[Перевод] Восстановление бакелитового приёмника Philips 353A 1956 года

rvjonsbsaksvkzbfltlc0v0nau8.jpeg


Несколько месяцев назад я купил первое в своей жизни радио на электронных лампах — AM/FM-приёмник Philips 353A, который на данный момент является старейшим предметом в моей коллекции. Мне нравится электроника, и я уже давно хотел заняться реставрацией винтажной радиоаппаратуры, после того как начал смотреть некоторые YouTube-каналы вроде Mr Carlson«s Lab. Так что в этой статье я поделюсь с вами историей восстановления сего ретрочуда.

Прим. пер.: осторожно, много фото!


Этот приёмник в неизвестном состоянии я купил в антикварном магазине в Киркби Стивене всего за £30.00. Выглядел он невзрачно, даже разъём внешней антенны был обрезан.

dq16lflk1da9ajuijezafsnaizm.jpeg

Приёмник Philips 353A до реставрации

exsg3gvv4xlflp5jfrrxyrqvqi4.jpeg

Модель 353А является довольно сложным супергетеродинным радиоприёмником на семи электронных лампах. Питается этот прибор от сети, имеет переключатель каналов и внутреннюю антенну, а также разъём для внешней антенны и прямой аудиовход под звукосниматель.

Если вам интересен принцип работы супергетеродинов, то рекомендую прекрасную книгу Transistor Superhet Receivers сэра Клайва Синклера.

▍ Разборка и инспекция приёмника


Электронные компоненты этого приёмника не отличаются особой надёжностью, в связи с чем часто ломаются или выходят из строя от возраста. Если их периодически не проверять, то в результате они могут повреждать радиолампы и прочие элементы цепи — поэтому приёмники той эпохи перед подключением к сети (без ограничения тока) необходимо инспектировать и обслуживать.

Разбирать 353A довольно просто — его задняя крышка держится всего на шести потайных винтах. В некоторых приёмниках тех лет использовался асбест (особенно в задних крышках), поэтому с ними нужно быть очень осторожным. Хотя, насколько мне известно, в этом радио асбеста нет.

После снятия крышки нашему взору открывается шасси. В данном случае оно оказалось уже изрядно покрыто ржавчиной и пылью, так что наш приёмник явно повидал немало. Но при этом все лампы оказались на месте, и все детали вроде как были оригинальными.

c5lq5g8sllg9e2nio0cuy5y9glm.jpeg

Первый взгляд на заднюю часть шасси после снятия задней крышки

Нижняя крышка держится всего на двух винтах. Сняв её, мы обнаруживаем проводку с навесным монтажом. Так выглядели электрические цепи до вхождения в обиход печатных плат.

Нижняя часть шасси
pnxc5mhh13puimg76_gtapowrxs.jpeg
c2idj8y_epbl3gjmcn-0qztmkyc.jpeg


Шасси фиксируется на месте четырьмя потайными винтами с резиновыми проставками. Чтобы извлечь его из корпуса, сначала необходимо вытащить указатель шкалы из намотанного на него тросика.

eayv8_y-lq6o1f54bfzzujtjmgy.jpeg

Шасси извлечено из корпуса

Для более удобного доступа к шасси я дополнительно отсоединил динамик, который фиксируется с помощью четырёх прижимных планок и гаек.

odkuzh6tuctxpmudho88iknrs2w.jpeg

Шасси и динамик извлечены из корпуса

Внутренности оказались очень грязными и, очевидно, пережили за свой век интенсивную эксплуатацию. Однако все компоненты были на месте и выглядели нетронутыми. Учитывая такое состояние, я решил произвести следующую реставрацию:

  • почистить и проверить шасси;
  • заменить электролитические и бумажные конденсаторы;
  • заменить сетевой кабель;
  • проверить и по необходимости заменить радиолампы;
  • заменить настроечный тросик;
  • почистить и отполировать корпус;
  • заменить лицевую ткань.


▍ Чистка и проверка шасси


Я решил почистить шасси, чтобы получше рассмотреть все детали, с которыми предстояло работать.

Основную пыль и грязь я сдул сжатым воздухом, после чего оттёр панель, компоненты и лампы с помощью универсального обезжиривателя и микрофибры. Лампы я для этого предварительно осторожно снял.

Все гнёзда ламп и регуляторы я протёр очистителем контактов. В процессе я обнаружил, что переключатель диапазонов напрочь заело, поэтому промочил его контакты WD-40, чтобы они откисли, после чего прокрутил через все положения, чтобы прочистить.

Шасси после первой чистки
6yamsczhvy19xnuz7iefawwdlno.jpeg

ygmsx4zswpnlx_q6hp3jophmwcm.jpeg


▍ Замена электролитических конденсаторов


Алюминиевые электролитические конденсаторы обычно используются для фильтрации, сглаживания и разъединения как в высоковольтной, так и в низковольтной электронике. Обычно они состоят из алюминиевой намотки, покрытой жидким электролитом, которая со временем либо высыхает, отрицательно влияя на функциональность и зачастую вызывая замыкание, либо вытекает и вызывает коррозию печатной платы и окружающих компонентов.

Поскольку наш радиоприёмник из 50-х, то и конденсаторы в нём использовались соответствующие. Эти детали и так существенно уступают качеством современным аналогам, а если прибавить ещё и преклонный возраст, то лучше вообще заменить их до пробного включения прибора.

na9dnww6f9vtaaagtijl4efraq0.jpeg

Два из электролитических конденсаторов (большие банки)

Дополнительные фото
ww6agaozroff4dp43lhr57rjwas.jpeg

bfzom63aabsn9znga7ocqfyz-2w.jpeg
Другие электролитические конденсаторы


Всего в 353А использовано четыре таких конденсатора:

  • C1: 50 мкФ 350В, электролитический (в большой банке Дубилье);
  • C2: 50 мкФ 350В, электролитический (в большой банке Дубилье);
  • C3: 100 мкФ 12В, электролитический (большой красный конденсатор Дубилье);
  • C4: 5 мкФ 75В, электролитический (большой оранжевый).


Эти два электролитика, подключённые навесным монтажом, довольно легко снять и заменить. Выводы компонентов с навесным подключением обычно обёрнуты вокруг друг друга для механической прочности, поэтому при выпаивании их нужно разъединить.

Я снял и заменил все эти конденсаторы по очереди, максимально укоротив выводы новых. Вместо большого красного конденсатора Дубилье я взял осевой на 100 мкФ 25В, а вместо оранжевого — радиальный на 4.7 мкФ 100В.

Электролитики старого и нового образца
7nm9qun-ughabq0purry_vvibi8.jpeg

mqluwbrhme0q9iw8xhjbyla5zc8.jpeg


Новые детали намного меньше оригиналов, что демонстрирует, насколько сильно продвинулась технология изготовления конденсаторов за последние 70 лет.

Также сложно найти в точности совпадающую замену по некоторым характеристикам — например, я заменил стандартный конденсатор на 4.7 мкФ нестандартным на 5 мкФ. Такая подмена не должна вызывать проблем у электролитиков, поскольку обычно они имеют широкий производственный допуск, вплоть до 20%. Здесь важно использовать конденсатор с вольтажом равнозначным или превосходящим оригинал.

Повреждение конденсатора
wlgp0cicijlbd7rs66giciqdgg4.jpeg

62zzya40a4emlddlgyvza9q0me4.jpeg


Заменить эти детали определённо стоило, так как у красного уже присутствовали признаки протечки, а у оранжевого — следы повреждения от перегрева.

Что касается двух конденсаторов в больших банках, то по их замене есть разные варианты: некоторые спецы заменяют конденсатор внутри оригинальной банки на новый; другие ставят новые детали, убирая банку; третьи просто выпаивают банку из цепи и ставят новые конденсаторы.

Я предпочитаю последний вариант — в таком случае шасси сохраняет свой оригинальный вид сверху, и при этом в дальнейшем его будет проще обслуживать. В любом случае крайне важно убрать из цепи старые конденсаторы (а не просто впаять рядом с ними новые), поскольку оригиналы могут банально потечь и нарушить работу всей схемы либо вызвать полное замыкание и повредить приёмник.

Обычно внешняя сторона банки подключается к минусовой стороне конденсатора, а в нижней части у неё есть клемма для подключения плюсовой.

076bngav5ivrpbv7w1grjgcsvk8.jpeg

Установлены новые конденсаторы сетевого фильтра

В данном случае я установил два радиальных конденсатора на 47 мкФ 400В в нижней части шасси, зафиксировав их проводами — с помощью клеммы одной банки я прикрепил плюсовые провода к одному конденсатору, естественно, заизолировав её.

oymhqy621zfhkwxj0jrvunodenk.jpeg

Электролитики заменены

Электролитические конденсаторы поляризованы, то есть они должны устанавливаться в правильном положении, иначе возникают неприятные последствия. Поэтому важно внимательно проследить, чтобы ёмкость, напряжение и расположение нового конденсатора были соответствующими. Это сложнее сделать при навесном монтаже, поскольку правильные точки подключения не очевидны, и полярность не отмечена. Поэтому важно сделать достаточно фотографий «до», чтобы впоследствии на них ориентироваться.

У Philips 353A есть очень полезная документация, которая включает список деталей и схему шасси, что очень пригождается при замене конденсаторов.

Схемы
6rqq17ncip_6bboghcztkaudnbg.png
Схема компонентов верхней части шасси (фото с RadioMuseum.org)
s7itpepgj46mb4fr5ohkek9nzbc.png
Схема компонентов нижней части шасси (фото с RadioMuseum.org)


▍ Замена бумажных конденсаторов


В 353A также использовались бумажные конденсаторы — эти древние модели буквально сделаны из свёрнутой бумаги, пропитанной воском. При этом они, как и электролитики, склонны с годами разрушаться, что чревато утечкой тока или разрывами/замыканиями.

Такие конденсаторы существенно отстают по техническим характеристикам от современных — особенно полипропиленовых, полиэстеровых плёночных и металлизированных плёночных аналогов (керамические имеют микрофонный эффект, поэтому для таких схем не годятся) — и подобно электролитикам в идеале должны заменяться ещё до пробной подачи питания.

na9dnww6f9vtaaagtijl4efraq0.jpeg

Четыре из всех бумажных конденсаторов (большие тёмно-коричневые цилиндры с жёлтой маркировкой)

Ещё фото
5d6ssoqvefjwpjotxuply-3-bea.jpeg

omarykjznzmhmbpldd1nsfqahfo.jpeg
Все видимые бумажные конденсаторы, включая один за выходным аудиотрансформатором


Всего в 353A использовано шесть бумажных конденсаторов:
Бумажные конденсаторы подключены навесным монтажом, так что заменить их проблемы не составляет. По аналогии с электролитиками их я тоже менял по очереди, максимально укоротив выводы. При этом я дополнительно сделал аннотации к некоторым из фотографий «до», чтобы правильно установить новые детали.

Подписанные фотографии до
mmrixhfxdkm3knchlcofd6l3xmg.jpeg

peoy-8xxn2fmvmlskdpbvlcypoy.jpeg


И снова очень помогла документация приёмника.

v9n6hp7pobgzfpxee_n26z3ehji.jpeg


Ещё фото
tgbrmtzxzdawxmuwi8iks0x6bne.jpeg
Новые конденсаторы установлены взамен старых
okc4sddp7_wt1-4y9iatvoyyoxw.jpeg
Старые конденсаторы


▍ Замена сетевого кабеля


В целях безопасности при ремонте винтажной техники важно обратить внимание на сетевой кабель — оригинальный в моём приёмнике находился в плачевном состоянии, поэтому я решил заменить его современным литым аналогом со штекером стандарта UK, оснащённым предохранителем на 1А (в данном случае я просто купил двухметровый шнур «восьмёрку» и обрезал его конец).

Удерживается сетевой кабель специальным зажимом, который фиксируется одним винтом. Открутив этот винт, я отпаял кабель от контактов выключателя питания, обратив внимание на полярность рабочего и нейтрального проводов. Для установки нового кабеля я проделал всю ту же операцию в обратной последовательности.

ncq01vlopjivk5jlyorvtwzplq0.jpeg

Новый кабель установлен

▍ Инспектирование и замена ламп


Прежде чем пробовать включить приёмник, я решил проверить электронные лампы на предмет каких-либо очевидных проблем. Все они визуально выглядели в порядке, кроме лампы, отвечающей за вывод аудио (EL84). Это была деталь компании Mullard. Лампы аудиовывода обычно работают при повышенных температурах в районе 150С+, то есть приходится им нелегко, и износ тут был вполне ожидаем.

mibzaywc44iixzsugdhrqov6r-4.jpeg

Оригинальная лампа вывода аудио

На всякий случай я решил её заменить на новую Langrex EL84 старого образца.

30dn3ihszhlys1ef3pbu9oezdjs.jpeg

Новая и старая лампы для вывода аудио

▍ Замена тросика настройки


В процессе очистки и тестирования узла настройки оригинальный тросик, передающий вращение настроечной ручки во вращение настроечного конденсатора, порвался — он уже был довольно ржавый и очень хрупкий, так что это был лишь вопрос времени. Так что я решил заменить его на новый старого образца диаметром 0.6 мм.

a_ojsjy49myik7gbo2jjn3z232q.jpeg

Порванный настроечный тросик

Ещё фото
t9rnncyixzhzu3jzjv5mia8nj-a.jpeg


r5ge-na9ddyogym8t969ehpjs9q.jpeg

Установка нового

Это кропотливый и раздражительный процесс, который занимает немало времени, особенно с непривычки. Тем не менее вся процедура тщательно описана в мануале 353А, включая длину тросика, расположение центральной отметки и способ его намотки вокруг ручки и настроечного конденсатора.

Инструкция по замене тросика
gsairdgtqzbevnamxo3yds5fw-k.png

csliuu20d4g4qwp87ywolcvndlo.png
Фото с RadioMuseum.org


На концах тросика должны быть зажим и крючок — их я снял со старого.

wgmedmrk_v-tr91j669ip5ldocu.jpeg

Настроечная ручка и новый тросик

Дополнительные фото
db-nrvjncf65cskuvw98mw8y9f8.jpeg

nlrs1lvpmxnbs02teh16of9ccke.jpeg


puhzj6ysl7pykqnwt1suvvwescm.jpeg

Настроечный конденсатор и новый тросик

Дополнительные фото
4zswmq2bzpaxlvqylium8g8sh9w.jpeg

dhut86o3hsa-gtu1wvyh0aehjjc.jpeg


При тестировании новый тросик показал себя вполне ожидаемым образом — правда пришлось немного его укоротить, чтобы увеличить натяжение, так как при установке он чуть проскользнул на ручке. После подстройки тросик заработал отлично.

▍ Замена радиоткани


Оригинальная ткань окончательно выцвела — она должна иметь приятный золотистый цвет с красной прострочкой, но сейчас выглядела тусклой и потрёпанной. Я попытался её очистить, но ощутимого эффекта это не дало.

2ngazlacfouuztjymbgrn1d3xra.jpeg

Оригинальная лицевая ткань

Ещё фото
3rkdeufcmrogl2nzduxulr9z7wg.jpeg


Старая ткань держалась на высохшем контактном клее, так что снять её было легко, после чего она отправилась прямиком в мусорную корзину.

После снятия радиоткани
vanlhwoe6srd8lrhgbv6skekje8.jpeg

jlx778_yxwj5ghxzyq6ty2y280y.jpeg


Заменить я её решил на современный аналог, предназначенный специально для винтажных радиоприёмников. Кусок нужного размера я вырезал из полотна 18» x 18».

y_aj3p3eqnbuckyimdb38fqmrmw.jpeg

Радиоткань, вырезанная в размер

Зафиксировал я его с помощью сверхсильного контактного клея, который распылил по двум склеиваемым поверхностям, затем слегка подсушил, после чего уже прилепил ткань к корпусу. Далее канцелярским ножом я обрезал излишки ткани по контуру передней панели и проделал дырки в местах монтажных отверстий.

6cgn0bmp7hqrdgqqmrtapehvgl4.jpeg


nopamectiw-ddxsiximfahhs1ae.jpeg

Передняя крышка с новой радиотканью

▍ Чистка и полировка корпуса


В целом бакелитовый корпус выглядел неплохо — на нём не было ни царапин, ни сколов — однако время всё же оставило следы износа и грязи, а кремовая краска по внутреннему краю переднего ободка сильно облупилась.

Для начала я тщательно протёр корпус микрофиброй с обезжиривателем, чтобы снять самую сильную грязь. Затем я решил снять всю краску с переднего ободка ацетоном. Бакелит — прочный материал, так что проблемы с этим не было.

После я до блеска отполировал внешнюю часть корпуса с помощью полироли Brasso — тут важно сильно не углубиться в бакелит, иначе есть риск оголить наполнитель, который иногда содержит асбест.

urozy5nvfd7ucwhfpvenk6cfhyw.jpeg


epfmg2rulc05cr1-oukocx89msq.jpeg


После этого я ещё раз промыл корпус и удалил остатки краски — лицевая сторона выглядела хорошо и без неё, так что перекрашивать я не стал.

Корпус после полировки
co31ycpn9-husmrpusnn56kraa0.jpeg

-lyrb61jio_urbkwaxuyuwfow8m.jpeg


Переднее стекло удерживается двумя клипсами — оно было сильно запачкано и покрыто пятнами краски, поэтому я его снял, чтобы протереть микрофиброй с обезжиривателем. Стекло индикатора на лицевой панели у винтажных приёмников зачастую очень нежное, поэтому к нему желательно не прикасаться.

Стекло индикатора до и после чистки
nqnsggylwb32jjviniu2b3_wv70.jpeg

zlcipacljjq2c6xl6-z2k4tyvpi.jpeg


Рукоятки управления я тоже почистил — оригинальная золотистая фольга вокруг их краёв была покрыта грязью и коррозией, но очистилась довольно хорошо.

Рукоятки до и после чистки
wmlhejswfhbvglgqp9vk81izmre.jpeg

t7b2dehm3kehjcvi0hawx2k6xlc.jpeg


▍ Обратная сборка приёмника


Обратная сборка — это просто разборка наоборот.

Первым делом нужно было намотать тросик. Эта процедура подробно описана в документации приёмника. Родную износившуюся пружину я заменил.

Инструкция по намотке тросика
gsairdgtqzbevnamxo3yds5fw-k.png

csliuu20d4g4qwp87ywolcvndlo.png
Фото с RadioMuseum.org


Шасси после реставрации
puhe2paml41z6cijbkrv8u0wbd8.jpeg

irpstmk7eth581h6uxlz7il8mgm.jpeg


Передняя крышка вставляется в лицевую часть корпуса и фиксируется на восьми нажимных защёлках. Динамик по-прежнему крепится четырьмя гайками и прижимными пластинами (на этот раз я подключил его через съёмные клеммы, чтобы в будущем было проще снимать).

rs81wenuw8e0zh-dxkmidvir59m.jpeg


Ещё фото
kptj_mxiacausj46odjnraxl_mm.jpeg

ymabhgxrcytfxrbqtrrrnicgp3e.jpeg


После этого я подсоединил шасси к динамику и прикрутил на место.

Шасси установлено
pnfg7nzvb2xaxjoxipcugpqfr5k.jpeg

sgoh2k18sutd1jwoqv-n7mzyqmy.jpeg


Теперь можно было ставить обратно индикатор — он фиксируется настроечным тросиком, который обматывается вокруг него на пару оборотов.

Индикатор шкалы установлен
cq7g2l6vf7rbjjyxine-v4jxslm.jpeg

wdjfvmjue9rd9p-ybviyixvtrkk.jpeg


Теперь можно ставить нижнюю и заднюю крышки.

rvjonsbsaksvkzbfltlc0v0nau8.jpeg

Приёмник Philips 353A после реставрации

Дополнительные фото


▍ Тестирование приёмника


Изначально я протестировал шасси вне корпуса, чтобы можно было сразу внести необходимые доработки. При первом включении я использовал блок с защитной лампой собственной сборки (он ограничит потребляемый приёмником ток в случае, например, короткого замыкания и, надеюсь, исключит потенциальное повреждение), подключённый к 300-ваттному разделительному трансформатору через измеритель мощности для защиты и мониторинга потребления тока.

714x1dv2mrjx7nikcpg44uidnkk.jpeg

Первое тестирование через блок с контрольной лампой

При запитывании от ограниченного источника тока подсветка индикатора горела тускло, а подогреватели радиоламп вроде светили нормально — 60-ваттная лампочка тестера не загоралась, а измеритель мощности показывал около 30Вт, так что каких-то непосредственных проблем явно не было. Тогда я включил приёмник в обход лампы тестера и он прекрасно заработал.

o3wlw5egug_hqa5wvvjwm0xiffu.jpeg

Радиоприёмник Philips 353A в гостиной

Я ещё раз протестировал приёмник после окончательной сборки и проверил все его регуляторы — звучит он восхитительно, особенно в корпусе!

3nqbsr7l0t5rfis1sn-shgny1qo.jpeg

Воспроизведение музыки на Philips 353A со смартфона

Я также собрал переходной аудиокабель, который подключается через разъём для звукоснимателя, позволяя обходить секцию демодуляции AM/FM и использовать радио в качестве аудиоусилителя — звук превосходный! Если всё делать правильно, то это вполне безопасно, так как у 353A есть сетевой трансформатор, и шасси никак не подключено к сетевому входу. Хотя это касается не всех винтажных приёмников, так что будьте внимательны.

Если говорить в целом, то я очень рад столь впечатлительному результату реставрации.

dq16lflk1da9ajuijezafsnaizm.jpeg


rvjonsbsaksvkzbfltlc0v0nau8.jpeg

Philips 353A до восстановления и после

RUVDS | Community в telegram и уютный чат

sz7jpfj8i1pa6ocj-eia09dev4q.png

© Habrahabr.ru