[Перевод] Виртуальная реальность 90-х: разбираем VR-очки RADICA NASCAR I-Racer

wvmxlfaedpnruodofwsrcojc66k.jpeg

Виртуальная и дополненная реальность — вовсе не изобретение нового века. Попытки «прорубить окно» в VR предпринимались десятки лет назад. Oculus Rift и HTC Vive — это, конечно, хорошо, но первые реально работающие VR-очки появились в 1995 году. Это была модель от Nintendo, Virtual Boy. К сожалению, устройство не стало финансово успешным проектом японской компании. Скорее, это была финансовая катастрофа.

Несколько иначе обстояли дела у других компаний, которые взялись за виртуальную реальность. Показательный пример — компания Radica c ее видеоочками RADICA I-Racer. Сначала компания создавала простенькие игровые гаджеты, но потом решила попробовать свои силы в почти что настоящем VR.
Почему «почти»? Дело в том, что дисплей был по-прежнему стереоскопическим. Но в дополнение к устройству поставлялся контроллер с обратной связью и наушники. Надев все это, пользователь погружался в иную реальность, чувствуя себя водителем на нарисованной дороге. Если бы этому устройству — нормальный дисплей да графику хотя бы уровня Mario — цены бы ему не было.

На старт!


Сначала давайте оценим сам девайс — что он из себя представляет и какие технологии использовались для производства девайса 22 года назад.

Первое, на что вы можете обратить внимание, надев девайс на голову — он очень удобен. Даже удивительно. Кроме того, устройство легче, чем могло бы показаться, исходя из размера RADICA I-Racer. Что более важно — наличие возможности настройки шлема. Компания разрабатывала его как для детей, так и для взрослых, так что размеры можно регулировать при помощи различных рычажков и ручек настройки. Как и в современных шлемах, здесь есть мягкая резиновая накладка для той части, которая ложится на нос — для того, чтобы играть можно было долго, не испытывая никаки неудобств.

p3khigvwnt1r96jdsajgh5ngawg.jpeg

Теперь об игре. Конечно, в это никто не будет играть в 2021 году, разве что гики и/или дети из чистого любопытства. Справедливости ради отмечу, что стереоскопический эффект работает как нужно. Игра ничем не отличается от тех ЖК-игр, что компания Radica выпуска в 90-х. Единственное отличие — эта игра находится прямо на вашем лице.

Это не полноценное 3D, о чем уже говорилось выше. Машинки появляются строго в определенных местах экрана, эффекты вроде столкновений тоже статичны. В общем-то, эта игра — чуть более продвинутая версия игры «Ну, погоди», где волк ловил яйца в корзину. Только она стереоскопическая, у нее есть дополнительные органы управления и шлем.

Ну и функций больше. Игрок видит ущерб, нанесенный его автомобилю столкновениями, видит скорость и обороты двигателя, есть переключатель для выбора коробки передач — автомат или механика, есть статусная строка для топлива, показано и время заезда. В общем, тут уже все сложнее, чем у «Ну, погоди». Да, еще важный момент — по бокам «трассы» есть разметка, которая помогает сохранять ощущение скорости — она мелькает, и чем выше скорость, тем быстрее. А еще время от времени на горизонте появляются горы.

Radica постаралась сделать все, чтобы эмуляция реальности была полной. Когда игрок врезается в заграждение трассы, загорается красный светодиод, а контроллер в руках игрока начинает вибрировать. Полным погружением это, конечно, не назвать, но для того времени подобные возможности — это очень круто.

Разбираем контроллер


lck5kbjueleyhtbl9qbecugpfj4.jpeg

Теперь приступим к разборке девайса. Все кнопки, переключатели и прочее расположено на поверхности контроллера, которому придали вид колеса. Внутри — батарейки и относительно небольшое количество элементов. Есть и моторчик со смещенным балансом, который генерирует вибрацию.
ge91bl2eelqhdymodlqrsve7ysm.jpeg

Очень интересен способ, при помощи которого разработчики реализовали реакцию игры на движения контроллера. Можно было бы подумать, что это гироскоп —, но нет, эта технология еще не получила широкого распространения в игровой сфере в то время. Вместо него разработчики использовали контактные площадки особой формы на печатной плате. Когда игрок поворачивает вправо или влево, контакты замыкаются в разных комбинациях, генерируя сигнал, который и воспроизводится в качестве движения консолью.

Кстати, форма контроллера повторяет форму аксессуаров, продаваемых этой же компанией для PlayStation 1 и PlayStation 2. Модельный ряд этих аксессуаров назывался Gamester. Скорее всего ради удешевления производства компания выпустила несколько шаблонных модулей для контроллера, которые можно было использовать для производства разных устройств. И это хорошо — похоже, что разработка и менеджмент в компании были реально эффективными, в полностью положительном ключе.

fa2tp8d0a36s8ptxn-cposjxqq4.jpeg

Разбираем шлем


После того, как все крепления были убраны, можно снять переднюю панель шлема. Внутри — нечто из мирка киберпанка. В целом, это идеальная вещь для косплея или Хеллоуина.
eiwcyeqe47mszrcvu37fg8ra5vo.jpeg

06uejxv-h55rm6n_ncqp3mxfht4.jpeg

К сожалению, большую часть компонентов распознать не удалось — просто потому, что они закрыты черными кляксами эпоксидки. Убрать ее, не повредив плату или шлейф, невозможно. Зато видны механические элементы подстройки шлема — в частности, пружины. Определенно, девайс не был самым технологически совершенным в мире, но компания приложила немало усилий для того, чтобы сделать его удобным.
giev01txqqtwa_zkfslqhyyfxfu.jpeg

Убираем еще три винта и снимаем прозрачную пластиковую крышку с оптики. Под ней — прозрачная цветная пленка и ЖК-дисплей. Кстати, на основе этого же оборудования компания сделала еще одну игру.

Новая жизнь старого девайса

4cdt2owshs6dshxomzik0trotgg.jpeg

Может показаться, что время RADICA NASCAR I-Racer безвозвратно ушло. Но это не совсем так — да, электроника безнадежно устарела, конечно. Но саму гарнитуру и ее оптику можно модифицировать, создав недорогой видеошлем.

В качестве доказательства этого утверждения я использовал свой телефон к верхней части гарнитуры, воспроизведя несколько VR-видео с YouTube. Получилось неплохо, лучше, чем у Google Cardboard. Все благодаря тому, что зеркало в гарнитуре размещается под углом в 45°.

Телефон можно заменить на вполне современный ЖК-дисплей, установив его вместо оригинальной панели. Парочка 2,2-дюймовых дисплея ILI9341 должна идеально вписаться в отверстия в верхней части гарнитуры. Да, разрешение этих дисплеев невелико, но для начала вполне подходит. В итоге девайс можно превратить в нечто вроде 8-битного Oculus. Именно это я и планирую сделать со своим устройством.

1hdqmj1bvguax5hnugdz0ci_jbw.jpeg

© Habrahabr.ru