[Перевод] Вы уволили самого талантливого сотрудника. Надеюсь, теперь вы довольны
Недавно довелось прочитать статью под названием «Мы уволили самого талантливого сотрудника. Это лучшее решение, которое мы когда-либо делали». [Очень популярная статья, которая получила массу положительных оценок на Medium — прим. пер.]
Давайте присядем, вы и я. Нужно поговорить. Если вы не читали статью по ссылке, то уделите 10–15 минут и прочитайте, впитайте её целиком.
Готовы? Отлично. Теперь разберём этот текст, потому что он значит гораздо больше, чем там написано. Если вы прочитали статью, то понимаете, что автор описывает проблемного сотрудника под вымышленным именем «Рик». Рик — это местный гений с огромным количеством знаний в предметной области, он входит в состав ключевых разработчиков продукта.
На первый взгляд, это история о технаре, который возомнил себя божьим даром для компании. Он решил, что руководители должны поклоняться земле, по которой он ходит и быть благодарны за одно его присутствие, а руководство вышвырнуло его пинком за дверь, потому что его репутация обналичивала чеки, за которые талант не мог заплатить.
TL; DR — краткое содержание той статьи
Звёздная болезнь встречается практически в любой работе, какую только можно представить. Если вы не знакомы с таким явлением, то страдающий звёздной болезнью — это персонаж, уверенный в том, что его дерьмо не воняет, что он лучший и что ниже его достоинства сотрудничать и/или нормально обращаться с другими. Иногда он качественно справляется с работой и вызывает восхищение коллег, но в реальности они трудноуправляемы, их тяжело контролировать и вписать в динамику группового рабочего процесса. Как настоящие рок-звёзды.
В информационной безопасности существует невыносимая проблема с рок-звёздами, но это проблема не только инфобеза.
Лично я считаю, что если нашли такого человека и проводите с ним собеседование, независимо от уровня его таланта, не стоит тратить на него время, по причине той потери морального духа и упадка командной работы, которые он принесёт в коллектив. Это именно то, о чём говорилось в статье — как Рик игнорировал планёрки и принижал своих коллег. И как производительность труда взлетела, когда Рика уволили — все вместе приложили усилия, чтобы спасти положение! Автор рассказывает всё это, чтобы вы возненавидели Рика и сказали: «Да! Долой этого парня! Похоже, руководство наконец-то отрастило яйца и послало эту рок-звезду подальше! Я бы работал с такими ребятами!»
Посмотрите на мою историю! Я буду использовать имена персонажей поп-культуры, мемы и всякое дерьмо, чтобы зацепить аудиторию! Уиии!
Но если вы внимательно прочитаете статью, то обратите внимание на несколько проблемных мест по ходу дела:
«Каждый раз, когда у кого-то были вопросы по коду или нужна была помощь с решением проблемы, они шли к Рику. У Рика в кабинете висела огромная белая доска специально для одной этой цели, всегда испещрённая не до конца стёртыми остатками старых дискуссий.Каждый раз, когда возникала особенно сложная проблема, ею занимался Рик».
То есть с самого начала можно сказать, что компания развивала культуру зависимости от Рика. Вот наша суперзвезда, которая решает все проблемы, и всем хорошо.
Где документация?
Где совещания для обсуждения этих проблем и способов их решения?
О, так нам об этом ничего не говорят, вероятно, потому что менеджмент был слишком близорук. В конце концов, если в штате суперзвезда, которая решает все проблемы, то зачем беспокоиться о документации и/или продолжении работы, если он скончается или его собьёт автобус или проглотит земляной червь, или он найдёт лучшую работу где-то в другом месте?
Если вы читаете между строк, то можете понять, что менеджмент благодушно возложил все проблемы на плечи Рика и не беспокоился, что Рик и/или вся команда не уделяли время на документацию проблем и/или решений.
Здесь Рик больше похож на Тириона Ланнистера. Очень умный и способен решить любую проблему. Надеемся, пока без проблем с алкоголизмом.
«Вскоре Рик прекратил посещать планёрки. У него на них не было времени, потому что приходилось писать слишком много кода.Рик закрыл свою дверь. К доске больше никто не подходил. У Рика больше не было времени кого-то обучать, потому ему самому пришлось решать слишком много проблем».
Где был менеджмент во время всего этого? Где показатели/метрики? В самом деле, что я выяснил за всё время работы в IT и информационной безопасности — что начальству нужны показатели.
Никого не волновало, что Рик пропускает планёрки?
Никто не замерял открытые/закрытые тикеты?
Никто не документировал проблемы и их решения?
Никто не замечал, что Рик загоняется, набирая всё больше и больше работы?
Конечно, они этого не замечали, как и большинство начальников, которые не заботятся о подобных вещах. Всё работает, прогресс налицо, а наша маленькая рок-звезда экономит нам деньги, чтобы не нанимать сторонних подрядчиков на аутсорсе, так что вперёд полным ходом!
Чего не сделал никто из руководителей компании Рика — так это не задался вопросом, что же, чёрт возьми, происходит.
«На панели мониторинга проекта зелёные флаги сменились жёлтыми. Жёлтые сменились красными. Красные огоньки начали мигать. Один за другим статусы задач менялись на «Затруднённый». Все ждали Рика».
«Рик штамповал код быстрее, чем когда-либо. Он работал семь дней в неделю, 12 часов в день».
Итак, Рик взял гораздо бóльшую нагрузку, чем мог осилить, а вдобавок к этому работал по графику 12×7.
Никто ничего не сказал, когда заметил, что Рик остаётся в офисе или удалённо подключается в нерабочее время и в выходные дни?
Менеджмент не вступился и не потребовал, чтобы Рик отступил и начал документировать свои действия?
Никто из начальников или менеджеров не проверял загрузку Рика тикетами и не решил, что её нужно распределить среди других сотрудников?
И кроме всего прочего, руководство позволило этой фигне продолжаться целых два года?
В каких облаках витал менеджмент?
Где были тимлиды?
В таких ситуация всегда хочется спросить, где было руководство. Но если это стартап дурацкой Силиконистой долины [в оригинале Silly Valley — прим. пер.], то они наверняка пыхтели с пакетиками Juicero, или что-нибудь такое.
«Мы сели и поговорили с Риком о его роли в компании…»
«Как он отреагировал?Единственным возможным способом: Рик взорвался.
Рик не хотел участвовать в этом фарсе. Если мы не ценим его гениальность, то это наши проблемы, а не его. Рик предположил, что не пройдёт и нескольких месяцев, как мы приползём к нему на коленях, умоляя вернуться и спасти нас».
Представьте, что в течение месяцев, а может и лет, вас считают главным и надёжным разработчиком компании. Может, даже ответственным за ключевой продукт. Неизвестно, в течение какого времени вы работаете по графику 12×7. На вашей зарплате это вряд ли отражается. Никто вроде этого не ценит, а нагрузка продолжает расти и расти, пока гротескный монстр из ужасных хаков и недокументированного кода не угрожает встать и задушить вас, как чудовище Франкенштейна.
Впрочем, вы справляетесь.
Вы держите ситуацию под контролем. Вы можете потом вернуться и исправить эти хаки. Вы можете убрать эти заплатки, импровизационные патчи — и заменить их крепким качественным кодом, которым действительно будете гордиться. Ведь уже некоторые части кода, которые вы когда-то написали, становятся непонятными для вас самого. Мы потом вернёмся, дизассемблируем его и правильно задокументируем. Всё, что нужно сейчас — выдать продукт в RTM/GA, а потом к нему можно вернуться и как следует переработать. Я им нужен. Моя работа важна. Я должен её закончить. У меня нет права на ошибку. У нас заканчивается финансирование. Я не могу потерять эту работу. Жизнь в $BigCity для меня слишком дорога, чтобы допустить неудачу на работе.
Что если не получится?
Как я смогу подняться?
Смогу ли я?
Вы не знаете ответов на эти вопросы, а сейчас вас приглашают на встречу с руководством и говорят, что вся ваша работа сдаётся в утиль, и всё начинается с нуля. Какова будет ваша реакция? И не дурите мне голову, что вы бы приняли предложение с самообладанием и любезностью. Что вы ничего не имеете против того, что вся ваша работа выбрасывается в мусорку, все эти дни непрерывного хакерства с 12-часовыми сменами выбрасываются за пару часов. Что всё было напрасно.
Надпись на иллюстрации: «Страж смотрит на вас озабоченным, вызывающим беспокойство взглядом, как тот мужчина, который должен объяснить своей парализованной дочке, что её мечта стать балериной никогда не осуществится».
Не могу сказать за вас, но лично я бы взорвался с яростью тысячи сверхновых. Я мог бы высказать то, что не имею в виду. Мог бы привести сравнения и использовать эпитеты, которые… не совсем точны. Работа на износ может стать невыносимой для психического и физического здоровья человека, а вместо того, чтобы решить проблемы как взрослые люди и может намекнуть Рику, что он не должен быть единственным несущим стержнем организации, вы сразу ему объявляете об увольнении, потому что так легче компании.
Сколько дней и недель он работал в 12-часовые смены?
Сколько он пропустил семейных ужинов, дней рождения, выходных и так далее?
Есть ли у него семья?
Есть ли друзья за пределами работы?
Возлюбленная?
Дети?
Культура стартапов не предполагает задавать такие вопросы, потому что культура стартапов (и большинство IT-культуры в этом отношении) не предусматривает беспокоиться о вашем благополучии. Только о результатах вашей работы и об ограничении своей ответственности в случае, если вас придётся уволить.
Меня раньше увольняли в ситуациях, которые я считаю не совсем справедливыми. И хотя вырваться из окружения, которому не нравится ваша работа и/или где люди делают не то, что вы считаете правильным — это прекрасное чувство, но есть ещё и не столь приятное ощущение несоответствия требованиям и ужасное клеймо — необходимость объяснять на собеседованиях, почему вы ушли с прежнего места работы на таких невыгодных условиях.
Чувство свободы начинает потихоньку исчезать по мере сокращения остатка на вашем сберегательном счету (учитывая, что автор и его компания находятся в Калифорнии, где стоимость жизни абсурдно высока, остатки на счету сокращаются гораздо быстрее, чем хотелось бы) и быстро превращается в страх, в то время как вас начинают преследовать те вопросы, которые возникали во время работы в компании:
Сможете ли вы своевременно найти работу?
Это те самые события, которые вас сломают?
Почему они вас уволили, если вы дали им всё?
Почему никто не боролся, чтобы вас сохранить?
Они описывают произошедшее с Риком как историю превращения из доктора Джекила в мистера Хайда, его постепенную деградацию. Очевидно, коллеги это заметили. Может, они даже сообщали руководству о его высказываниях и нежелании работать с другими. Те могли бы пресечь это в зародыше. Они могли сказать Рику отступить и разделить задачи с другими.
Статья не указывает конкретно, что руководство сделало или не сделало после появления сложностей, но судя по тону, оно продолжало вешать проблемы на Рика. Это вело к повышению давления. В то же время они не разрешали или не советовали Рику взять время для отдыха, чтобы восстановиться и/или перераспределить нагрузку.
Вместо этого они загоняли Рика как лошадь, выжимая из него весь талант и способности, а когда его работу посчитали вредной, вышибли пинком под задницу во благо производительности компании. Как смело! Как героично!
Оригинальная статья заявляет, что увольнение Рика было лучшим решением, которое они когда-либо принимали, но в итоге компания потеряла человека с массой специфических предметных знаний, который работал с клиентами для прототипирования их требований. В итоге им придётся выпускать продукт худшего качества с ещё большими усилиями, поскольку нужно заново переизобретать работу Рика, жалуясь на дерьмовый код. Все это время они совершенно не обращали внимания на то бремя, которое человек носил, чтобы сохранить всё это вместе.
И это вместо статьи о том, как они предотвратили падение сотрудника в необратимое выгорание с помощью своевременного вмешательства, выдающейся командной работы и компетентного менеджмента — того, что сотрудники IT, специалисты по инфобезу и разработчики ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотели бы услышать, они решили сконцентрироваться на токсичном окружении и проблемах, которые как будто проистекают от Рика. Вместо поиска первопричины (эй, мужик, что тебя беспокоит?), они выбрали быстрый и простой метод (эй, Рик, проваливай нахрен отсюда!). Обычное дело, насколько я могу судить.