[Перевод] В имейле сотрудникам Илон Маск рассказал, что SpaceX находится под угрозой банкротства

image-loader.svg

В эту Черную пятницу Илон Маск разослал сотрудникам тревожный имейл, призывая их все выходные работать над двигателями SpaceX Raptor. Он описал производственную ситуацию как «критическую». В письме, копию которого один из сотрудников отправил журналистам, Маск утверждал, что компания «столкнется с реальным риском банкротства», если производство не будет ускорено и они не смогут регулярно запускать свою новую ракету Starship в следующем году.

Raptor — это новый мощный метановый двигатель SpaceX (вот его разбор на Хабре, в 2019-м он побил рекорд тяги, до этого поставленный российским двигателем РД-180 в середине 90-х). Raptor будет использоваться для запуска куда более тяжелого и крупного многоразового корабля Starship, который Маск в перспективе и планирует послать на Марс.


image-loader.svg

SpaceX также собирается использовать Starship для доставки людей в дальний космос, и в апреле получила контракт от NASA на $2,9 млрд на разработку Starship как лунного посадочного модуля для транспортировки астронавтов на поверхность Луны уже в 2025 году. SpaceX усердно работала над испытаниями прототипов Starship на испытательном полигоне компании в Техасе, хотя компания пока еще не пробовала вывести корабль на орбиту.

Недавно Маск говорил, что надеется провести первый орбитальный запуск в этом январе. И компания собиралась провести около дюжины запусков в сумме за год. Но, согласно имейлу Маска, им нужно будет запускать Starship не реже одного раза в две недели в следующем году, чтобы компания осталась на плаву. Это 26 запусков. И каждый запуск потребует 39 (!) Раптора. 33 для гигантского ускорителя первой ступени, Super Heavy, и еще 6 для разгонного блока космического корабля, самого Starship. То есть, компании потребуется на 546 Рапторов больше, чем они изначально рассчитывали.


image-loader.svg

В сообщении Маск говорит, что после того ключевой топ-менеджмент покинул компанию, персонал более внимательно изучил проблемы, связанные с производством Raptor, и обнаружил, что они «намного более серьезные, чем сообщалось».

В ноябре из SpaceX ушли два вице-президента, один из которых как раз занимался разработкой двигателей Raptor.


Я собирался взять отпуск в эти выходные, впервые за долгое время, но вместо этого я буду на линии Raptor всю ночь и все выходные.

Маск также призвал сотрудников обеспечить ситуацию «все на палубе», если у них нет критических семейных дел или они не могут «физически вернуться в Хоторн», где находится штаб-квартира SpaceX в Калифорнии.

В конечном итоге Starship планируется использовать для перевозки людей в дальний космос. Но Маск также подчеркнул роль транспортного средства в запуске спутников компании Starlink. Они собираются запустить 12 000 спутников для обеспечения широкополосного доступа в Интернет для пользователей по всей Земле. Пока что SpaceX запустила только 1800 спутников Starlink, и обслуживает около 140 000 пользователей в 20 странах (по данным презентации, которую сама SpaceX представила Федеральной комиссии по связи 10 ноября).


image-loader.svg

SpaceX запустила только первую версию своих спутников Starlink, известную как Version 1 или V1. У этих спутников нет лазеров, позволяющих им связываться друг с другом. SpaceX надеется в следующем году запустить свои спутники V2, которые намного крупнее и будут иметь возможность лазерной связи. В своем письме Маск утверждает, что Starship — единственная ракета, которая сможет запускать эти более крупные спутники.

«У Falcon нет ни объема, ни массы для выхода на орбиту, необходимую для спутников V2», — написал Маск. И добавил, что «V1 сам по себе финансово слабый, а V2 — сильный».

В письме Маск также отметил, что SpaceX будет наращивать производство своих пользовательских тарелок («терминалов»), которые клиенты должны будут покупать, чтобы подключаться к спутникам Starlink V2. Маск говорит, что терминалы будут бесполезны, если новые спутники не будут готовы «удовлетворить потребность в пропускной способности».


image-loader.svg

Когда письмо вчера вечером стало доступно журналистам, Маск ответил им, заявив, что банкротство маловероятно, но его нельзя исключать, если разразится серьезная глобальная рецессия.

В своем вчерашнем твите он предупреждает и о Тесле:


Если серьезная глобальная рецессия иссушит доступность капитала / ликвидность, в то время как SpaceX теряет миллиарды на Starlink и Starship, то банкротство, хотя и маловероятно, но не исключено.

GM и Chrysler обанкротились в последнюю рецессию.

«Выживают только параноики» — Гроув.

Кстати, это не первый раз, когда Маск призывает своих сотрудников сплочиться и работать сверхурочно — или компания может стать банкротом. В 2018 году Маск утверждал, что Tesla «потерпит крах в считанные недели» из-за проблем с производством Model 3. Правда, с тех пор Tesla восстановилась и недавно стала стоить дороже $1,1 трлн.

Вот полный текст письма от Маска:


К сожалению, кризис производства Raptor намного хуже, чем казалось несколько недель назад. Когда мы разобрались с проблемами, возникшими после ухода предыдущего руководства, они оказались гораздо более серьезными, чем сообщалось.

Я собирался взять отпуск в эти выходные, впервые за долгое время, но вместо этого я буду на линии Raptor всю ночь и все выходные.

Если у вас нет критических семейных дел, если вы можете физически вернуться в Хоторн, нам нужны все силы, чтобы справиться с тем, что, откровенно говоря, является катастрофой.

Последствия для SpaceX, если мы не сможем сделать достаточно много надежных Raptor, заключаются в том, что мы не сможем летать на Starship, а это значит, что мы не сможем запускать Starlink Satellite V2 (Falcon не имеет ни объема, ни массы для орбиты, необходимой для спутников V2). Сам по себе V1 финансово слаб, а V2 — силен.

Кроме того, мы увеличиваем производство терминалов до нескольких миллионов единиц в год, что потребует огромных капиталовложений. Но нам нужно, чтобы спутники V2 были на орбите, чтобы удовлетворить потребность в пропускной способности. В противном случае эти терминалы будут бесполезны.

Все сводится к тому, что мы сталкиваемся с реальным риском банкротства, если в следующем году мы не сможем достичь полетов Starship хотя бы раз в две недели.

Спасибо,

Илон.


© Habrahabr.ru