[Перевод] Возможна ли настоящая дружба между человеком и роботом?
Автор оригинальной статьи — Тони Прескотт, профессор когнитивной нейробиологии и директор Шеффилдского института робототехники, который исследует роботов-животных и их использование в образовании и здравоохранении. Тони Прескотт также является директором и акционером двух британских компаний, занимающихся робототехникой — Consequential Robotics Ltd и Cyberself Universal Ltd.
Фантазия, которая становится реальностью
В фильме 2012 года «Робот и Фрэнк» главный герой, бывший вор-домушник по имени Фрэнк, страдает ранними симптомами слабоумия. Чтобы как-то помочь отцу, сын покупает ему «домашнего робота», который разговаривает, хозяйничает по дому и следит, чтобы Фрэнк вовремя принимал лекарство.
Поначалу Фрэнка шокирует идея жить с роботом, но постепенно он начинает видеть в нём функционально полезного и социально приемлемого компаньона. К концу фильма между героями возникает настолько сильная связь, что Фрэнк защищает робота, когда они вдвоем попадают в переделку.
Это, конечно, выдуманная история, но она бросает вызов исследовать различные виды связей между человеком и роботом. Отодвинув в сторону секс-роботов и роботов для любовных приключений, мы попытались изучить самые глубокие и значимые отношения: дружбу. Мы с коллегой определили некоторые потенциальные риски — например, отказ от человеческих друзей ради роботов, —, но также нашли несколько сценариев, когда роботизированное общение может конструктивно улучшить жизнь человека и даже привести к дружбе, сопоставимой с человеческими отношениями.
В течение фильма Робот и Фрэнк стали хорошими друзьямиАристотель и его философия дружбы
Философ робототехники Джон Данахер устанавливает для понятия «дружба» очень высокую планку. За отправную точку он берёт «настоящую» дружбу, впервые описанную греческим философом Аристотелем. Аристотель считал, что идеальная дружба основывается на взаимной доброй воле, восхищении и общих ценностях. В этом смысле дружба — это равноправное партнерство.
Создание робота, удовлетворяющего критериям Аристотеля, — серьезная техническая задача, и до ее решения еще далеко, признает сам Данахер. Роботы, которые, на первый взгляд, пытаются с нами сблизиться, такие как София из Hanson Robotics, основывают свое поведение на библиотеке заранее подготовленных ответов: это человекоподобный чат-бот, а не равный собеседник. Любой, кто проходил тестирование с помощью Alexa или Siri, знает, что искусственному интеллекту ещё предстоит пройти длинный путь в этом направлении.
Аристотель также говорил о других формах дружбы, таких как «дружба, основанная навзаимной пользе» и «дружба, преследующая взаимное удовольствие». Эти формы считаются более низкими по сравнению с настоящей дружбой, поскольку они не требуют симметричных связей и часто приносят одной стороне меньше пользы, чем другой.
Эти формы дружбы устанавливают относительно низкую планку, которую некоторые роботы, такие как «секс-боты» и роботизированные домашние животные, достигают уже сейчас.
Аристотель читает Александру Македонскому лекцию о настоящей мужской дружбеПочему люди дают имена пылесосам
Для некоторых людей отношения с роботами — это просто естественное продолжение отношений с другими вещами нашего мира, такими как люди, домашние животные иимущество. Психологи наблюдали людей, которые социально реагируют даже накомпьютеры и телевизоры.
Однако в области «этики роботов» нет единого мнения относительно того, можем ли мы (идолжны ли) развивать какую-либо форму дружбы с роботами. Для влиятельной группы британских исследователей, которые разработали свод «этических принципов робототехники», товарищеские отношения между человеком и роботом — это оксюморон. С их точки зрения, продавать роботов, утверждая, что они обладают социальными возможностями, нечестно. К таким роботам следует относиться с осторожностью — если нес тревогой. Для этих исследователей трата эмоциональной энергии на существ, которые могут только имитировать эмоции, всегда будет менее выгодной, чем формирование связей между людьми.
Но люди уже развивают связи с простыми роботами — пылесосами и машинками для стрижки газонов, которые можно купить дешевле, чем посудомоечную машину. Удивительно большое количество людей дает этим роботам клички как у домашних животных — своим посудомоечными машинами они таких кличек не дают. Некоторые даже берут своих роботов-уборщиков в отпуск. Другие свидетельства эмоциональной связи с роботами — синтоистская церемония благословения роботов-собак Sony Aibo, разобранных на запчасти, и отряд американских войск, который салютовал из двадцати одного орудия и наградил медалями «погибшего» в бою робота-обезвреживателя бомб по имени «Бумер».
Военный робот по обезвреживанию бомб похожий на «Бумер»Эти истории и имеющиеся у нас психологические свидетельства четко показывают, что мы можем эмоционально привязываться к объектам, которые очень отличаются от нас, даже зная, что они заранее запрограммированы. Но можно ли сравнивать эти эмоциональные связи сдружбой, которая бывает между человеком и человеком?
Дружба между людьми — она настоящая?
Недавно мы с коллегой изучили огромный пласт литературы об отношениях между людьми. Мы пытались понять, как найденные нами концепции можно применить к связям, которые люди могут устанавливать с роботами. Мы нашли доказательства того, что многие желанные дружеские отношения между людьми на самом деле не соответствуют идеалу Аристотеля.
Мы выделили широкий спектр человеческих отношений, от родственников и любовников дородителей, опекунов, поставщиков услуг, а также интенсивные (но, к сожалению, односторонние) отношения, которые люди поддерживают с кумирами-знаменитостями. Немногие из этих отношений можно назвать полностью равноправными, и, что особенно важно, все они эволюционируют с течением времени. Всё это означает, что ожидая от роботов формирования аристотелевских связей, мы устанавливаем стандарт, которому не могут соответствовать даже человеческие отношения. Мы также наблюдали формы социальной связи, которые часто приносят людям пользу и удовлетворение, но они далеки от идеальной дружбы, описанной греческим философом.
Мы знаем, что социальное взаимодействие приносит пользу уже само по себе и что люди, как социальные млекопитающие, остро в нем нуждаются. Вполне возможно, что отношения с роботами помогут удовлетворить глубоко укоренившееся в человеке стремление к социальной связи. Ведь поддержание физического комфорта, эмоциональная поддержка и приятный социальный обмен в настоящее время обеспечиваются другими людьми.