[recovery mode] 10 способов защиты интеллектуальной собственности IT-стартапа

image

Проблема защиты интеллектуальной собственности (далее — ИС) часто является одной из наиболее важных, с которой сталкивается любой технологический стартап. Это тесно связано с процессом разработки продукта, наймом квалифицированных сотрудников, привлечением капитала и многими другими вопросами развития проекта.

Учитывая сложность данных процессов, интеллектуальная собственность может показаться преждевременной, дорогой или даже противоречащей целям вывода продукта на рынок раньше, чем кто-либо из ваших конкурентов.

Однако, интеллектуальная собственность часто является наиболее ценным активом IT-стартапа. Поэтому защита интеллектуальной собственности имеет большое значение для получения венчурного финансирования или предотвращения несправедливой конкуренции, во время которой ваши решения будут просто копироваться.

В этой статье я предлагаю 10 простых правил защиты интеллектуальной собственности, которые можно реализовать эффективно.

1. Старайтесь делать работу по найму отдельно от работ по вашему стартапу


Конечно, довольно сложно и психологически не комфортно отказаться от текущей зарплаты и рискнуть работать долгое время над стартапом без оплаты. Однако, одна из самых больших ошибок в начале кампании — это когда основатель начинает работать над своей новой идеей одновременно с тем, когда он продолжает работать на кого-то ещё. И вот почему.

Конфликтующие обязательства могут поставить под угрозу владение интеллектуальной собственностью вашей новой компании. Важно знать, что было сделано, какие ресурсы были использованы, и где была проведена основополагающая работа. Проверьте свои трудовые обязательства, включая связанные с передачей прав интеллектуальной собственности. Большинство компаний требуют, чтобы их сотрудники подписали Соглашение о конфиденциальности и определении изобретений, в котором сотрудник признает и соглашается с тем, что любые новые идеи и изобретения, разработанные сотрудником, связанные с бизнесом работодателя, полностью принадлежат последнему.

Если работодатель прямо не одобряет сторонние проекты (не требуя права собственности), плохой идеей будет использование ресурсов компании и времени, чтобы заняться чем-то другим, отличным от вашей повседневной работы. Многие люди не хотят рассказывать своему работодателю о своей новой идее, но держат свой проект «в фокусе» во время работы. Это может впоследствии стать проблемой, особенно если новое предприятие будет тесно связано с бизнесом прежнего работодателя.

Поэтому мы рекомендуем разделять работу по найму от работы на собственный проект. А в случае, если они могут быть связаны, то сразу договариваться об этом с вашим работодателем. Если подобная договоренность будет по каким-то причинам невозможна, то как можно быстрее уходить в «свободное плавание», т.к. это будет не только честнее по отношению к вашему работодателю, но и продуктивнее для вашего нового проекта, которому вы сможете посвятить всё свое время, и, соответственно, вы быстрее добьетесь желаемого результата.

2. Не позволяйте другим людям участвовать в вашей интеллектуальной собственности или владеть вашей компанией


Некоторые из лучших новых идей разрабатываются в ходе бесед с друзьями, в комнатах общежития или с другими предпринимателями за кофе или другими напитками. Посмотрите правде в глаза: это весьма захватывающе и интересно говорить о новых собственных идеях и идти по пути их развития раньше других людей. Неформальность этих обсуждений часто заставляет друзей или коллег вместе с вами спонтанно подавать заявки на финансирование, выступать в роли соучредителей и свободно говорить о долях в вашей компании. Это прекрасно. Но, ещё прекраснее будет, если у вас не будет различного понимания собственного участия в образовании и развитии нового стартапа. Вы должны вместе решить многие сложные вопросы до того, как регистрировать новую компанию.

Когда у вас действительно появится соучредитель (бизнес-партнер), готовый вместе с вами развивать совместный проект, то я рекомендую сразу согласовать условия ваших взаимоотношений на взаимовыгодных условиях. Постарайтесь, пожалуйста, очень четко и подробно определить зоны вашей ответственности и непосредственные обязанности по проекту. Для этого нужно будет вначале их полностью описать. Очень рекомендую сделать это в жесткой привязке к бизнес-плану и таймингу вашего проекта. После этого можно будет распределить все работы и наметить сложные вопросы, на решение которых у вас не будет хватать компетенций, средств или времени. Привлечь дополнительных людей на тех или иных условиях. Впоследствии, нужно будет постоянно возвращаться к этим договоренностям, чтобы не возникало недопонимания в случаях, если что-то пошло не так.

Игнорирование этих вопросов может вызвать огромные проблемы позже, связанные с взаимными претензиями и конфликтом интересов. При этом, чем проект будет успешнее, тем больше будет взаимных претензий, о которых не было четко зафиксированных договоренностей.

В этом смысле, очень полезно рассуждать об учредительном договоре вашего стартапа, как о форме «брачного контракта». Все хотят жить долго и счастливо, но мало кто имеет мудрость разобрать и договориться в начале пути, кто и как будет этого добиваться.

Вот ключевые условия сделки, которые вам необходимо учесть в письменном соглашении с учредителем:

  • кто и какой процент компании получит?
  • подлежит ли процентное владение долей на основе постоянного участия в бизнесе?
  • каковы роли и обязанности учредителей?
  • если один учредитель уходит, имеет ли компания или другой основатель преимущественное право выкупить акции этого учредителя? По какой цене?
  • сколько в среднем времени будет тратить каждый основатель для развития проекта?
  • на какую зарплату (если она есть) имеют право учредители? Как это можно изменить в будущем?
  • как должны приниматься ключевые решения и повседневные решения бизнеса (большинство голосов, единогласное решение или определенные решения исключительно в руках генерального директора)?
  • при каких обстоятельствах основатель может быть удален как руководитель или ключевой сотрудник предприятия? Обычно это может быть решение совета директоров или участников компании.
  • какие активы или денежные средства в бизнес вносит или инвестирует каждый основатель?
  • как будет решаться вопрос о продаже бизнеса?
  • что произойдет, если один из учредителей не оправдает ожиданий по основному соглашению? Как будет это решаться? Предпочтительный подход заключается в разрешении любых споров с помощью конфиденциального обязательного арбитража,
  • какова общая цель и видение бизнеса?
  • все ли согласны с тем, что вся интеллектуальная собственность принадлежит компании, и если нет, то как компания обеспечивает свое право использовать технологии, разработанные в ее интересах?


Неформальное или расплывчатое понимание, которое недостаточно тщательно согласовано и задокументировано, чревато потенциальными рисками полного разрушения бизнеса.

Отдельный вопрос, если вы решили начать стартап с друзьями и знакомыми: будьте осторожны при обсуждении вопросов владения имуществом и обмена информацией. Ведите собственные записи о том, откуда пришли идеи, а также о любых дискуссиях, о долях участия в вашем стартапе.

Желательно, чтобы это выглядело в форме коротких протоколов, составленных после наиболее важных совещаний, которые бы все видели и подписывали. Если на подобных совещаниях было принято предложение от потенциального источника финансирования, то сохранить копию подписанного протокола будет необходимо для демонстрации будущим инвесторам, которым будет очень важна подобная информация.

И еще один важный момент: если что-то изменится и ваш друг или коллега больше не будут участвовать в вашем проекте (а вы не планировали расставаться), то убедитесь, что вы отправили сообщение в письменной форме, которая ясно демонстрирует ваше понимание основной идеи проекта, что является вашим, а что нет.

Помните, что если у вас есть идея на миллиард долларов, дешевле и экономически эффективнее решать подобные проблемы на старте, чем когда вы подадите заявку на IPO или получите предложение о покупке вашего стартапа от Цукерберга или Грефа.

3. Пусть участники привнесут собственную интеллектуальную собственность в стартап


Ряд различных заинтересованных сторон может внести различную интеллектуальную собственность в вашу новую совместную компанию. Кроме того, инновации часто происходят как раз до образования компании. Как правило, права ИС принадлежат человеку (например, разработчику или дизайнеру), который создал продукт до соглашения с потенциальными партнерами. Более того, в некоторых случаях трудно сохранить (или доказать) право на ИС сотрудникам, которые разрабатывают изобретения в свое собственное время, не используют оборудование, расходные материалы или оборудование компании в которой работали до стартапа.

Это значит, что ваши участники если и могут привнести в компанию собственную интеллектуальную собственность, то это должно быть закреплено в учредительных документах и не противоречить подписанными ими соглашений о конфиденциальности на их прежнем месте работы. В противном случае, их прежние работодатели останутся единоличными собственниками этих прав на ИС, а ваш стартап не будет иметь никаких оснований на использование этого актива.

В этом смысле письменные соглашения могут хоть как-то гарантировать, что все права на ИС переданы от учредителей непосредственно компании.

Кроме того, очень важно в этих соглашениях определить тип права на владение ИС.

Обеспечение того, чтобы стартап владел правами на ИС, имеет решающее значение. Важно четко определить кому и что принадлежит. Стартап должен предпринять следующие шаги, чтобы убедиться, что он владеет интеллектуальной собственностью, необходимой для его бизнеса:

  • любая интеллектуальная собственность, созданная до регистрации, должна быть передана компании по письменному соглашению. Зачастую передача происходит в обмен на акции компании или непосредственно выкупается за денежные средства.
  • все сотрудники должны подписать соглашения о конфиденциальности и определить все изобретения, требующие присвоения интеллектуальной собственности в качестве условия работы в вашей компании.
  • все консультанты и независимые подрядчики, нанимаемые вашим стартапом, должны подписать соглашения, в которых четко указано их обязательство передать интеллектуальную собственность, которую они разрабатывают для компании.
  • любые деловые партнеры или совместные усилия по развитию проекта должны четко формулировать права собственности на совместные усилия по разработке, испытанию, производству, реализации и последующему обслуживанию ваших продуктов или услуг.


Эти соглашения также должны включать следующее:

  • Понимание того, что конфиденциальная информация компании предназначена только для использования в интересах компании;
  • Требование о раскрытии любых идей, изобретений и открытий, связанных с соглашением или работой;
  • Четкое разделение прав собственности на идеи, изобретения и открытия.


4. Оцените свои основные активы и определите, какой тип защиты ИС будет наиболее эффективен


Наличные деньги правят в стартапах бал. IT стартапы могут испытывать соблазн отложить инвестиции в защиту интеллектуальной собственности. Для тех, кто не пытался защитить интеллектуальную собственность, процедура кажется сложной и дорогой. Слишком часто стартапы заканчиваются тем, что теряют права интеллектуальной собственности, пренебрегая правилами её защиты.

Описываемые здесь простые и экономически эффективные методы могут минимизировать будущие проблемы и защитить основные активы. Хорошей отправной точкой является критическая оценка ценностного предложения вашей компании и активов интеллектуальной собственности, которые имеют решающее значение для этих ценностных предложений. Этот вид оценки полезен в сборе инвестиционных средств и может иметь решающее значение для защиты ваших основных активов.

Иногда компании считают, что патентная защита — единственный способ защитить себя. Технологические стартапы часто игнорируют ценность не запатентованной ИС. Хотя патенты могут быть невероятно ценными, это не обязательно гарантирует, что продукт компании является хорошим продуктом и тем более, что он будет хорошо продаваться. Торговые секреты, политика в области кибербезопасности, торговые марки и авторские права могут быть формами интеллектуальной собственности, которые можно защитить. Потратьте немного времени на оценку ценностного предложения компании и наилучшего способа его защиты, что может быть очень важно в течение длительного времени.

Вот краткое изложение доступных типов интеллектуальной собственности:

Патенты — лучшая защита, которую вы можете получить для нового продукта, особенно если аналогов ему нет в том месте, где вы собираетесь его реализовывать. Патент дает его изобретателю право запрещать другим лицам производить, использовать или продавать запатентованный объект, описанный словами в формуле изобретения. Патенты являются временной защитой и ограниченной действием той территории, на которую он был получен. Т.е., зарегистрировать патент вы можете только на определенное время и на определённую территорию. Поэтому крайне важно иметь патентного юриста для составления эффективной заявки.

Ключевыми вопросами при определении того, можно ли получить патент, являются следующие:

  1. Патентоспособен только конкретный вариант идеи, формулы или продукта;
  2. Изобретение должно быть новым или инновационным;
  3. Изобретение не должно быть запатентовано или описано в печатной публикации ранее;
  4. Изобретение должно иметь какую-то полезную цель.


Авторские права распространяются на оригинальные авторские произведения. Например: произведения искусства, рекламные копии, книги, статьи, музыка, фильмы, программное обеспечение (код) и т. д.

Авторское право дает владельцу исключительное право делать копии произведения и готовить производные произведения (такие как сиквелы или редакции) на основании работы.
Кроме того, можно вынести владение авторскими правами (например, кодом или книгой) в отдельный вид деятельности, зарегистрировать для этого отдельную компанию в стране, которая привлекает обладателей квалифицированных активов (IP box) пониженными налоговыми ставками на прибыль за использование подобных прав. К таким странам относятся. например: Кипр (2.5%), Польша (5%), Венгрия (4.5%) и с 2020 года — Швейцария (но только по изобретениям, защищенным патентом).

Единственный момент, постарайтесь, чтобы этот вид деятельности не приносил компании более 25% от её прибыли, т.к. в противном случае, компания будет признана пассивной и сведения о её доходе поступят в автоматическом режиме в налоговые органы страны, где основатели (бенефициары) являются налоговыми резидентами.

Далее будут действовать договоры об избежании двойного налогообложения, если они есть. Но, это несколько другая история, которую нужно рассматривать в отдельной статье.

Право на товарный знак или марку защищает символическое значение слова, имени, символа или устройства, которое владелец товарного знака использует для идентификации или отличия своих товаров от товаров конкурентов. Некоторые товарные знаки известны всему миру, как например: товарный знак Intel, BMW или Nike. Вы получаете права на товарный знак, фактически используя его в торговле. Вам не нужно регистрировать знак, чтобы получить права на него, но, в некоторых случаях, государственная регистрация действительно дает некоторые преимущества. Это зависит от законодательства конкретной страны.

Торговые секреты или коммерческая тайна могут быть отличным активом для стартапов. Они экономически эффективны и действуют до тех пор, пока коммерческая тайна сохраняет свой конфиденциальный статус и получает ценность благодаря своей секретности. Право коммерческой тайны позволяет владельцу права предпринимать действия против любого, кто нарушает соглашение или конфиденциальные отношения, или кто крадет или использует другие противозаконные средства для получения секретной информации. Коммерческие секреты могут варьироваться от компьютерных программ до списков клиентов и формулы для Coca-Cola.

Соглашения о конфиденциальности. Они также называются соглашениями о неразглашении. Целью подобного соглашения является предоставление держателю конфиденциальной информации (такой как продукт, услуга или бизнес-идея), чтобы он не мог поделиться ею с третьей стороной. Обычно существуют стандартные исключения из обязательств по конфиденциальности (например, если информация уже находится в свободном доступе).

Я настоятельно рекомендую, чтобы каждый сотрудник или консультант подписывал подобное соглашение, как описано выше.

Условия обслуживания и Политика конфиденциальности. Если вы являетесь компанией, которая ведет свою деятельность в Интернете, важно иметь соглашение об условиях обслуживания, которое ограничивает действия, которые пользователи могут или не могут делать на вашем веб-сайте, а также с информацией на вашем сайте.

Знание вашего IP и того, как он защищен, часто является очень существенной проблемой для инвесторов и приобретателей. Эти активы часто необходимо раскрывать с помощью «графика раскрытия информации». Чтобы убедить потенциальных инвесторов в том, что компания знает, чем она обладает, рекомендуется хранить копии на защищенном сервере:

  • Патенты и патентные заявки (включая номера патентов, охватываемые юрисдикции, даты подачи, регистрации и выдачи),
  • Соглашения о конфиденциальности и назначении изобретений с сотрудниками и консультантами,
  • Товарные знаки и знаки обслуживания,
  • Ключевые торговые секреты и фирменные ноу-хау,
  • Технологические лицензии от третьих лиц на продажу компании,
  • Технологические лицензии от компании-продавца третьим лицам,
  • Программное обеспечение и базы данных заказов и покупателей,
  • Контракты, предусматривающие возмещение ущерба третьим сторонам по вопросам ИС,
  • Программное обеспечение с открытым исходным кодом, используемое (или используемое для создания) продуктов и услуг продавца,
  • Иски о нарушении прав ИС, включая любые судебные и арбитражные разбирательства в сфере ИС,
  • Список доменных имен,
  • Залог или обременения на ИС,
  • Аккаунты в социальных сетях


5. Убедитесь, что у вас есть отличное от других имя бренда


Ваш бренд может быть очень ценным на рынке. Стартапы должны убедиться, что их имя и любые логотипы понятны для коммерческого использования. Вот некоторые из шагов, чтобы избежать проблем с именами:

  • Выполните поиск в Google по названию, чтобы узнать, какие другие компании могут использовать это имя.
  • Выполните поиск на государственных веб-сайтах стран вашего присутствия, ведающих патентами и товарными знаками.
  • Выполните поиск на whois.com предполагаемого вами доменного имени, чтобы узнать, доступно ли желаемое доменное имя.
  • Убедитесь, что имя отличительное и запоминающееся.
  • Возможно, будет не лишним сделать юридический поиск по интеллектуальной собственности на предмет, нет ли торговой марки с подобным именем.
  • Не делайте имя настолько ограниченным, что вам придется менять его позже, когда бизнес будет меняться или расширяться. В этом смысле не желательно применять бренд, основанный на фамилии одного из основателей или с привязкой к конкретной местности.
  • Придумайте пять имен, которые вам нравятся, и протестируйте их с потенциальными сотрудниками, партнерами, инвесторами и клиентами.
  • Подумайте о международных значениях имени (вы же не хотите иметь бренд, который оказывается смущающим или негативным на другом языке).
  • Избегайте необычного написания бренда. Это может вызвать проблемы или путаницу в будущем. Хотя, некоторые компании, такие как Google или Yahoo, добились успеха с необычными именами, но подобный успех является скорее исключением, чем правилом.


Если имена и логотипы доступны для использования, стартап должен зарегистрировать его в качестве товарного знака. В дополнение к тому, что конкуренты не могут использовать название компании, торговые марки помогают молодой компании создать уникальный и узнаваемый бренд. Это, в свою очередь, способствует видимости и узнаваемости стартапа на рынке и в конечном итоге влияет не его способность к росту.

6. Патентная стратегия должна быть рентабельной


Выбирая патентную стратегию, исходите из вашего видения рынка и рентабельности применения патентной защиты ваших продуктов. Это не означает, что вы должны избегать её. Вы должны соотносить срок жизни вашего продукта или услуги с тем рынком, где вы будете их реализовывать. Возможно, что вам просто не нужно будет применять защиту от конкурентов с помощью патента в силу того, что ваш продукт устареет гораздо быстрее, чем срок, на который будет выдан ваш патент.

Во всем должны быть соответствующие рациональность и рентабельность. Патенты должны стать ценным активом компании для определённых целей. Например, патентные портфели часто понимаются как исключительные преимущества для:

  • поиска инвестиционных ресурсов,
  • как способ обуздать конкурентов в аналогичных технологических сферах.


Однако патенты также имеют и обширные защитные преимущества от рейдерства и мошенников. Например, защитный портфель патентов может послужить важным козырем в случае, если вашему стартапу угрожает нарушение некоего чужого патента. Это может привести к ряду непредсказуемых и не всегда благоприятных последствий для вашего проекта, включая, например, возникновение проблем с постоянными клиентами, особенно если это крупные или государственные корпорации или наоборот, создаст основу для переговоров по перекрестному лицензированию или даже возникновению процесса слияния с вашим конкурентом.

Собственный патентный портфель, как минимум, может позволить вам подать встречный иск, если какой-либо судебный процесс будет начат против вас.

Часто задаваемый вопрос: сколько патентов я должен подать?

Многие компании тратят огромные суммы на широкую область патентов. Другие ничего не тратят. Обычно оба эти решения являются ошибкой. Будучи технологическим стартапом, разработка широкого портфеля патентов занимает много времени, стоит дорого и вряд ли обеспечит возврат инвестиций в краткосрочной перспективе. Подача большого количества дешевых, но плохо составленных патентов также редко создает ценность для стартапов.

Лучшей практикой является поиск патентов, направленных на основную ценность ваших инноваций. По сути, этот процесс включает в себя поиск патентных заявок, которые действительно можно отслеживать. Другими словами, вы должны быть в состоянии узнать достаточно о конкурирующем продукте, чтобы увидеть, нарушает ли другая компания какие-либо из ваших интеллектуальных активов.

Если вы обнаружили такую ситуацию, то можете начать процесс патентной защиты. Например, вы можете подать короткий и сфокусированный документ, называемый «предварительным заявлением». Предварительное заявление — это просто описание (это может быть даже руководство или предварительная схема) вашей технологии и того, как она работает. Эту предварительную регистрацию обычно можно использовать, чтобы показать, когда вы изобрели свою технологию, и она дает вам год, прежде чем вам придется собирать более дорогостоящую формальную патентную документацию, необходимую для процесса подачи заявки на патент.

Некоторые компании боятся «патентных троллей» из-за характера своего бизнеса. Наличие собственного патента не обязательно является защитой от чужого иска. Если вы беспокоитесь о патентных троллях, то оцените недорогие услуги, которые могут вам помочь. Несмотря на то, что страхование на случай нарушения патента часто является дорогостоящим и трудным для поиска, существует множество других недорогих или бесплатных стратегий, чтобы застраховаться от риска нападения юридических преступников. Некоторые патентные бюро вообще предоставляют бесплатную защиту небольшим стартапам.

7. Подумайте о глобальной патентной стратегии, включая защиту от Китая


Глобальная патентная стратегия даже на ранних стадиях может быть важным фактором для выживаемости и роста стартапа. Стремясь защитить свои изобретения быстро и эффективно, стартапы часто не обращают внимания на международные стандарты защиты. Соответственно, в будущем, когда стартап рассчитывает начать экспансию на международные рынки, он может оказаться застрявшим без защиты в важных для него странах. Подача заявки без понимания того, какая международная защита требуется компании, может привести к истечению сроков подачи международных заявок, лишив компанию международной защиты. Как минимум, поговорите со своим патентным поверенным о международной защите вашей ИС.

Если ваша компания является производителем физических товаров длительного пользования, то вам следует рассмотреть возможность получения патентной защиты в Китае. Многие люди полагают, что от копирования ваших продуктов китайскими компаниями — нет спасения. На самом деле, это не так.

Хотя стремление защитить интеллектуальную собственность в Китае является непростой задачей, тем не менее, местное патентное законодательство быстро развивается в последние годы. Китайские патенты часто являются относительно недорогими для получения. Если вы планируете разместить производство в Китае, то наличие местных патентов может быть весьма полезным.

Кроме вышесказанного, грамотно выстроенная глобальная структура владения ИС может привести к значительному снижению налоговых издержек, о которых мы писали выше в пункте 4 в отношении авторских прав.

8. Будьте осторожны при использовании программного обеспечения с открытым исходным кодом


При разработке программного обеспечения стартапы могут решить включить чужое программное обеспечение с открытым исходным кодом в свой код. Использование подобного кода, как правило, бесплатное и часто может значительно ускорить разработку. Тем не менее, лицензии с открытым исходным кодом необходимо внимательно изучить. Если открытый исходный код используется способом, не разрешенным лицензией, то стартапы могут столкнуться с угрозами нарушения контракта или нарушения авторских прав.

Более того, в некоторых случаях, при определенных лицензиях с открытым исходным кодом использование открытого исходного кода в настроенном продукте запуска может непреднамеренно преобразовать собственный код запуска в программное обеспечение с открытым исходным кодом. Мало того, что защита ИС будет потеряна, но и ваш конфиденциальный код запуска может быть обнародован. Соответственно, любая компания, разрабатывающая программное обеспечение, должна быть осведомлена о рисках и принять строгий протокол о том, как и когда ее разработчики могут использовать открытый исходный код.

9. Только в редких случаях допускайте судебные споры в области ИС


Судебные иски — это трата денег и времени, которые могут отвлекать сотрудников компании. Например, наиболее часто эмоции разгораются, когда кто-то из основателей или ключевых сотрудников покидает компанию при сомнительных обстоятельствах, деловой партнер нарушает сделку или патентный тролль предъявляет вам иск на непомерную сумму. Совет директоров раздражается, сотрудники злятся и возникают некие «политические» аргументы, вызывающие сильные эмоции и возникает общее ощущение того, что нам нужно не развивать проект, а бороться с этой ситуацией.

За исключением редких случаев, принципиальная борьба с ситуацией в области ИС, является ошибкой. Компания потратит кучу денег и сосредоточит основной персонал на судебных процессах, а не на росте стартапа. Судебные разбирательства, как правило, медленные и дорогостоящие. В начале дела принцип действительно имеет значение для руководителей предприятий. После нескольких месяцев трат на юридические услуги и отсутствие прогресса в делах, компания часто чувствует себя совершенно по-другому. Если вы чувствуете необходимость судебного разбирательства, убедитесь, что вы все просчитали стратегически.

Очень часть судебные процессы могут быть эффективными только в том случае, когда преимущество очень существенно, а также может быть легко и быстро достигнуто.

Старайтесь решить все проблемы в переговорах. Правильная стратегия позволит усилить положительное информационное поле вокруг вас, найти новых заинтересованных клиентов и даже привлечь новый раунд инвестиций.

10. Будьте внимательны при найме новых сотрудников


Вы должны быть предельно осторожны при найме новых сотрудников, особенно со стороны конкурентов. Вы хотите избежать судебного разбирательства со стороны предыдущего работодателя о том, что ваша компания использует его конфиденциальную информацию? В связи с этим, проверьте следующее:

  • убедитесь, что на сотрудника не распространяется действие обязательного неконкурентного соглашения или соглашения о неразглашении информации,
  • потребуйте от нового сотрудника письменного уведомления о том, что он не передает какую-либо конфиденциальную или служебную информацию со старого места работы или какие-либо файлы предыдущего работодателя,
  • потребуйте от нового сотрудника обязательства не использовать какую-либо конфиденциальную или служебную информацию третьих лиц для осуществления своих обязанностей в вашем проекте,
  • проверьте открытую в интернете информацию о новом сотруднике, перед приемом на работу, на предмет отсутствия претензий со стороны прежних работодателей или конфликтов с его партнерами по старому бизнесу.


Как можно заключить из данных правил, стратегия на защиту правильно определенной интеллектуальной собственности может решить следующие задачи:

  • увеличить ваши конкурентные преимущества,
  • привлечь новых сотрудников, обладающих ИС в ваш проект,
  • привлечь инвестиции,
  • предотвратить внутрикорпоративные конфликты ключевых лиц стартапа,
  • улучшить пиар вокруг вашего проекта,
  • ускорить рост стартапа на новых рынках других стран,
  • принести налоговые преференции при определённых условиях.


Обратите внимание, что соблюдение данных правил не требует больших издержек, а лишь фокусирует вас на столь важном аспекте деятельности любого стартапа, как защита интеллектуальной собственности, которая во многих случаях лежит в основе успеха или провала инновационных проектов.

© Habrahabr.ru