[Перевод] В General Magic узрели будущее смартфонов еще в 1989

gle0vtr_gi22miznl2qz6qxedbk.jpeg

Представленный в 1994 году, Motorola Envoy работал на передовой операционной системе, созданной одним из ответвлений Apple — компанией General Magic. Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюит

Сегодня уже все меньше людей помнят времена без сотовой связи и цифровых карманных устройств. Тем интереснее становится заглянуть в истоки появления столь неотъемлемой части современной жизни. В данном случае речь пойдет о праотце смартфонов и КПК — Motorola Envoy — который, подобно яркому болиду, промчался по небосводу цифрового пространства, оставив за собой след грядущих достижений.

Иногда дизайн настолько четко выражает свое время, что один его вид вызывает давно забытые воспоминания. Во мне подобные ощущения возникают при виде пользовательского интерфейса Envoy несмотря на то, что сам я такого устройства никогда не имел, как и любого другого карманного цифрового помощника. Если обратить внимание на его растровые полутоновые иконки, то они буквально смотрят на тебя из 90-х, из того времени, когда мы уже находились на острие интернет-бума, но еще не осознавали, к чему все это шло.

Motorola Envoy — образец скевоморфного дизайна


Откройте Envoy, и на главном экране появится изображение типичного рабочего офиса 1994 года. На полутоновом столе расположился телефон (конечно же, стационарный), адресная книга, блокнот и календарь. Позади стола на стене висят часы, ящики для входящих/исходящих писем и шкаф для документов. Это можно назвать шедевром скевоморфного дизайна.

Понятие скевоморфизм в среде дизайна GUI используется для описания объектов, созданных по подобию образцов из реального мира. Чтобы позвонить, нужно кликнуть по телефону, для внесения заметки зайти в календарь и так далее. В 1994 году, когда Envoy только вышел, его дизайн был настолько интуитивен, что многие пользователи смело начинали его использовать, даже не заглядывая в мануал.

Имея размер средней книги и вес около 0.77 кг, Envoy лишь немного не умещался в карман. В качестве экрана у него использовался ЖК-дисплей 7.6×11.4 см без подсветки. Среди прочего Envoy нес на себе 1Мб RAM, 4Мб ROM, радиомодем со скоростью 4800 бит/с, факс и модем для передачи данных, а также имел ИК-порт.

Это был один из первых карманных ПК, спроектированных под ОС Magic Cap (сокращение от Communicating Applications Platform). Организация приложений и навигация реализовывались через образ реального офиса. Для большинства деловых людей этот офис с его стандартным столом являлся основным интерфейсом. Пользователи также могли переходить в виртуальный Hallway — оформленный настенными узорами и мебелью — откуда им открывался доступ в другие комнаты, включая Game Room, Living Room, Storeroom и Control Room. Каждая комната содержала собственные приложения.

image-loader.svg

Графический интерфейс Motorola Envoy был основан на скевоморфном дизайне, в котором виртуальные объекты имитировали аналоги из реального мира, подразумевая тем самым свое назначение. Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюит

Панель управления внизу экрана помогала в навигации. Кнопка стола — эквивалент ссылки на домашний экран — возвращала пользователя в офис. Иконка печати открывала доступ к элементам оформления, включая смайлы, которые тогда еще были в диковинку. Волшебная лампа вела к командам поиска, печати, отправки факса и почты. Похожая на кошелек иконка на самом деле звалась хозяйственной сумкой и служила хранилищем для скопированного текста, который можно было перенести в другие приложения, то есть выполняла роль привычного нам буфера обмена. Ящик с инструментами вел к опциям рисования и редактирования. Кнопка клавиатуры вызывала экранную клавиатуру, что было новшеством, которое в последствии переняли будущие КПК и смартфоны.

Использование скевоморфизма в оформлении интерфейса стало угасать где-то в середине 2000-х, когда Microsoft, Google и Apple начали переходить на использование плоского дизайна. Будучи минималистским ответом на скевоморфные решения, плоский дизайн делал упор на двухмерные элементы и яркие цвета. Ненужная анимация и 3D-эффекты были исключены. Из всего скевоморфного разнообразия сохранились лишь мусорная корзина в Windows и мусорное ведро в Apple. (В Envoy для этой цели предусматривался мусоровоз, расположенный в панели инструментов).

Отчасти этот переход к плоскому дизайну был чисто функциональным. По мере того, как устройствам требовалось все больше приложений и возможностей, дизайнерам для удобной организации информации нужен был более чистый дисплей. При этом стремительная эволюция технологий быстро приводила к устареванию иконок. Вряд ли кто-то еще использует адресную картотеку для хранения контактной информации или сохраняет данные на флоппи-дискеты. Когда используемые для скевоморфного дизайна реальные прототипы выходили из обихода, их эквиваленты смотрелись уже устаревшими.

Пользовательский интерфейс Envoy — это одна из причин, почему этот изображенный в начале статьи объект попал в коллекцию Смитсоновского музея дизайна Купера Хьюита в Нью Йорке. Сохранение и демонстрация функциональности Envoy спустя четверть века после его расцвета представляло нелегкую задачу. Бен Фино-Радин, основатель и ведущий консерватор в Small Data Industries, написал об этом весьма информативный пост. Музеи обладают многовековым опытом по сохранению физических объектов, но для передачи ощущений программного дизайна 1994 года потребовался новый технический подход. В конечном итоге Small Data Industries приобрели второй экземпляр Envoy на eBay, чтобы разобрать его, изучить внутренние компоненты и понять принцип действия.

Как General Magic и провалились, и преуспели


Несмотря на то, что мой интерес к Envoy возник именно из-за его интерфейса, компьютерные историки и ретро-энтузиасты почитают это устройство больше за другое. Под другим я подразумеваю стоящую за созданием Envoy компанию, General Magic, которая вызывала немало восхищения.

General Magic считается классическим примером героического провала в Кремниевой долине. Если, конечно, определять этого предшественника смартфонов и команду его разработчиков, чьи члены позднее представили нам iPod, iPhone, Android, eBay, Dreamweaver, Apple Watch и Nest, как провалы.

История General Magic начинается в Apple в 1989 году, когда Билл Аткинсон, Энди Херцфельд и Марк Порат, все ветераны из команды разработки Macintosh, начали работать над проектом Paradigm. Они старались убедить исполнительного директора Apple, Джона Скалли, что следующим передовым решением будет объединение средств коммуникации и потребительской электроники в одном карманном устройстве. Спустя примерно девять месяцев команда так и не нашла поддержку внутри Apple, и Порат убедил Скалли отделить их в качестве независимой компании с присвоением Apple 10% акций.

В 1990 году General Magic начала свою миссию, амбициозно обозначив ее так:

У нас есть мечта улучшить жизни многих миллионов людей с помощью компактных личных вспомогательных устройств, которые можно будет везде носить с собой. Эти системы помогут людям организовывать свои жизни, общаться с другими людьми и получать доступ к всевозможной информации. Они будут удобны в использовании и представлены в богатом разнообразии моделей, которые впишутся в любой бюджет, подойдут под любые нужды и удовлетворят любой вкус. Они изменят жизнь людей и способы их взаимодействия.


Крепко сказано.

General Magic быстро стала самым горячим секретом Кремниевой долины. Компания дорожила конфиденциальностью и соглашениями о неразглашении, чтобы не допустить утечки информации, но по мере присоединения к команде известных разработчиков предвкушение величия росло. В результате были установлены партнерские отношения с Sony, Motorola, AT&T, Matsuhita и Philips, каждая из которых привнесла в общее дело свой опыт.

По существу, General Magic стремилась преобразовать систему личного взаимодействия людей. Конкурент Motorola Envoy — Magic Link от Sony, в котором также использовалась Magic Cap, имел телефонный вход и мог подключаться к сети AT&T Personal Link Service через коммутируемый модем. Он также обладал встроенным доступом к сети America Online.

С другой стороны, Envoy имел антенну для подключения к сети ARDIS (усовершенствованная радиоинформационная служба), первой беспроводной сети в США. Появившаяся в 1983 году усилиями Motorola и IBM, ARDIS имела поверхностный охват данных, работала медленно (не быстрее 19.2 кбит/с) и стоила дорого. Базово Envoy продавался за $1,500, но ежемесячный тариф за доступ к данным мог обходиться еще в $400 и более. Ни Magic Link, ни Envoy не имели коммерческого успеха.

Возможно, это было проявлением гордыни перед падением, или команда General Magic действительно верила, что реализует нечто исторически значимое, но компания разрешила документалисту Дэвиду Хоффману записать встречи и взять интервью у сотрудников. Кинопродюсеры Сара Керруиш, Мэтт Мауд и Майкл Стерн взяли это архивное сокровище и сделали из него удостоенный наград документальный фильм «General Magic», вышедший на экраны в 2018 году.

Оригинальные кадры идеально передают энергию и драйв стартапа из 90-х. По офису бродят кролики, повышая общий творческих фон, личная гигиена, похоже, не считается обязательной, а ночные смены являются нормой. Юные инженеры изобретают собственные версии USB и сенсорные экраны, чтобы воплотить в жизнь свои мечты.

Фильм также показывает компанию, настолько зацикленную на видении будущего, что она перестает замечать происходящие вокруг перемены — в частности, появление всемирной сети (WWW). Когда General Magic начинает пропускать дедлайны, а ее продукция не оправдывает ожиданий потребителей, компания постепенно заходит в тупик и банкротится.

Но на этом история не заканчивается. Часть команды разработчиков переходит на другие проекты, которые являются намного более перспективными, нежели Magic Cap и Envoy. Тони Фаделл, который пришел в General Magic сразу после колледжа, переходит к разработке iPod, участвует в разработке iPhone и основывает Nest (сейчас Google Nest). Кевин Линч, присоединившийся к General Magic будучи известным разработчиком ПО для Macintosh, становится лидом команды разработчиков Dreamweaver (сейчас продукт Adobe), а также ведущим инженером в Apple Watch. Меган Смит, в General Magic отвечавшая за дизайн продукта, позже оказывается на посту главного инженера в администрации Обамы.

Марк Порат призвал свою команду к созданию продукта «который стоит лишь начать использовать, как вы больше не сможете без него обходиться». General Magic этой отметки не достигла, но она взрастила кадры инженеров и дизайнеров, которые в дальнейшем представили нам те самые устройства, без которых жизнь уже, действительно, кажется немыслима.

image-loader.svg

© Habrahabr.ru