[Перевод] Выпуск мобильных игр в Китае сложен как никогда
Если вы мобильный разработчик, то могли заметить, что рынок в прошлом году стал ещё более запутанным.
Ещё одно введённое требование может помешать выпуску вашей мобильной игры в Китае, если вы не будете очень аккуратны.
Перспективы на китайском рынкеКитайский рынок имеет большой потенциал, но большинство разработчиков мобильных игр, пытающихся войти на него, потерпит провал.
- Согласно данным GamesIndustry.biz, Китай сегодня является «самым значимым [рынком мобильных игр] в мире».
- В последнем отчёте Niko Partners говорится, что к концу 2016 года в Китае будет 465 миллионов мобильных игроков, а разработчики заработают дополнительно 1,3 млрд. долларов на экспорте мобильных игр, а к 2020 году эта сумма почти удвоится и составит 2,1 млрд. долларов.
- Недавно TechCrunch опубликовал статью, в которой утверждается, что Китай превзошёл США по доходу в iOS App Store, а потребление китайских мобильных игр намного превышает американское (обеспечивая 75% дохода App Store!).
Инфографика из статьи TechCrunch «China overtakes the U.S. in iOS App Store revenue».
Страны-лидеры по доходам в iOS App Store.
Чтобы понять новые требования, полезно рассмотреть эволюцию видеоигр в Китае. Несмотря на то, что игры про Марио были широко распространены в Китае в начале 1980-х, только бета-версия World of Warcraft 2005 года положила начало компьютерным играм. Из-за медленных Интернет-каналов компьютерные игры набирали известность постепенно.
Но когда они стали популярными, то быстро привлекли к себе внимание китайских властей, что привело к цензурированию или запрету многих игр. Как только продукты творчества (например видеоигры) становятся популярными в Китае, власти начинают «закручивать гайки» и регулировать их.
Сейчас в Китае стремительно выросла популярность мобильных игр, превзойдя даже популярность игр на PC, и мы начинаем видеть последствия этого.
(Ниже представлен график нашего партнёра DFC Intelligence, показывающий рост количества мобильных игроков в Китае по сравнению с игроками на PC.)
Мобильные игры стали для китайских властей ещё большей неожиданностью, чем игры на PC в прошлом десятилетии. Они внезапно возникли и мгновенно распространились в массах. Из-за своей широкой популярности игры принесли с собой множество проблем для правительства, в том числе повышение количества судебных исков и проблемы с интеллектуальной собственностью международных организаций.
Как и для PC-игр раньше, для мобильных игр настало время внимательного изучения, которое привело к современному регулированию.
Новые китайские требованияКитайский регулятор творческих медиа (Главное государственное управление по делам прессы, печати, радиовещания, кинематографии и телевидения Китая, SAPPRFT) — это организация, накладывающая запреты на отдельные книги, фильмы, игровые консоли (в предыдущие годы), ограничивающая чрезмерную жестокость в видеоиграх, а теперь занявшаяся и мобильными играми.
Согласно новым правилам, любая игра, расцененная как «основанная на истории» (story-based game) должна быть одобрена SAPPRFT. Процесс утверждения может быть очень долгим, потому что им занимается ограниченное количество сотрудников.
Это значительная новость, потому что такой процесс утверждения — самая большая преграда из тех, которые вставали перед разработчиками видеоигр, пытающимися попасть на рынок Китая. Огромное количество мобильных игр, заполонивших рынок, быстро привлекло внимание китайского руководства и привело к самому серьёзному «затягиванию гаек» во всей истории видеоигр в Китае.
Новые правила вступили в действие в июле, и с начала 2016 года в Китае было выпущено всего 22 некитайских мобильных игры (согласно перечню, обновлённому SAPPRFT 29 августа).
Среди иностранных игр, одобренных и выпущенных в этом году, большинство за крупными объектами иностранной интеллектуальной собственности: Temple Run, Candy Soda Legend, Angry Birds, Subway Surfers, Fruit Ninja и Monument Valley.
Когда новые правила вступили в силуЕсли вы приедете сегодня в Китай и зайдёте в App Store, то увидите тысячи неодобренных игр. Сначала планировалось вывести все неодобренные игры с рынка 1 октября (но срок был продлён до 31 декабря). Это значит, что игры, выпущенные в Китае до этого года, вероятнее всего будут заблокированы, если не получат одобрение китайских властей.
Было много разговоров о том, достаточно ли у SAPPRFT времени и ресурсов для блокировки такого количества игр на рынке. Однако новые правила наделали шума этим летом, потому что многие верили, что Китай полностью применит эти правила.
На блокировку неодобренных игр может уйти какое-то время (возможно, большее, чем установленный на конец года срок), но её следует учитывать разработчикам, чтобы избежать риска ухода с китайского рынка.
Процесс утвержденияСуществует два типа процесса утверждения — ускоренный для игр без сюжетной линии и длительный для игр, в которых есть любое подобие истории.
Упрощённый процесс утверждения: игры без сюжета
Вот вкратце требования для упрощённого процесса утверждения:
- Нет сюжета или он очень простой.
- Сейчас правила требуют, чтобы копирайтом владели физические или юридические лица из Китая.
- Это означает, что вам обязательно нужно иметь китайского издателя для вывода игры на китайский рынок.
- Отсутствие политического, военного, национального и религиозного контента.
Длительный процесс утверждения: игры с сюжетом
Все остальные игры должны проходить длительный процесс утверждения, обычно занимающий 2–4 месяца (в некоторых случаях одобрения нужно ждать до 6 месяцев!). Если у разработчиков есть хорошие связи с правительством, то можно уменьшить срок до 40 дней.
Вот требования для игр с сюжетом:
- Передача игры на одобрение за 20 дней перед запуском.
- Передача большого объёма сопроводительных документов.
- Отправка китайским властям смартфона со сборкой игры, работающей SIM-картой и оплаченным тарифным планом для каждой версии игры (например, для Android и iPhone).
- Передача китайским властям в течение одной недели после выпуска игры дополнительных документов и сведений.
Что остаётся делать инди-разработчикам?
Анализируя игры, выпущенные в Китае в прошлом году, можно сделать вывод, что многие издатели в Китае сосредоточены на выпуске игр, которые точно станут хитами. Игр, уже получивших большую известность и заработавших много денег.
Это значит, что разработчикам мобильных игр без популярного бренда всё сложнее выпустить мобильную игру на китайском рынке. Мы не хотим сказать, что это невозможно и что разработчикам не стоит нацеливаться на Китай — мобильный рынок Китая приносит больше дохода, чем рынок США!
Китай уже превзошёл США в доходах от мобильных игр!
Сравнение доходов от мобильных игр в Китае и в США (в миллиардах долларов)
Это просто значит, что иностранные разработчики, стремящиеся выпускать мобильные игры в Китае, должны найти признанного локального партнёра, заинтересованного в публикации их игр.
Сейчас мобильным разработчикам уже необходимо сотрудничать с локальными партнёрами, потому что иностранные юридические лица больше не имеют права публикации в Китае. Крупные китайские издатели обычно поддерживают только популярные бренды (такие как Candy Crush), поэтому поиск партнёра, готового издавать вашу игру, может затянуться. Но такие партнёры, и при этом надёжные, существуют.
Важное предупреждениеВести бизнес в Китае иностранному лицу может быть сложно. Нередки мошенничество и получение неверной информации от людей, которые на словах стремятся помочь вам.
Мы хотим предупредить вас:
- Опасайтесь мошенников — есть много мошеннических «издателей» и «агентов», которые хотят только получить от вас денег.
- Некоторые люди могут убеждать вас, что они являются «авторизованными агентами», способными помочь с процессом одобрения игры. Но это неправда! Такие мошенники — известная проблема иностранных разработчиков, стремящихся попасть на китайский рынок. Китайские власти уже выпустили официальное заявление о том, что никаких «авторизованных агентов» не существует.
- Некоторые разработчики утверждают, что весь этот процесс — просто прикрытие для коррупции, вынуждающее разработчиков делиться доходом с и так уже большими локальными разработчиками. Как и в любом другом бизнесе, не вступайте в сделки, которые вас не устраивают!
Почему партнёр — ключ к успеху в Китае?
Китай — это страна, в которой личные отношения (гуаньси) чрезвычайно важны. Очень вероятно, что не пройдя по «каналам связей», ваша игра, на разработку (а может и локализацию) которой для Китая вы потратили кучу времени и усилий, так и не будет выпущена в Китае.