[Перевод] Тяжкое наследие прошлого. Проблемы командной строки Windows

Предисловие от автора, Рича Тёрнера из Microsoft. Это статья о командной строке: от её появления и эволюции до планов капительного ремонта Windows Console и командной строки в будущих версиях Windows. Будь вы опытным профессионалом или новичком в IT, надеемся, что вы найдёте статью интересной.

Давным-давно в далёкой-далёкой серверной…


С первых дней развития информатики людям нужен был эффективный способ передавать компьютеру команды и данные и видеть результат выполнения этих команд/вычислений.

Одним из первых по-настоящему эффективных человеко-машинных интерфейсов стал Tele-Typewriter или «телетайп». Это электромеханическая машина с клавиатурой для ввода данных и каким-нибудь устройством вывода — сначала использовался принтер, позже экран.
Вводимые оператором символы локально буферизуются и отправляются с телетайпа на соседний компьютер или мейнфрейм в виде серии сигналов по электрическому кабелю (например, RS-232) со скоростью 10 символов в секунду (110 бод, бит в секунду, bps):

7ce6783b4dd407b732b6f91f9bef99e5.jpg
Телетайп Model 33 ASR

Примечание: Дэвид Гессвейн ведёт отличный сайт по PDP-8, где можно найти больше информации об ASR33 (и соответствующей технологии PDP-8), в том числе фотографии, видео и др.


Программа на компьютере получает введённые символы, решает, что с ними делать, и, возможно, асинхронно отправляет ответ на телетайп. Телетайп может напечатать/показать оператору полученные символы.

Затем технология улучшилась, скорость передачи выросла до 19200 bps, а шумные и дорогие принтеры заменили ЭЛТ-дисплеями (широко распространённый тип дисплеев в 80-е и 90-е годы), как на популярном терминале DEC VT100:

b45da87c8a31573cc72fdbc47f33a9d1.jpg
Терминал DEC VT100

Хотя технология улучшилась, но эта модель — терминал отправляет символы программе на компьютере, а он выдаёт текст для пользователя — осталась и сегодня как фундаментальная модель взаимодействия всех командных строк и консолей на всех платформах!

c779a4362204742938857a0924ca3e40.png
Архитектура терминала и командной строки

Модель по-своему элегантна. Одна из причин — в сохранении простоты и цельности каждого компонента: клавиатура выдаёт символы которые буферизуются как электрические сигналы. Устройство вывода просто выдаёт на дисплей (бумагу/экран) символы, полученные с компьютера.

На каждом этапе в системе передаётся только поток символов, так что это относительно простой процесс для внедрения различной инфраструктуры связи. Например, для добавления модемов, чтобы передавать потоки входных и выходных символов на большие расстояния по телефонным линиям.

Кодировка текста


Важно помнить, что терминалы и компьютеры обмениваются данными через потоки символов. При нажатии клавиши на клавиатуре терминала на подключенный компьютер отправляется значение, представляющее введённый символ. Нажмите клавишу «A» — и отправляется значение 65 (0×40). Нажмите «Z» — и отправляется 90 (0×5a).

7-битная кодировка ASCII


Список символов и их значений определён в стандарте American Standard Code for Information Interchange (ASCII), он же стандарт ISO/IEC 646 / ECMA-6 — »7-битный кодированный набор символов», который определяет:

  • 128 значений, представляющих печатные латинские символы A−Z (65–90), a−z (97−122), 0−9 (48−57)
  • Много общих знаков препинания
  • Несколько непечатаемых управляющих кодов (0−31 и 127):


49839f1e98e5ea4ea9e91b9ef7d53bbb.png
Стандартные символы 7-битной ASCII

Когда 7 бит недостаточно: кодовые страницы


Однако 7 бит не обеспечивают достаточно места для кодирования многих диакритических знаков, знаков препинания и символов, используемых в других языках и регионах. Так что с добавлением дополнительного бита можно расширить таблицу символов ASCII дополнительными наборами «кодовых страниц» для символов 128−255 (и возможного переопределения нескольких непечатаемых символов ASCII).

Например, IBM ввела кодовую страницу 437 с несколькими графическими символами вроде ╫ (215) и ╣(185) и математическими, включая π (227) и ± (241), а также переопределила печатные символы для обычно непечатаемых символов 1−31:

c4060f21dda538a87ec3a55d46dac648.png
Кодовая страница 437

Кодовая страница Latin-1 определяет множество символов, используемых языками на основе латиницы:

06e34cc29182bd4aa7912174ca92f697.png
Кодовая страница Latin-1

Во многих окружениях командной строки и оболочках можно изменять текущую кодовую страницу, чтобы терминал отображал различные символы (в зависимости от доступных шрифтов), особенно для символов со значением 128−255. Но неправильно указанная кодовая страница приведёт к отображению кракозябр. И да, «кракозябры» — это настоящий термин! Кто бы мог подумать? ;)

Когда 8 бит недостаточно: Юникод


Кодовые страницы временно решили проблему, но у них много недостатков, например, они не позволяют отображать текст одновременно из нескольких кодовых страниц/языков. Таким образом, пришлось ввести новую кодировку, которая точно отображает каждый символ и алфавит для всех языков, известных человечеству, оставляя ещё много свободного места! Представляем Юникод.

Юникод — это международный стандарт (ISO/IEC 10646), который в данный момент определяет 137 439 символов из 146 современных и исторических письменностей, а также многие символы и глифы, в том числе многочисленные смайлики, которые широко используются практически в каждом приложении, платформе и устройстве. Юникод регулярно обновляется дополнительными системами письменности, новыми/исправленными смайликами, символами и т. д.

Юникод также определяет «непечатаемые» символы форматирования, которые позволяют, например, соединить символы и/или повлиять на предыдущие или последующие символы! Это особенно полезно в письменностях вроде арабской, где лигатура конкретного символа определяется окружающими. Эмодзи могут использовать соединительный символ нулевой ширины (zero width joiner), чтобы объединить несколько символов в один визуальный глиф. Например, эмодзи кота-ниндзя Microsoft формируются путём соединения кота с другими эмодзи:

d730962504ee0bb74dc7f0b12ff61dcf.png
Эмодзи кота-ниндзя Microsoft

Когда байтов слишком много: UTF-8!


Для уникального и систематического представления всех символов требуется большое пространство, до нескольких байт на каждый символ.

Поэтому для экономии было разработано несколько новых кодировок Юникода. Среди самых популярных — UTF-32 (4 байта на символ), UTF-16/UCS-2 (2 байта) и UTF-8 (1−4 байта на символ).

Во многом благодаря обратной совместимости с ASCII и экономии места UTF-8 стала самой популярной кодировкой Юникода в интернете. Она демонстрирует взрывной рост с 2008 года, когда обогнала по популярности ASCII и другие популярные кодировки:

4ab4a3cd88918eb850cefdff68ccff03.png
Рост популярности кодировки UTF-8 (источник: Википедия)

Таким образом, поначалу терминалы поддерживали 7-битный, а затем 8-битный текст ANSI, но большинство современных терминалов поддерживают текст Unicode/UTF-8.

Итак, что такое командная строка и что такое оболочка?


«Командная строка» или CLI (интерфейс/интерпретатор командной строки) описывает самый фундаментальный механизм, через который человек управляет компьютером: CLI принимает введённый оператором ввод и выполняет требуемые команды.

Например, echo Hello отправляет текст «Hello» на устройство вывода (например, на экран). dir (Cmd) или ls (PowerShell/*NIX) перечисляет содержимое текущего каталога и т.д.

Раньше доступные команды были относительно простыми, но операторы требовали всё более изощрённых команд и возможности писать скрипты для автоматизации повторяющихся или сложных задач. Таким образом, процессоры командной строки стали сложнее и превратились в то, что теперь называют «оболочкой» командной строки (shell).

В Unix/Linux оригинальная оболочка Unix (sh) породила множество оболочек, включая Korn shell (ksh), C shell (csh) и Bourne Shell (sh). В свою очередь, на их основе создан Bourne Again Shell (bash) и т.д.

В мире Microsoft:

  • Оригинальный MS-DOS (command.com) был относительно простой оболочкой командной строки
  • «Командная строка» Windows NT (cmd.exe) разработана с учётом совместимым с устаревшими скриптами command.com, плюс добавлены несколько команд для новой, более мощной операционной системы
  • В 2006 году Microsoft выпустила Windows PowerShell
    • PowerShell — это современная объектная оболочка командной строки, которая позаимствовала функции других оболочек и включает в себя возможности .NET CLR и фреймворка .NET
    • С помощью PowerShell можно писать скрипты и автоматизировать практически все аспекты одного или нескольких компьютеров под Windows, сети, систем хранения данных, БД и т.д.
    • В 2017 году Microsoft открыла исходный код PowerShell, разрешив запуск на macOS, разных вариантах Linux и BSD
  • В 2016 году Microsoft представила подсистему Windows для Linux (WSL)
    • Позволяет запускать обычные немодифицированные двоичные файлы Linux непосредственно в Windows 10
    • Пользователи устанавливают один или несколько обычных дистрибутивов Linux из магазина Windows
    • Можно запустить один или несколько экземпляров дистрибутива параллельно с другими, а также параллельно с существующими приложениями и средствами Windows
    • WSL позволяет запускать бок о бок все инструменты Windows и инструменты командной строки Linux без использования ресурсоёмких виртуальных машин


Мы ещё вернёмся к оболочкам командной строки Windows, но пока запомним, что существуют разные оболочки, они принимают команды, введённые пользователем/оператором, и выполняют широкий спектр задач по мере необходимости.

Современная командная строка


Современные компьютеры значительно мощнее «тупых терминалов» прошлого и обычно работают под управлением десктопной ОС (например, Windows, Linux, macOS) с графическим пользовательским интерфейсом (GUI). Такое окружение GUI позволяет нескольким приложениям работать одновременно в отдельных окнах на экране и/или невидимо в фоновом режиме.

6934b3fb5f988ee3143070f63f6d9146.jpg
Cmd, PowerShell и Ubuntu Linux под WSL работают на независимых инстансах консоли

На смену громоздким, неповоротливым электромеханическим телетайпам пришли современные консольные/терминальные приложения, которые работают в окошке на экране компьютера, но по-прежнему выполняют такие же необходимые функции, как аппаратные терминалы из прошлого.

Аналогично и приложения командной строки, к которым подключены терминалы, работают как и раньше: получают входные символы, решают, что делать с этими символами, (необязательно) выполняют работу — и могут выдать текст для отображения пользователю. Только вместо связи по медленным каналам TTY терминальные приложения и приложения командной строки на одной машине общаются по очень скоростным каналам Pseudo Teletype (PTY) в памяти.

abd2bcd72ccb9cd4508cec9ffb51eaff.png
Современная командная строка

Современные терминалы в основном взаимодействуют с приложениями командной строки, запущенными локально. Но конечно, они также могут взаимодействовать с приложениями командной строки, запущенными на других машинах в той же сети или даже с удалёнными машинами на другой стороне света через интернет. Это «удалённое» взаимодействие с командной строкой — мощный инструмент, который популярен на каждой платформе, особенно на *NIX.


Скромное начало: MS-DOS


На заре компьютерной индустрии управление большинством компьютеров осуществлялось путём ввода команд в командной строке. За рыночную долю боролись компьютеры под Unix, CP/M, DR-DOS и других. В итоге система MS-DOS стала стандартом де-факто для IBM PC и всех совместимых компьютеров:

61399130048d963f05ed1dc0d00734e2.png
MS-DOS 6.0

Как и большинство основных операционных систем того времени, интерпретатор командной строки или «оболочка» в MS-DOS предоставляла простой, но относительно эффективный набор команд и синтаксис командных скриптов для написания batch-файлов (.bat).

Предприятия крупного и малого бизнеса очень быстро взяли на вооружение MS-DOS и в совокупности создали многие миллионы скриптов, некоторые из которых всё ещё используются сегодня! Batch-скрипты применяются для автоматизации настройки ПК, установки/изменения параметров безопасности, обновления программного обеспечения, сборки кода и т.д.

Вы редко или никогда не увидите реальную работу такого скрипта, потому что многие из них выполняются в фоновом режиме, например, при авторизации на компьютере. Но сотни миллиардов скриптов командной строки и команд выполняются каждый день только на Windows!


Командная строка представляет мощный инструмент в руках человека, который имеет терпение и упорство, чтобы научиться выжимать максимум из доступных команд и инструментов. Но большинству обычных пользователей сложно эффективно управлять компьютером из командной строки. Большинству не нравилось, что нужно изучать и запоминать много словно мистических аббревиатур, чтобы компьютер произвёл хоть какое-нибудь полезное действие.

Требуется более удобный и ориентированный на производительность пользовательский интерфейс.

Графический интерфейс идёт в мейнстрим


Добро пожаловать в графический интерфейс пользователя (GUI), изобретённый в Xerox Alto.

Вскоре после изобретения появилось много конкурирующих GUI на компьютерах Lisa и Macintosh от Apple, Commodore Amiga (Workbench), Atari ST (DRI GEM), Acorn Archimedes (Arthur/RISC OS), Sun Workstation, X11/X Windows и многих других, в том числе Microsoft Windows.

Windows 1.0 вышла в 1985 году и являлась по сути приложением MS-DOS, которое предоставляло простое окружение GUI с плиточным окном, позволяя пользователям запускать несколько приложений бок о бок:

43f63b330293786be7532d30058d124a.png
Windows 1.01 на MS-DOS

Windows 2.x, 3.x, 95 и 98 работали на базе MS-DOS. Более поздние версии Windows начали заменять некоторые функции MS-DOS альтернативами Windows (например, операции с файловой системой), но все они полагались на фундамент MS-DOS.

Примечание: Windows ME (Millennium Edition) стала интересным гибридом. В ней наконец-то заменили поддержку MS-DOS и поддержку реального режима из предыдущих версий Windows несколькими новыми функциями (особенно технологии Gaming & Media). Некоторые функции позаимствованы из Windows 2000 (например, новый стек TCP/IP), но настроены для работы на домашних ПК, которым трудно запустить полноценную NT.


Но Microsoft понимала, что не может бесконечно растягивать архитектуру и возможности MS-DOS и Windows. Требовалась новая операционная система с прицелом на будущее.

Microsoft — лидер рынка Unix! Да, серьёзно!


Разрабатывая MS-DOS, Microsoft также занималась поставкой Xenix — фирменного порта Unix версии 7 — для различных процессорных и машинных архитектур, включая Z8000, 8086/80286 и 68000.

К 1984 году Xenix от Microsoft стал самым популярным вариантом Unix в мире!


Тем временем распад Bell Labs — родины Unix — привёл к появлению AT&T, которая начала продавать Unix System V производителям компьютеров и конечным пользователям.

Microsoft понимала, что отсутствие собственной ОС ставит под угрозу её способности для развития. Поэтому было принято решение отказаться от Xenix: в 1987 году Microsoft передала Xenix своему партнёру Santa Cruz Operation (SCO), с которым работала над несколькими проектами по портированию и улучшению Xenix на различных платформах.

Microsoft + IBM == OS/2… ненадолго


В 1985 году Microsoft начала работать с IBM над новой операционной системой OS/2. Она изначально планировалась как «более функциональная DOS» для некоторых современных 32-битных CPU и с учётом других технологий, которые быстро порождались в IBM и у других OEM.

Но история OS/2 оказалась слишком бурной. В 1990 году Microsoft и IBM прекратили сотрудничество. Это было обусловлено рядом факторов, в том числе значительными культурными различиями между разработчиками IBM и Microsoft, проблемами планирования, а также взрывным успехом и ростом внедрения Windows 3.1. IBM продолжала разработку и поддержку OS/2 до конца 2006 года.

К 1988 году Microsoft убедилась, что будущий успех требует более масштабного, смелого и амбициозного подхода. Такой подход потребует новой, современной операционной системы, которая будет поддерживать амбициозные цели компании.

Большая ставка Microsoft: Windows NT


В 1988 году Microsoft пригласила Дэйва Катлера, создателя популярной и уважаемой операционной системы VAX/VMS в компании DEC. Его задача — создать новую, современную, независимую от платформы операционную систему, которой Microsoft будет владеть, контролировать и на которой во многом построит своё будущее.

Этой новой операционной системой стала Windows NT: фундамент, на котором построены Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8 и Windows 10, а также во все версии Windows Server, Windows Phone 7+, Xbox и HoloLens!

Windows NT изначально спроектирована как кроссплатформенная система. Сначала она поддерживала Intel i860, затем MIPS R3000, Intel 80386+, DEC Alpha и PowerPC. С тех пор семейство ОС Windows NT портировали для поддержки процессорных архитектур IA64 Itanium, x64 и ARM/ARM64, среди прочих.

Windows NT предоставляет интерфейс командной строки через терминальное приложение Windows Console и командную строку Command Prompt (cmd.exe). Cmd разработан на максимальную совместимость с пакетными скриптами MS-DOS, чтобы помочь бизнесу перейти на новую платформу.

Мощь PowerShell


Cmd сохраняется в Windows по сей день (и, вероятно, сохранится в течение многих десятилетий). Поскольку его основная задача — обеспечить максимальную обратную совместимость, Cmd редко улучшается. Даже «исправление ошибок» зачастую затруднено, если эти «баги» существовали в MS-DOS или более ранних версиях Windows!

В начале 2000-х оболочка Cmd уже устарела: Microsoft и её клиенты срочно нуждались в более мощной и гибкой командной строке. Из этой потребности появился PowerShell (который возник из «Манифеста Монады» Джеффри Сновера).

PowerShell — это объектно-ориентированная оболочка, в отличие от оболочек на основе файлов/потоков, которые принято использовать в мире *NIX: вместо потоков текста PowerShell обрабатывает потоки объектов. Он предоставляет авторам скриптов возможность прямого доступа и манипуляций с объектами и их свойствами вместо написания множества скриптов для анализа и обработки текста (как sed/grep/awk/lex/др.).

Созданные на базе .NET Framework и среды Common Language Runtime (CLR), язык и синтаксис PowerShell разработаны для объединения богатства экосистемы .NET со многими распространёнными и полезными функциями из множества других языков сценариев оболочки с акцентом на то, чтобы скрипты обеспечивали максимальную консистентность и исключительную… ну… мощь. :)

Чтобы узнать больше о PowerShell, рекомендую прочитать книгу «PowerShell в действии» (Manning Press), написанную Брюсом Пайеттом — разработчиком синтаксиса и языка PowerShell. В частности, первые несколько глав содержат подробное обоснование структуры языка.


PowerShell был принят для использования многими технологиями на платформе Microsoft, включая Windows, Exchange Server, SQL Server, Azure и многими другими. Он предоставляет очень согласованные команды для администрирования и управления практически всеми аспектами Windows и/или среды.

PowerShell Core — это PowerShell с открытым исходным кодом, доступное для Windows и различных версий Linux, BSD и macOS.

POSIX для NT, Interix и служб UNIX


При проектировании NT компания команда Катлера специально разработала ядро NT и операционную систему для поддержки нескольких подсистем-интерфейсов между кодом пользовательского режима и основным ядром.

Когда в 1993 году вышла первая Windows NT версии 3.1, она поддерживала несколько подсистем: МЅ-DOS, Windows, OS/2 и POSIX v1.2. Эти подсистемы позволяли на одной машине и базовой ОС запускать приложения, нацеленные на несколько платформ операционной системы без виртуализации или эмуляции — это внушительная разработка даже по меркам сегодняшнего дня!

Оригинальная реализация POSIX в Windows NT была приемлемой, но для неё требовались значительных улучшения. Поэтому Microsoft приобрела Softway Systems и её POSIX-совместимую подсистему Interix для NT. Изначально Interix поставлялась как отдельное дополнение, а затем её объединили с несколькими полезными утилитами и инструментами и выпустили в виде Services For Unix (SFU) в Windows Server 2003 R2 и Windows Vista. Однако поддержку SFU пришлось прекратить после Windows 8, в основном, из-за недостаточной популярности.

А потом произошла забавная вещь…

Windows 10 — новая эра для командной строки Windows!


В начале разработки Windows 10 компания открыла страницу UserVoice с вопросом, какие функции люди хотят реализовать в различных областях ОС. Сообщество разработчиков особенно громко требовало от Microsoft две вещи:

  1. Внести значительные улучшения в консоль Windows
  2. Предоставить пользователям возможность запускать средства Linux в Windows


На основе этих отзывов Microsoft сформировала две новые группы:

  1. Группа разработки Windows Console и командной строки, которой поручили провести капитальный ремонт инфраструктуры Windows Console и командной строки
  2. Группа разработки Windows Subsystem for Linux (WSL)


Остальное, как говорится, история!

Подсистема Windows для Linux (WSL)


Основанные на GNU/Linux «дистрибутивы» (сочетания ядра Linux и коллекций инструментов пользовательского режима) становятся всё популярнее, особенно на серверах и в облаке. Хотя в Windows имелась POSIX-совместимая среда выполнения, но SFU не мог запускать многие инструменты и двоичные файлы Linux из-за дополнительных системных вызовов и различий в поведении по сравнению с традиционной Unix/POSIX.

После анализа обратной связи от разработчиков и технически подкованных пользователей Windows, а также в связи с растущим спросом внутри самой Microsoft, компания изучила несколько вариантов, и в конечном итоге решила позволить на Windows запуск оригинальных немодифицированных бинарных файлов Linux!

В середине 2014 года Microsoft сформировала группу разработки того, что станет подсистемой Windows для Linux (WSL). WSL впервые анонсировали в сборке Build 2016, а вскоре предварительная версия вышла на канале Windows 10 Insider.

С тех пор WSL обновляется в большинстве инсайдерских сборок и в каждом крупном выпуске ОС с момента Anniversary Update осенью 2016 года. В каждой новой версии увеличивается функциональность, совместимость и стабильность WSL: в первой версии это был интересный эксперимент, который мог запускать лишь несколько распространённых программ Linux. При активной помощи сообщества (всем спасибо!) разработчики быстро дорабатывали WSL, так что вскоре она получила много новых возможностей и научилась запускать всё более сложные бинарники Linux.

Сегодня (середина 2018 года) WSL запускает большинство двоичных файлов Linux, программы, компиляторы, компоновщики, отладчикии т.д. Многие разработчики, IT-специалисты, инженеры DevOps и многие другие, кому необходимо запускать или создавать инструменты, приложения, службы Linux и т. д., получили резкое повышение производительности и возможность запускать свои любимые инструменты Linux вместе с любимыми инструментами для Windows на одном компьютере, без загрузки двух операционных систем.

Команда WSL продолжает улучшать WSL в части выполнения задач Linux, повышения производительности и интеграции с Windows.

Перезагрузка и капитальный ремонт Windows Console


В конце 2014 года проект по созданию подсистемы Windows для Linux (WSL) шёл полным ходом, и на фоне взрыва оживлённого интереса пользователей к командной строке стало очевидно, что консоль Windows явно нуждается в некотором апгрейде.

В частности, консоли не хватало многих функций, привычных для современных *NIX-совместимых систем, таких как возможность парсинга и вывода последовательностей ANSI/VT, широко используемых в мире *NIX для вывода насыщенного и подсвеченного текста и текстовых UI.

В чём тогда смысл разработки WSL, если пользователь не сможет корректно использовать инструменты Linux?

Ниже пример того, что отображает консоль Windows 7 и Windows 10: обратите внимание, что Windows 7 (слева) не в состоянии правильно отобразить VT, сгенерированный линуксовыми программами tmux, htop, Midnight Commander и cowsay, но они корректно выглядят в Windows 10 (справа):

c9490155656c6c2ea60f118aba187255.png
Сравнение консоли Windows 7 и Windows 10

Так, в 2014 году была сформирована небольшая «группа Windows Console». На неё возложили задачу распутать, понять и улучшить кодовую базу Windows Console… которой к этому времени было около 28 лет — больше, чем программистам, которые работают над этим проектом.

Как подтвердит любой разработчик, которому когда-либо приходилось брать старый, грязный, плохо поддерживаемый код, улучшение такого кода представляет собой сложную задачу. Ещё сложнее не нарушить существующее поведение. Для обновления самой часто запускаемой программы в Windows, не нарушив работу миллионов клиентских скриптов, инструментов, скриптов авторизации, систем сборки, производственных систем, систем анализа и прочих, требуется немало «внимания и терпения». ;)

Для разработчиков проблема усугубилась, когда они поняли всю строгость требований к консоли со стороны клиентов. Например, если производительность консоли изменялась на 1−2% от сборки к сборке, то срабатывали сигналы тревоги в группе Windows Build, что приводило… гм… к «быстрой и прямой обратной связи», то есть требованию немедленного исправления.

Итак, когда мы будем обсуждать улучшения консоли и новые функции, помните, что есть несколько незыблемых принципов, которым должно соответствовать каждое изменение, в том числе:

  1. НЕ допускать новых уязвимостей
  2. НЕ ломать инструменты, скрипты, команды и т. д. у существующих клиентов (внутренних или внешних)
  3. НЕ снижать производительность и не увеличивать потребление памяти/IO (без чётких и хорошо доведённых причин)


За последние три года команда Windows Console провела следующую работу:

  • Капитальный ремонт внутренних компонентов
    • Значительное упрощение и уменьшение кодовой базы
    • Замена нескольких внутренних коллекций, списков, стеков и т.д. контейнерами STL
    • Разбиение на модули и изоляция логических и функциональных единиц кода, что позволяет улучшать функции (а иногда и заменять их), не «ломая мир»
  • Объединение нескольких ранее отдельных и несовместимых консольных движков в один
  • МНОЖЕСТВО улучшений безопасности и надёжности
  • Возможность парсинга и вывода последовательностей ANSI/VT, что позволяет консоли точно отображать насыщенный текстовый вывод из *NIX и других современных инструментов командной строки и приложений
  • Поддержка 24-битного цвета вместо прежних 16 цветов!
  • Улучшенная безбарьерность: Narrator и другие приложения безбарьерной среды работают в окне консоли
  • Добавлена/улучшена поддержка мыши и сенсорного ввода


И работа продолжается! В настоящее время мы завершаем реализацию нескольких захватывающих новых функций.

К чему был этот урок истории?

Я надеюсь, вы поняли, что командная строка остаётся ключевым компонентом стратегии, платформы и экосистемы Microsoft.

Хотя для конечных пользователей Microsoft продвигала графический интерфейс, сама компания и её технические клиенты/пользователи/партнёры в значительной степени полагались на командную строку для выполнения множества технических задач.

На самом деле Microsoft буквально не смогла бы создать ни Windows, ни любой другой из своих программных продуктов без быстрой, эффективной, стабильной и безопасной консоли!

На протяжении эпох MS-DOS, Unix, OS/2 и Windows командная строка оставалась, пожалуй, самым важным инструментом в наборе инструментов каждого технического пользователя. Даже многие пользователи, которые никогда не вводили команды в окно, в реальности используют консоль каждый день! Даже сборка кода в Visual Studio (VS) происходит в скрытом окне консоли. При использовании Exchange Server или средств администрирования SQL Server многие из этих команд выполняются с помощью PowerShell в скрытой консоли.


Во время начала разработки Windows NT в 1989 году не было ни графического интерфейса, ни рабочего стола. Была только полноэкранная командная строка, которая визуально напоминала MS-DOS. Когда появилась реализация графического интерфейса Windows, потребовалось создать приложение консоли для GUI — и таким образом родилась Windows Console! Это одно из первых приложений Windows NT с графическим интерфейсом и, безусловно, одно из старейших приложений Windows, которое по-прежнему используется повсеместно!

Кодовой базе консоли Windows в настоящее время (июль 2018 года) почти 30 лет… по сути, больше, чем разработчикам, которые сейчас над ней работают!


Что делает консоль?


Как мы узнали ранее, у терминала относительно простой алгоритм работы:

  • Обработать пользовательский ввод
    • Принять входной сигнал от приборов, включая клавиатуру, мышь, тачскрин и др.
    • Перевести ввод в соответствующие символы и/или последовательности ANSI/VT
    • Отправить символы в подключенное приложение/инструмент/оболочку
  • Обработать вывод приложения:
    • Принять вывод текста из покдлюченного приложения/инструмента командной строки
    • Обновлять экран по мере необходимости, основываясь на полученных данных от приложения (например, полученный текст, перемещения курсора, изменение цвета текста и т.д.)
  • Обработать системные взаимодействия:
    • Запуск по запросу
    • Управление ресурсами
    • Изменение размера/развернуть окно/свернуть окно и т.д.
    • Завершение по запросу или после закрытия канала связи


Но консоль Windows работает немного иначе:

Механика Windows Console


Консоль Windows — обычный исполняемый файл Win32. Изначально он написан на C, но большая часть кода сейчас переносится на C++ по мере того, как разработчики модернизируют и разбивают на модули кодовую базу.

Если вам интересны такие вещи: многие спрашивали, Windows написана на C или C++. Ответ такой: несмотря на объектно-ориентированный дизайн NT, как и большинство ОС, Windows почти полностью написана на C! Почему? Потому что C++ увеличивает потребление памяти и привносит накладные расходы на выполнение кода. Даже сегодня скрытые затраты на выполнение кода C++ могут удивить, но ещё в 1990-х, когда память стоила около $60/МБ (да… $60 за МЕГАБАЙТ!), скрытые затраты на vtables и прочее были значительными. Кроме того, затраты на косвенное обращение к виртуальным методам и разыменование объектов в то время могли привести к очень значительным потерям производительности и масштабированию кода C++. В наше время нужно соблюдать осторожность, но издержки производительности C++ на современных компьютерах вызывают намного меньше беспокойства. Часто это приемлемый компромисс, учитывая безопасность, читабельность и лучшую сопровождаемость кода… именно поэтому мы постепенно переписываем код консоли на современном C++!


Так что внутри консоли Windows?


До Windows 7 инстансы консоли Windows размещались в критически важной подсистеме Client Server Runtime Subsystem (CSRSS)! Но в Windows 7 из соображений безопасности и надёжности консоль переместили из CSRSS в следующие бинарники:

  • conhost.exe — пользовательский режим консоли Windows UX и механика командной строки
  • condrv.sys — драйвер ядра Windows, обеспечивающий коммуникации между conhost и одной или несколькими оболочками командной строки/инструментами/приложениями


Высокоуровневая схема текущей внутренней архитектуры консоли выглядит следующим образом:

b23ee1c2a333046aaec3e0043ab4c7a2.png

Ядро консоли состоит из следующих компонентов (снизу вверх):

  • ConDrv.sys — драйвер режима ядра
    • Обеспечивает высокопроизводительный канал связи между консолью и любыми подключенными приложениями командной строки
    • Переносит туда и обратно сообщения IO Control (IOCTL) между приложениями командной строки и консолью, к которой они «прикреплены»
    • Консольные сообщения IOCTL содержат:
      • Данные, представляющие запросы на выполнение вызовов API для экземпляра консоли
      • Текст, отправляемый из консоли в приложение командной строки
  • ConHost.exe — приложение Win32 GUI:
    • ConHost Core — внутренности и механика
      • Сервер API: преобразует сообщения IOCTL, полученные из приложений командной строки, в вызовы API и отправляет текстовые записи из консоли в приложение командной строки
      • API: реализует консольный API Win32 и логику для всех операций, которые консоль может попросить выполнить
      • Буфер ввода: хранит записи событий клавиатуры и мыши, генерируемые пользовательским вводом
      • VT Parser: если включен, анализирует последовательности VT, извлекает их из текста и генерирует эквивалентные вызовы API
      • Буфер вывода: хранит текст, отображаемый на дисплее консоли. По сути, это 2D-массив структур CHAR_INFO, которые содержат символьные данные и атрибуты каждой ячейки (подробнее о буфере ниже)
      • Другое: в схему не включены инфраструктура сохранения/извлечения значений из реестра и/или файлов ярлыков и т.д.
    • Console UX App Services — слой UX и UI
      • Управляет макетом, размером, положением и прочими характеристиками окна консоли на экране
      • Отображает и обрабатывает параметры UI и т.д.
      • Прокачивает очередь сообщений Windows, обрабатывает их и преобразует введённые пользователем данные в записи событий клавиш и мыши, сохраняя их во входном буфере


Windows Console API


Как видно из схемы архитектуры, в отличие от терминалов NIX, консоль отправляет/получает вызовы API и/или данные в в

© Habrahabr.ru