[Перевод] Знакомство с Helm 3
Прим. перев.: 16 мая этого года — значимая веха в развитии менеджера пакетов для Kubernetes — Helm. В этот день был представлен первый альфа-релиз будущей крупной версии проекта — 3.0. Её выход принесёт в Helm существенные и долгожданные изменения, на которые многие в Kubernetes-сообществе возлагают большие надежды. К таковым относимся и мы сами, поскольку активно используем Helm для деплоя приложений: мы интегрировали его в свой инструмент для реализации CI/CD werf и от случая к случая вносим посильный вклад в развитие upstream. Этот перевод объединяет 7 заметок из официального блога Helm, что приурочены к первому альфа-релизу Helm 3 и рассказывают об истории проекта и основных фичах Helm 3. Их автор — Matt «bacongobbler» Fisher, сотрудник Microsoft и один из ключевых мейнтейнеров Helm.
15 октября 2015 года родился проект, ныне известный как Helm. Всего через год после основания сообщество Helm присоединилось к Kubernetes, попутно активно работая над Helm 2. В июне 2018 года Helm вошел в состав CNCF в качестве развивающегося (incubating) проекта. Перенесемся в настоящее — и вот уже на подходе первый альфа-релиз нового Helm 3 (этот релиз уже состоялся в середине мая — прим. перев.).
В этой этом материале я расскажу о том, с чего все начиналось, как мы дошли до нынешней стадии, представлю некоторые уникальные особенности, доступные в первом альфа-релизе Helm 3, и объясню, как мы планируем развиваться дальше.
Краткое содержание:
- история создания Helm;
- нежное прощание с Tiller’ом;
- репозитории чартов;
- управление релизами;
- изменения в зависимостях чартов;
- library charts;
- что дальше?
История создания Helm
Рождение
Helm 1 начинался как Open Source-проект, созданный компанией Deis. Мы были небольшим стартапом, поглощенным Microsoft весной 2017 года. У нашего другого Open Source-проекта, также носящего имя Deis, был инструмент deisctl
, который использовался (кроме прочего) для установки и эксплуатации платформы Deis в кластере Fleet. В то время Fleet был одной из первых платформ для оркестровки контейнеров.
В середине 2015-го мы решили сменить курс и перевели Deis (на тот момент переименованный в Deis Workflow) с Fleet на Kubernetes. Одним из первых был переработан инструмент установки deisctl
. Мы использовали его для инсталляции и управления Deis Workflow в кластере Fleet.
Helm 1 был создан по образу и подобию известных пакетных менеджеров, таких как Homebrew, apt и yum. Его основной задачей являлось упрощение таких задач, как упаковка и инсталляция приложений в Kubernetes. Официально Helm был представлен в 2015 году на конференции KubeCon в Сан-Франциско.
Наша первая попытка с Helm сработала, однако не обошлось без серьезных ограничений. Он брал набор манифестов Kubernetes, сдобренных генераторами в качестве вводных YAML-блоков (front-matter)*, и загружал результаты в Kubernetes.
* Прим. перев.: С первой версии Helm для описания ресурсов Kubernetes был выбран синтаксис YAML, а при написании конфигураций поддерживались шаблоны Jinja и Python-скрипты. Подробнее об этом и устройстве первой версии Helm вообще мы писали в главе «Краткая история Helm» этого материала.
Например, чтобы заменить поле в YAML-файле, нужно было добавить в манифест следующую конструкцию:
#helm:generate sed -i -e s|ubuntu-debootstrap|fluffy-bunny| my/pod.yaml
Классно, что сегодня существуют шаблонизаторы, не правда ли?
По многим причинам этот ранний Kubernetes-инсталлятор требовал жестко прописанный список манифест-файлов и выполнял только небольшую фиксированную последовательность событий. Пользоваться им было настолько тяжело, что R&D-команде Deis Workflow пришлось несладко, когда они попытались перевести свой продукт на эту платформу — впрочем, семена идеи уже были посеяны. Наша первая попытка стала отличной возможностью для обучения: мы осознали, что по-настоящему увлечены созданием прагматичных инструментов, решающих повседневные проблемы для наших пользователей.
Опираясь на опыт прошлых ошибок, мы приступили к разработке Helm 2.
Создание Helm 2
В конце 2015 года с нами связалась команда Google. Они работали над похожим инструментом для Kubernetes. Deployment Manager для Kubernetes был портом существующего инструмента, который использовался для Google Cloud Platform. «Не хотим ли мы, — спросили они, — потратить несколько дней на обсуждение сходств и различий?»
В январе 2016 команды Helm’а и Deployment Manager’а встретились в Сиэтле, чтобы обменяться идеями. Переговоры завершились амбициозным планом: объединить оба проекта, чтобы создать Helm 2. Вместе с Deis и Google к команде разработчиков присоединились парни из SkippBox (ныне входит в состав Bitnami — прим. перев.), и мы приступили к работе над Helm 2.
Мы хотели сохранить простоту использования Helm, но добавить следующее:
- шаблоны чартов для кастомизации;
- внутрикластерное управление для команд;
- первоклассный репозиторий чартов;
- стабильный формат пакетов с возможностью подписи;
- твердую приверженность семантическому версионированию и сохранению обратной совместимости между версиями.
Для достижения этих целей в экосистему Helm был добавлен второй элемент. Этот внутрикластерный компонент назывался Tiller и занимался инсталляцией Helm-чартов и их управлением.
С момента выхода Helm 2 в 2016-м Kubernetes оброс несколькими серьезными нововведениями. Появилось управление доступом на основе ролей (RBAC), которое в конечном итоге заменило контроль доступа на основе атрибутов (ABAC). Были представлены новые типы ресурсов (Deployments в то время по-прежнему оставались в статусе бета-версии). Были изобретены Custom Resource Definitions (изначально они назывались Third Party Resources или TPRs). А самое главное — появился набор лучших практик.
На фоне всех этих изменений Helm продолжал служить верой и правдой пользователям Kubernetes. После трех лет и множества новых дополнений стало ясно, что пора вносить существенные изменения в кодовую базу, чтобы Helm и дальше мог удовлетворять растущие потребности развивающейся экосистемы.
Нежное прощание с Tiller’ом
Во время разработки Helm 2 мы представили Tiller как часть нашей интеграции с Deployment Manager’ом от Google. Tiller играл важную роль для команд, работающих в рамках общего кластера: он позволял различным специалистам, эксплуатирующим инфраструктуру, взаимодействовать с одним и тем же набором релизов.
Поскольку контроль доступа на основе ролей (RBAC) был по умолчанию включен в Kubernetes 1.6, работа с Tiller’ом в production становилась сложнее. Из-за огромного числа возможных политик безопасности наша позиция состояла в том, чтобы по умолчанию предлагать разрешительную конфигурацию. Это позволяло новичкам проводить эксперименты с Helm и Kubernetes без необходимости сначала погружаться в настройки безопасности. К сожалению, эта разрешительная конфигурация могла наделить пользователя слишком широким диапазоном разрешений, которые ему не были нужны. DevOps- и SRE-инженерам приходилось изучать дополнительные эксплуатационные шаги, устанавливая Tiller в многопользовательский (multi-tenant) кластер.
Узнав, как представители сообщества используют Helm в конкретных ситуациях, мы поняли, что системе управления релизами Tiller’а не нужно полагаться на внутрикластерный компонент, чтобы поддерживать состояния или функционировать в качестве центрального хаба с информацией о релизе. Вместо этого мы могли бы просто получать информацию от API-сервера Kubernetes, генерировать чарт на стороне клиента и сохранять запись об установке в Kubernetes.
Основную задачу Tiller’а можно было осуществить и без Tiller’а, поэтому одним из первых наших решений в отношении Helm 3 стал полный отказ от Tiller’а.
С уходом Tiller’а модель безопасности Helm радикально упростилась. Helm 3 теперь поддерживает все современные способы безопасности, идентификации и авторизации нынешнего Kubernetes. Разрешения Helm определяются с помощью файла kubeconfig. Администраторы кластера могут ограничивать права пользователей с любой степенью детализации. Релизы по-прежнему сохраняются внутри кластера, остальная функциональность Helm сохраняется.
Репозитории чартов
На высоком уровне репозиторий чартов — это место, где можно хранить и совместно использовать чарты. Клиент Helm пакует и отправляет чарты в репозиторий. Проще говоря, репозиторий чартов — это примитивный HTTP-сервер с файлом index.yaml и некоторыми упакованными чартами.
Хотя есть некоторые преимущества в том, что API репозитория чартов отвечает наиболее основным требованиям к хранилищу, у него есть и несколько недостатков:
- Репозитории чартов плохо совместимы с большинством реализаций безопасности, необходимых в production-окружении. Наличие стандартного API для аутентификации и авторизации крайне важно в production-сценариях.
- Инструменты Helm«а для отслеживания происхождения чарта, используемые для подписи, проверки целостности и происхождения чарта, являются необязательной частью процесса публикации Chart«а.
- В многопользовательских сценариях один и тот же чарт может быть загружен другим пользователем, в два раза увеличивая объем пространства, необходимый для хранения одного и того же контента. Для решения этой проблемы были разработаны более умные репозитории, однако они не являются частью формальной спецификации.
- Использование единого индекс-файла для поиска, хранения метаданных и получения чартов усложнило разработку безопасных многопользовательских реализаций.
Проект Docker Distribution (также известный как Docker Registry v2) является преемником Docker Registry и фактически выступает набором инструментов для упаковки, отправки, хранения и поставки образов Docker. Многие крупные облачные сервисы предлагают продукты на основе Distribution. Благодаря такому повышенному вниманию проект Distribution выиграл от многолетних усовершенствований, лучших практик в области безопасности и тестирования в «боевых» условиях, превративших его в одного из самых успешных невоспетых героев мира Open Source.
Но знаете ли вы, что проект Distribution был разработан для распространения любой формы контента, а не только образов контейнеров?
Благодаря усилиям Open Container Initiative (или OCI), Helm-чарты могут быть размещены на любом экземпляре Distribution. Пока этот процесс носит экспериментальный характер. Работа над поддержкой логинов и другими функции, необходимыми для полноценного Helm 3, еще не окончена, но мы очень рады возможности учиться на открытиях, сделанных командами OCI и Distribution за эти годы. А благодаря их наставничеству и руководству мы узнаём, что такое эксплуатация высокодоступного сервиса в большом масштабе.
Более подробное описание некоторых предстоящих изменений в репозиториях Helm-чартов доступно по ссылке.
Управление релизами
В Helm 3 состояние приложения отслеживается внутри кластера парой объектов:
- release object — представляет экземпляр приложения;
- release version secret — представляет желаемое состояние приложения в конкретный момент времени (например, релиз новой версии).
Вызов helm install
создает release object и release version secret. Вызов helm upgrade
требует наличия release object (который он может менять) и создает новый release version secret, содержащий новые значения и подготовленный манифест.
Release object содержит информацию о релизе, где релиз — конкретная инсталляция именованного чарта и значений. Этот объект описывает метаданные верхнего уровня о релизе. Release object сохраняется в течение всего жизненного цикла приложения и выступает владельцем всех release version secret’ов, а также всех объектов, которые непосредственно создаются Helm-чартом.
Release version secret связывает релиз с серией ревизий (инсталляция, обновления, откаты, удаление).
В Helm 2 ревизии были исключительно последовательными. Вызов helm install
создавал v1, последующее обновление (upgrade) — v2, и так далее. Release и release version secret были свернуты в единый объект, известный как revision. Revision’ы хранились в том же пространстве имен, что и Tiller, что означало, что каждый релиз был «глобален» в плане пространства имен; в результате можно было использовать только один экземпляр имени.
В Helm 3 каждый релиз связан с одним или несколькими release version secret’ами. Release object всегда описывает текущий релиз, развернутый в Kubernetes. Каждый release version secret описывает только одну версию этого релиза. Обновление (upgrade), например, создаст новый release version secret и затем изменит release object, чтобы тот указывал на эту новую версию. В случае отката (rollback) можно использовать предыдущие release version secret’ы, чтобы откатить релиз к предыдущему состоянию.
После отказа от Tiller’а Helm 3 хранит данные о релизе в едином с релизом пространстве имен. Подобное изменение позволяет инсталлировать чарт с таким же именем релиза в другое пространство имен, и данные сохраняются между обновлениями/перезагрузками кластера в etcd. Например, можно установить Wordpress в пространство имен «foo», а затем в пространство имен «bar», и оба релиза могут называться «wordpress».
Изменения в зависимостях чартов
Чарты, упакованные (с помощью helm package
) для использования с Helm 2, можно инсталлировать с Helm 3, однако рабочий процесс разработки чартов был полностью пересмотрен, поэтому необходимо внести некоторые изменения, чтобы продолжить разработку чартов с Helm 3. В частности, изменилась система управления зависимостями чартов.
Система управления зависимостями чарта перешла с requirements.yaml
и requirements.lock
на Chart.yaml
и Chart.lock
. Это означает, что чарты, использовавшие команду helm dependency
, требуют некоторой настройки, чтобы работать в Helm 3.
Давайте рассмотрим пример. Добавим зависимость к чарту в Helm 2 и посмотрим, что изменится при переходе к Helm 3.
В Helm 2 requirements.yaml
выглядел следующим образом:
dependencies:
- name: mariadb
version: 5.x.x
repository: https://kubernetes-charts.storage.googleapis.com/
condition: mariadb.enabled
tags:
- database
В Helm 3 та же зависимость будет отражена в вашем Chart.yaml
:
dependencies:
- name: mariadb
version: 5.x.x
repository: https://kubernetes-charts.storage.googleapis.com/
condition: mariadb.enabled
tags:
- database
Чарты по-прежнему загружаются и помещаются в директорию charts/
, поэтому субчарты (subcharts), лежащие в каталоге charts/
, продолжат работать без изменений.
Представляем Library Charts
Helm 3 поддерживает класс чартов, получивший название чартов-библиотек (library chart). Этот чарт используется другими чартами, но самостоятельно не создает никаких артефактов релиза. Шаблоны library chart’ов могут объявлять только элементы define
. Иной контент попросту игнорируется. Это позволяет пользователям повторно использовать и обмениваться фрагментами кода, которые можно задействовать во многих чартах, тем самым избежав дублирования и придерживаясь принципа DRY.
Library charts объявляются в разделе dependencies
в файле Chart.yaml
. Установка и управление ими не отличаются от других чартов.
dependencies:
- name: mylib
version: 1.x.x
repository: quay.io
Мы с предвкушением ждем вариантов использования, которые этот компонент откроет перед разработчиками чартов, а также лучших практик, что могут возникнуть благодаря library charts.
Что дальше?
Helm 3.0.0-alpha.1 — основа, опираясь на которую, мы начинаем создавать новую версию Helm. В статье я описал некоторые интересные возможности Helm 3. Многие из них пока находятся на ранних стадиях разработки и это нормально; суть альфа-релиза в том, чтобы проверить идею, собрать отзывы от первых пользователей и подтвердить наши предположения.
Как только альфа-версия будет выпущена (напомним, что это уже произошло — прим. перев.), мы начнем принимать патчи для Helm 3 от сообщества. Необходимо создать надежный фундамент, который позволит разрабатывать и принимать новые функциональные возможности, а пользователи смогут чувствовать себя вовлеченными в процесс, открывая тикеты и внося исправления.
В статье я постарался осветить некоторые серьезные улучшения, которые появятся в Helm 3, однако этот список ни в коем случае нельзя назвать исчерпывающим. Полномасштабный план для Helm 3 включает в себя такие нововведения, как улучшенные стратегии обновления, более глубокая интеграция с реестрами OCI и использование JSON-схем для проверки значений чартов. Также мы планируем очистить кодовую базу и обновить те ее части, которые оставались без внимания последние три года.
Если чувствуете, что мы что-то упустили, будем рады услышать ваши мысли!
Присоединяйтесь к обсуждению в наших Slack-каналах:
-
#helm-users
для вопросов и простого общения с сообществом; -
#helm-dev
для обсуждения pull requests, кода и багов.
Вы также можете пообщаться в наших еженедельных Public Developer Calls по четвергам в 19:30 MSK. Встречи посвящены обсуждению задач, над которыми работают ключевые разработчики и сообщество, а также темам обсуждения на неделю. Любой желающий может присоединиться и принять участие во встрече. Ссылка доступна в Slack-канале #helm-dev
.
P.S. от переводчика
Читайте также в нашем блоге: