так ли?
Как обычно, цель данного текста, (как и всех прочих) — не задекларировать свою точку зрения, но обозначить то изобилие нерешенных вопросов, закрывая глаза на которые — невозможно считать себя профессионалом в области целевых и нецелевых аудиторий.
© Megamozg