[recovery mode] Домены: есть ли жизнь после смерти?

c997697245d24e19aed635d7d8e6ea97.jpg
Шанс потерять свой домен имеет каждый, у кого какой-нибудь домен есть. Это если перефразировать песню «Если у вас нет собаки…». В этой же статье мы увидим наиболее яркие примеры потери доменов и убедимся, что даже масштаб компании не спасает от таких банальных проблем. Кроме того, рассмотрим процедуру утилизации домена, если его так и не продлили. Сколько он будет вас ждать и как быстро его сможет приобрести кто-то другой? И как от этого спастись? Об этом ниже.

Как Microsoft потерял hotmail.co.uk


Один из наиболее ярких примеров утраты доменов по причине коллективной безответственности произошел в уже далеком 2003-м году. Взволнованная общественность в лице отдельных доброжелателей пыталась как-то прояснить и исправить ситуацию, Microsoft же вела себя со стереотипной для больших компаний бюрократической нерасторопностью. Во-первых, все напоминания о необходимости продлить домен были проигнорированы, в результате чего домен был выставлен в открытую продажу, а почтовый сервис перестал работать в Великобритании. Домен был тут же куплен сочувствующей персоной, которая немедленно написала, а потом и позвонила в компанию с просьбой перерегистрировать домен и восстановить сервис. И здесь начинается во-вторых: все эти письма и звонки были просто проигнорированы. Лишь через некоторое время они осознали проблему (не без участия журналистов) и сами связались с этим человеком. В-третьих, даже после этого ничего не происходило в течении довольно длительного как для таких случаев времени. Есть предположение, что британский офис Microsoft просто не имел никаких рычагов влияния на ситуацию, так как домены могли регистрироваться лишь из центрального офиса. В конечном итоге они, конечно же, все восстановили. Но — вишенка на тортик — официального заявления от Microsoft по поводу случившегося так и не последовало. Свет удалось пролить лишь с помощью обращения к регистратору доменных имен. Он подтвердил, что домен действительно не был продлен вовремя, был выкуплен частным лицом, а все напоминания высылались вовремя согласно процедуре — но, очевидно, банально терялись в корпоративной почте.
Следует заметить, что это не единственный подобный случай в практике Microsoft. Ранее похожее случилось в 1999-м.

Что происходит с доменом, если его не продлить?


Процедура зависит от регистратора доменных имен. Кроме того, она неоднократно менялась со временем. Далее мы рассмотрим наиболее типичную процедуру, актуальную на сегодняшний день.
Первый этап — регистратор проявляет лояльность к клиенту и дает еще немного времени для продления. Это может быть от одной до 2–3 недель. Этот период может также иметь в себе несколько дедлайнов — например, срок бесплатного обновления, далее следует какой-то штраф и так далее. Но смысл в том, что в этот период ни у кого еще нет шансов «поднять то, что плохо лежит».
Второй этап — аукцион. После того, как регистратор делает вывод, что домен окончательно не продлен — он ставит его на аукцион. Это такой способ для регистратора заработать дополнительные деньги — не выставлять домен сразу на перерегистрацию первому желающему, а попытаться заработать побольше. И, надо сказать, способ работает — многие домены действительно выкупаются на аукционе. Нужно заметить, что на данный момент можно выделить несколько наиболее популярных аукционов:

  1. Go Daddy Auctions
  2. NameJet
  3. SnapNames.com

Каждый регистратор сотрудничает с одним из них. Домен не может одновременно быть выставленным на нескольких аукционах. Как работает аукцион? Для начала, часто есть возможность поставить на домен задолго до того, как он истекает. Это если кто-то очень заинтересован именно в вашем домене. В этом случае ему придет оповещение, что ваш домен скоро закончится, и он с большой вероятностью не упустит этот момент. Ну, а далее как в обычном аукционе — кто даст больше, того и приз. Аукцион также может быть разбит на несколько этапов — например, после аукциона может стартовать распродажа неликвида или еще какая акция.
Кроме того, есть вот такие сайты, которые собирают информацию и предоставляют ее в более удобном виде. Из интересного здесь — можно посмотреть, что за 10 последних дней истекло более 3 миллионов доменов. Или что, например, даже дорогие (стоимостью до $500K) домены тоже со временем могут попасть на свалку.
ecdec1bff7d34d0f8a9b8a6ed81d5a80.png
Третий этап — «смерть» домена. Он перестает существовать и его можно зарегистрировать вновь на общих основаниях. Только если домен состоит из понятных слов и уже был хоть каким-то образом раскручен — надеяться на это не приходится. Почти наверняка его выкупят ранее, так как на этом сейчас тоже строят бизнес.

Еще примеры


В 2010 году широко известный сайт Foursquare проделал тот же трюк. Просто забыли оплатить домен. Впрочем, им повезло — они успели его продлить, и все ограничилось неудобствами клиентов, которые хотели воспользоваться сайтом в это время. А также волной публикаций на тематических ресурсах, что, впрочем, скорее даже плюс.

Есть и печальные примеры. В 2012 году лидер отрасли, индийский туристический сайт Yatra.com, имея миллионы посетителей и кругленькую сумму оборота, потерял свой домен. Закончилось это все оттоком клиентов, потерей партнеров, репутации, денег. Домен был восстановлен и сайт работает и поныне, но до сих пор не вышел на прежние показатели.

Далеко ходить не надо — один из наиболее популярных новостных сайтов Украины Liga.net в 2015 году также не продлил домен вовремя. Восстановление заняло 3 дня, в течении которых они публиковали свои новости на страницах в соцсетях.

Грешили этим и банки (представьте, каково для репутации — сайт банка и онлайн-банкинг недоступен в течении недели), и множество других крупных компаний, не говоря уже о маленьких студиях и личных сайтах. Даже мы чуть было не попали:

Мониторинг сайтов чуть не лишился домена


Причиной написания этой публикации стало лобовое столкновение с проблемой. Ирония судьбы заключается в том, что домен сервиса мониторинга host-tracker.com чуть было не испарился, несмотря на то, что сервис имеет функцию определения и оповещения об истечении срока действия домена. Собственно, это нас и спасло — наши домены и сайты, конечно же, мониторятся нашей же системой. Регистратор доменных имен присылал напоминания об истечении, но ответственный сотрудник убедился, что включено автопродление — и был спокоен. Тем не менее, почему-то автоматический платеж не был списан с карты, и домен не продлился. Почему — поддержка так и не смогла внятно объяснить. К счастью, это заметил наш же сервис мониторинга и проблему удалось решить оперативно, в последний день.
По итогам ситуации, хочу сделать несколько замечаний:

  • Неплохая идея — продлить домен заранее. Также было бы неплохо, если бы регистратор пытался провести автоматическое продление за некоторое время до истечения, и в случае неудачи об этом написал бы. Почему GoDaddy не делает этого до сих пор — непонятно.
  • Еще одним напоминанием стало письмо, в котором некто изъявил желание приобрести наш домен, всего за несколько часов до его истечения. Как видим, «предварительный заказ» в аукционах таки работает. Так что считать мух в таких ситуациях чревато.
  • И да, у нас и после истечения был бы льготный период для оплаты. Но в это время нашим клиентам возвращалась бы печальная страница: «домен истек». Продление, переписка с поддержкой и другие подобные манипуляции заняли бы как минимум часы, а то и дни. Поэтому до этого лучше все же не доводить.
  • Контролировать можно не только чужие домены, на которые положен глаз —, но и свои тоже, как в нашем случае. Есть ряд сервисов, например наш, с помощью которых можно мониторить домены и избегать неприятностей. Описание функции можно найти в предыдущей публикации.

© Habrahabr.ru