[Перевод] Уроки дизайна от Space Invaders

Яркий пример того, как ограничения могут стимулировать творчество

Аркадный кабинет Space Invaders

Аркадный кабинет Space Invaders

Я помню, как впервые увидел Space Invaders.

Это был 1978 год. Мы с другом приехали на велосипедах в местный торговый центр, где в глубине темного зала с автоматами сияла загадочным блеском эта игра.

Мы вытянули шеи над толпой собравшихся вокруг подростков. Это было завораживающее зрелище. До этого я играл во многие аркадные игры, вроде Breakout, Pong или гонок типа Night Driver. С эстетической точки зрения они были довольно примитивными — их графика в основном состояла из простых ярких блоков, а в качестве звукового сопровождения использовались всякие бипы и бупы.

А Space Invaders? У них был особый стиль. Пришельцы выглядели как маленькие шедевры пиксель-арта — инопланетная угроза в виде довольно симпатичных существ, испаряющихся во мгновение ока, стоит вам выстрелить в одного из них. Звуковые эффекты были точны, как стаккато на скрипке, а пиу-пиу-пиу напоминало звукоряд «Звездных войн» (тогда они тоже только-только вышли). Но самой запоминающейся была зловещая фоновая музыка — четырехтональные «туд-туд-туд», излучавшие тревожные боевые вибрации.

В этой игре чувствовалась некая новая грань свободы — как будто Space Invaders распахнула нам двери и без обиняков показала, какими могут быть видеоигры. Ее создатель, Томохиро Нисикадо, производил впечатление творца.

В действительности он и был самым настоящим творцом! Но если углубиться в историю о том, как Нисикадо создавал Space Invaders, без сомнения для вас станет очевиден один из горячо любимых мною принципов:

Борьба с жесткими ограничениями может стать удивительным стимулом для творческой работы.

Я размышлял об этом, читая недавнее интервью, взятое у Нисикадо корреспондентом Wired Крейгом Грэннелом в 45-ю годовщину выхода игры.

Как объяснял сам Нисикадо, одним из первых ограничений, с которыми он столкнулся, был вопрос о том, какими именно должны быть персонажи в игре…

Он знал, что игры-стрелялки популярны, и у него возникла идея игры, где на игрока нападают толпы врагов, передвигающихся волнами. Он пробовал делать танки, истребители и линкоры, но ему не понравилось, как они выглядят на экране. Он решил нарисовать фигурки солдат, и они получились уже гораздо лучше. Но руководство прямо и четко ему заявило:   игра, в которой приходится расстреливать кучу народа, может вызвать у людей не самые лучшие ассоциации.

(Для понимания контекста напомним, что примерно в то же время вышла Death Race, в которой нужно было переезжать на машине через фигурки, превращая их в кресты; Политики утверждали, что эта игра превратит американских подростков в кровожадных социопатов).

Поскольку нельзя было использовать в игре образы людей, Нисикадо обратился за вдохновением к прошлому:, а именно к фильму «Война миров» 1953 года, основанному на знаменитом романе Г.Г. Уэллса. Пришельцы в фильме были похожи на морских существ, поэтому Нисикадо решил, что против убийства таких врагов возражений не будет.

«В качестве мишени я взял за основу осьминога, и поскольку теперь это был инопланетянин, то стрелять в него с психологической точки зрения было совсем несложно», — говорит он.

Он от руки нарисовал несколько вариантов форм пришельцев, а затем перевел их в пиксели. Результат работы можно увидеть на фотографии его заметок.

Две страницы из блокнота Нисикадо. На левой стороне — нарисованные от руки изображения различных морских обитателей, вроде кальмаров, крабов и медуз. На другой стороне — пиксельные рисунки пришельцев из игры Space Invaders.

Записная книжка Нисикадо

Записная книжка Нисикадо

Обратите внимание на сетку, по которой он рисует пришельцев. Это было еще одним ограничением. Чипы, с которыми работал Нисикадо, не располагали большими объемами памяти, поэтому ему пришлось придерживаться довольно низкого разрешения.

Однако именно это, как оказалось, позволило ему разработать потрясающе запоминающиеся образы этих существ. Они почти как платоновская сущность «чужого», не так ли? Работа Нисикадо стала настолько культовой, что враги из Space Invaders и сегодня мгновенно узнаваемы: emoji для инопланетянина

© Habrahabr.ru