[recovery mode] История бумаги

История бумаги начинается в Китае. До появления бумаги в Китае использовали шёлк и бамбуковые планки. Первый был довольно дорог, а вторые — довольно тяжелы. Но до сих пор в Китае используют слова Цзюань 卷 и Пянь 篇, которыми называют единицы измерения объема текста, но изначально они обозначали кусок шёлка и связку планок.

cb36f7a807b5bf544bf4b457c3e3eafc.jpg

Легенда приписывает изобретение бумаги Цай Луню в первом веке, он был евнухом при дворе Хэ-ди, но евнухи хорошо известны умением приписывать себе всякое. В 105 году Цай Лунь подал доклад об усовершенствовании технологии производства бумаги, увенчавший его деятельность. Император Хэ-ди пожаловал ему высокий титул министра и богатство. В том же году император умер, при новом императоре Цай Лунь был отправлен в отставку и в конце концов — выпил яд.

Но существуют свидетельства использования бумаги и задолго до этого, например, грубая обёрточная бумага была найдена в гробнице У Ди (140–87 гг. До н.э.) в Бацяо.

29f1547a3cfda60c84f9cdcaecb2fb53.jpg

В Империи Хань Конфуцианство стало государственной идеологией. Конфуцианцы активно занимались распространением канона, в 183 году каменные колоны с текстом канона установили перед воротами академии Тай сюэ в Лояне, с них изготавливали бумажные эстампы и распространяли по всей империи.

c143e57c442e2e91cdfe6e20683cff45.jpg

Дальнейшее проникновение бумаги на Запад связывают с Таласской битвой в 751 году, когда Аббасидский халифат победил войска Танского Китая. Но это не более чем исторический анекдот — нет никаких свидетельств, подтверждающих его. Но несмотря на это, в 794 году Джафар ибн Яхья построил в Багдаде первую бумажную мельницу, в 803 году ему отрубили голову.

Существуют свидетельства и более раннего использования бумаги в мусульманском мире

Когда бумага появилась в мусульманском мире, она претерпела несколько изменений. Во-первых, её пришлось адаптировать под чернила, которые использовались для письма на пергаменте. Во-вторых, китайцы применяли тутовую древесину, которой у них было много в связи с производством шёлка, но в мусульманском мире с этим была проблема. Вместо тутовой древесины стали использовать льняные тряпки. В результате рост производства бумаги в Сирии привёл к полному прекращению производства папируса в Египте к 10 веку. Это стало плохой новостью для Папской канцелярии, которая всю свою историю использовала папирус, но она начала накапливать запасы папируса с момента завоевания Египта мусульманами. Канцелярия даже смогла организовать производство папируса на Сицилии, надо сказать, что тот папирус, который сейчас возделывают в Египте — это сицилийский папирус.

Нужно рассказать про те носители, которые использовались в Европе и мусульманском мире. Носители, которые они унаследовали от Римской империи: цера (tabula cerata — восковая табличка), папирус и пергамент. Цера это дощечка, покрытая воском с добавлением сажи, на ней писали стилусом — один конец был острым для нанесения надписи, а другим, с широким концом, — стирали написанное. Цера была главным инструментом для повседневных, бытовых записей. В большом римском доме даже было специальное помещение — Таблинум — кабинет, где хранились таблички с повседневными записями, а Табуларий — это городской архив в Риме.

5cd4056cc7e73f67d51510963ff3e31c.jpg

Папирус наиболее близкий к бумаге материал, до нас дошла целая библиотека свитков (Геркуланумские папирусы). Надо понимать, что тогда не было книг: то, что мы называем книгой, начало появляться в пером веке — это кодексы. Вся античная литература — писалась исключительно на свитках, βιβλίον это именно свиток! А индекс (index) — это бирка из пергамента с кратким содержанием текста, прикреплённая к свитку, потому что у того не было обложки. Римляне знали много разных сортов папируса :

  • Charta hieratica — «иератический сорт», шириной около 25 см. Использовался для изготовления особо ценных книг (в частности религиозных, откуда и происходит название). Изготовлялся из самой сердцевины папирусного стебля. Этот сорт был самым светлым и тонким, и на нём писали только с одной стороны. Позднее он был переименован в «августовскую харту», в честь первого римского императора, а название «иератический» было перенесено на третий сорт.

  • Charta liviana — «ливиевская харта», названная так в честь Ливии, супруги Августа. Не уступала по качеству августовской харте.

  • Charta clavdiana — «клавдиевская харта», которая изготовлялась путём склеивания попеременно листов августовской и ливиевской харты.

  • Charta fanniana, «фанниевская харта», шириной около 19 см. По сообщению Плиния, её изготовляла мастерская Фанния.

  • Charta amphitheatrica — шириной около 17 см. Название её происходит от места производства в Александрии.

  • Charta saitica — папирус довольно низкого качества, изготовлявшийся в районе египетского города Саиса.

  • Charta theneotica — по качеству ещё ниже предшествовавшей; она также называлась по месту изготовления, что следует из текста Плиния.

  • Charta corneliana — её качество определить сложно; названа по имени Корнелия Галла, префекта Египта, назначенного Августом.

  • Charta emporica — «купеческая харта», низший сорт, используемый как обёрточная бумага.

В Римской Империи производство папируса достигло колоссального объёма, но оно всё было сконцентрировано в Египте.

По свидетельству греческого историка V века до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего, во II в. до н. э. цари Египта, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице Пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον, а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Пергамент отличается прочностью, влагостойкостью и долговечностью. Он позволяет соскрести написанное и использовать его повторно, такие документы называются — Палимпсест. Известно очень много таких документов и сейчас по ним даже успешно читают исходный текст.

В следствии деградации Римской Империи, ко 2 веку н. э. снабжение папирусом начало быстро сокращаться и ему на смену пришёл пергамент. В итоге на смену свиткам пришли пергаментные кодексы (то есть современные книги).

Пергамент хоть можно было производить в любом месте в Европе, но скотоводство требует большие площади земли для себя, а с ростом плотности населения территории занятые под скотоводством постоянно сокращалось. Нельзя сдирать кожу со всех телят — иначе поголовье быстро закончится. В результате объём производства пергамента был сильно лимитирован и имел высокую себестоимость. Чтобы изготовить объёмную книгу хотя бы в 300—400 страниц, необходимо было зарезать стадо животных в 70—100 голов. Для крупноформатной Библии требовалось примерно 320 шкур. В это время большая библиотека — это 20–30 книг, такое могли себе позволить лишь крупные феодалы или очень богатые монастыри.

Можно говорить про два этапа проникновения бумаги в Европу. На первом этапе бумага импортируется, но не производится, она относительно дорога, а поставки не стабильны. Северная Италия ведущая торговлю с Исламским миром познакомилась с бумагой в 11-ом веке. В Генуе сохранились документы Giovanni Scriba, это нотариальные документы на бумаге, за период 1154–1164. На этом этапе даже нет слова «бумага», существует множество названий: charta cuttunea, papier de coton — это переводится как хлопковая бумага, но слово paper или paper это просто искажённое papyrus, а charta — лист папируса или пергамента (Magna Carta написана на пергаменте). Хлопковой она называлась из-за своей белизны и долго считалось, что эту бумагу делали из хлопка, но микроскопический анализ не обнаружил волокон хлопка — только волокна льна. Ещё встречались такие названия : charta bombycine (в честь Иераполя (другого)), gossypina, cuttunea, xylina, damascena, serica, pergamena graeca.

Отдельно стоит упомянуть Испанию — тут граница между исламским и христианским миром была весьма динамичной. Первая бумажная фабрика на Пиренейском полуострове была в Хативе в 1056 году, которая, в это время, была мусульманской. Самый древний Европейский документ — это Служебник из Силосса  (Missal of Silos, 1080 год) в котором 37 страниц из 157 были бумажными.

Церковь знала о существовании бумаги, но была скептически к ней настроена. Пётр из Монбуассье в 1142 отправился в Испанию, где организовал первый перевод Корана на латынь. Так он отзывается о ней: «На небесах (как говорят евреи) Бог читает Талмуд. Но какого рода эти книги? По внешнему виду они похожи на те, которые мы читаем каждый день и которые сделаны из кожи баранов, козлов и телят (пергамент) или коры тростника, собранного на болотах Востока (папирус). Эти же, однако, сделаны из обрезков старых тряпок, может быть, даже из более мерзких вещей; и они начертаны грязными чернилами с помощью птичьего пера или болотного тростника.»

Папская канцелярия использовала папирус, Библии писали на пергаменте. Дешёвый материал, который бы позволил дать каждому приходу по Библии был Церкви совсем не нужен (когда это случилось — все кончилось большой кровью).

В ходе завоеваний производства бумаги оказываются в руках европейцев, на Сицилии и в Испании. Власти пробывали использовать бумагу для своих целей, но она сильно уступала пергаменту, и в результате Фридрих II (император Священной Римской империи) в 1231 запрещает использовать бумагу для официальных документов, а все существующие требует переписать на пергаменте — ведь он гораздо прочнее и долговечнее (даже Английский Парламент продолжает печатать все свои законы на пергаменте, хотя у них и осталось только два принтера, один из которых в музее, а другой держится только на скотче).

В Европе было не так много грамотных людей и большинство из них было либо в Церкви, либо в Правительстве, а эти организации отказались от использования бумаги. Кому она тогда нужна? Было ещё кое-что, что досталось Европейцам от мусульман — Университеты, а без бумаги они не функционировали, на чём ещё писать конспекты? Но чтобы учится в Университете нужно уметь читать и писать, но как этому научиться, если некому учить? Сначала надо научить учителей, которые будут учить остальных, чтобы получить товарное количество грамотных людей — получается что для этого нужно как минимум два поколения.

Применение бумаги еще знали итальянские торговцы, которые вели дела с исламским миром, они видели там суфтадж и хавалу и, переняв их, задали начало Европейскому банкингу и «бумажным деньгам», таким, например, как векселя. Теперь можно было вести «бумагу» вместо металлических денег, а на следующем этапе оказалось, что можно и самому не ехать, а переписываться с контрагентами бумажными письмами. Итальянцы основывают по всей Европе свои торговые представительства. На денежных переводах специализировались и Тамплиеры, которые имели укреплённые пункты обслуживания по всей Европе.

Ещё одна деталь, важная для формирования капитализма, — двойная бухгалтерская запись. Самый древний пример такой записи, это книга которую ввёл Amatino Manucci для Giovanni Farolfi & Company. Она демонстрирует уже довольно развитую системы бухгалтерии, в неё записаны операции компании за 1300, а также присутствуют ссылки на десяток других книг. Очевидно, что двойная запись не могла возникнуть до появления бумаги — ввести её на пергаменте или церах не имело экономического смысла. На пергаменте одна фирма за год потребляла бы всё производство пергамента одной страны, а на церах этот объём занимал комнату или две и оперировать ими было бы не возможно.

Первое производство бумаги попало к Европейцам на Сицилии в 1060—1091. В Испании Хатива была захвачена в 1244. В 1279 году производство бумаги начинается в Фабриано, который к концу века станет крупным центром производства бумаги. Во Франции производство появилось в 1348, в Труа. В Германии Ulman Stromer построил мельницу недалеко от Нюренберга в 1390 (Гутенберг родился в 1397). Первое производство бумаги в Англии организовал John Tate в 1490. Любопытно, что для производства переоборудовали ранее существовавшие водяные мельницы.

Время начало производства бумаги в Италии совпадает с эпохой Проторенессанса. В 1293 Данте Алигьери закончил своё первое произведение — Новая жизнь.

Появление бумаги изменило ценность грамотности. Ценность грамотности подчинена Сетевому эффекту (эффект в экономике, при котором ценность товара или услуги для одного пользователя зависит от числа других потребителей данного товара (услуги)). При этом экспоненциально растёт количество возможных связей, а значит также увеличивается потребность в носителе информации. Но если производство носителя ограниченно — сеть не будет расти, а стоимость «подключения» для каждого нового абонента будет увеличиваться тоже не линейно. Снижая стоимость носителя, мы позволяем сети расти дальше, а значит грамотного населения станет больше. С какого- то момента грамотность становится инструментом заработка, появляются клерки, бухгалтеры (Маттеус Шварц), писатели (Данте Алигьери), журналисты (Пьетро Аретино). Возникают социальные сети, как, например, сеть Марена Мерсенна, в которой стал известен один блогер по имени Рене, и из которой сформировалась Французская академия Наук. В ней до сих пор есть статус — член-корреспондент, полный аналог современного follower«а.

Бумага сделала возможным возникновение в Европе бюрократического государства. Построить подобное пытался ещё Карл Великий. У него был бюрократический аппарат из монахов, но он не смог масштабировать его на всю свою огромную империю. В результате она начала дробится на маленькие части. Без бумаги нужно отдавать приказы лично, а главное делегировать все возможные полномочия, и преданность Наместников полностью зависит от их личной преданности. Это работает тогда, когда они лично знают правителя (они вместе воевали), но через несколько поколений все исчезает, и при смене правителя наместники должны ехать к новому и лично приносит клятву верности (омаж), а тот должен всё время разъезжать по стране и лично решать все вопросы. В итоге каждый мелкий феодал становится полноправным правителем на своей земле, единственная обязанность которого — вовремя явится на военный сбор в исправном снаряжении… да и этим иногда пренебрегали.

Бюрократия работает иначе: каждый бюрократ имеет письменный мандат в котором прописаны его полномочия, он исполняет писанные приказы, а его действия имеют «бумажный след» и в случае нарушений их можно обнаружить и наказать исполнителя. Бюрократ обезличен, он выполняет чужие распоряжения в заведомо расписанных рамках, в отличия от феодала, который даже выполняя приказ сеньора действует только по своему разумению. А если попробует перепоручить распоряжение и устно передать приказ — могут получится глухие телефончики и неизвестно, что получится.

Опорой Бюрократического государства является налоговая система, в Феодализме люди платят налог службой — одни служат на поле боя, а другие — обеспечивают первых. И в Средневековье других налогов не было, не считая чрезвычайных, разовых сборов. Главная проблема с налогами в том, чтобы чиновники собирали больше налогов, чем стоит их содержание. При этом желательно не разрушить экономику.

bcfe704ee961b0dc99c50d2fa8b921b6.jpg

Введение налоговой системы привело к революциям в Голландии, Англии, Франции — No taxation without representation. Налоговая система в Испании уничтожила зарождавшуюся промышленность и законсервировало общество на несколько веков.

Другой  стороной системы была регулярная армия, а первым примером — Ордонансовые роты. Они были организованы королевским указом (ордонансом). В дальнейшем новая структура потребовала регламентации, дошло до того, что королевский указ регламентировал количество шлюх в обозе (одна на тридцать солдат, правда это было в Бургундских ротах (Бургундия это другая страна, гораздо богаче Франции)).

Бумага оказалась инструментом, который вызвал глубокие социальные метаморфозы. В Китае она позволила построить огромную централизованую Империю. В Исламском мире — донести слово пророка до всех. В Европе эти метаморфозы были разными в разных страннах, целые волны изменений, которые могли затухнуть в одной стране и продолжится в другой. Кто сейчас помнит про Трубадуров Пиринеев, хотя все наслышаны про куртуазную культуру Прованса. Окончание Реконкисты привело к появлению цензуры Инквизиции, стремление к религиозному единообразию уничтожило Испанские университеты и зарождающиюся книжную культуру, но она успела проникнуть в Италию, Францию и Бельгию, где продолжила развиватся. Все попытки обуздать происходящие соцальные изменения упирались в государственные границы, а иногда изменения даже использовалися для усиления власти монарха — например, во Франции.

© Habrahabr.ru