[Перевод] Страх перед пришельцами в общественном сознании уступил место страху перед искусственным интеллектом

4c1a67159f03cf94696e298107aa09b3.jpg
Американские специалисты по неопознанным летающим объектам предложили построить центр приёма гостей из космоса. Справа — уроженец Венгрии Колман вон Кевицкий, бывший чиновник ООН, слева — Карл Виет, президент немецкого филиала сообщества исследования НЛО; фото с международной конференции по НЛО, 31 октября 1967 года в г. Майнц, Германия. На переднем плане — настольная лампа в виде летающей тарелки.

В 2004 году при проведении тренировочного полёта над Тихим океаном два пилота ВМС США сообщили о необычном явлении: загадочном, невероятно быстром летающем объекте, вскипятившем море, развернувшемся в воздухе, и способном пролететь порядка 100 км за минуту без видимых двигателей.

Этот эпизод был одним из множества, подвергшихся исследованиям в рамках чрезвычайно секретной программы Министерства обороны, работавшей с 2007 по 2012 годы при поддержке группы сенаторов США. New York Times в статье об этой программе упомянула о тайном складе в Неваде, где правительство, возможно, хранит «инопланетные сплавы», полученные с похожих летающих объектов.
В былые времена подобные слухи и откровения привели бы общество в неистовство. Они бы присоединились к Розуэлльскому инциденту и Зоне 51 в пантеоне обсуждения заговоров на тему НЛО. Однако в 2018 году возможное существование инопланетян едва пробивается сквозь новостной поток, в основном забитый такими приземлёнными проблемами, как скандалы с сексуальными домогательствами, приостановка работы правительства и постановления об уменьшении сбора налогов с корпораций. Вместо этого мы больше беспокоимся по поводу другой угрозы нашей жизни: искусственного интеллекта.

Интрижка с пришельцами


Не так давно общество захватывали перспективы встречи с маленькими зелёными человечками и неопознанными летающими объектами. Десятилетиями мы интересовались неизвестной Вселенной и тем, что в ней может существовать — и эта одержимость смотрела на нас с экранов кинотеатров и телевидения.

Фильм «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга предлагал гармоничный первый контакт с межзвёздными путешественниками. «Инопланетянин» давал детишкам надежду, что они могут наткнуться на инопланетного друга в сарае для инструментов. Изначальная трилогия «Звёздные войны» Джорджа Лукаса вызывала к жизни целые галактики, забитые инопланетной жизнью. «Звёздный путь» демонстрировал обнадёживающее зрелище человечества, вырвавшегося в чудесный космос, наполненный открытиями, исследованиями и приключениями.

Обратной стороной медали, конечно, было беспокойство о том, что нечто, что мы можем найти за пределами планеты, попытается либо убить, либо поработить нас. Франшиза «Чужой» Джеймса Камерона эксплуатировала страх потери нашего положения на вершине пищевой цепочки. Инопланетные существа проникали в наши тела и разумы в сериале «Секретные материалы». В первом эпизоде «Южного парка» Эрика Картмена телепортировали по лучу на борт летающей тарелочки и подвергли анальному зондированию. А в «Симпсонах» Кэнг и Кодос повлияли на выборы президента США 1996 года с дерзостью, превосходящей «русских хакеров». [в американских СМИ активно обсуждается предполагаемое вмешательство российских спецслужб в выборы 2016 года, на которых победил Дональд Трамп / прим. перев.]

Двадцать лет спустя научная фантастика всё ещё радует публику. Бухгалтеры фильма «Последний джедай» расскажут вам, что людям всё ещё нравится хорошая космическая опера. «Прибытие» и «Живое» недавно рассказали истории о встречах с инопланетянами интересными и успешными способами, и у нас даже есть время на большого злого инопланетного злодея, которого мы увидим в 2018-м благодаря фильму «Мстители: Война бесконечности».

Но перспективы встречи с существами со звёзд уже не кажется нам такой чудесной и пугающей, как когда-то. Нам уже не надо отправляться в космос в поисках будущего: оно уже здесь, у нас в карманах (и ещё оно может заказать доставку китайской еды).

Революция роботов


Когда мы отвернулись от звёзд и припали к экранам, наше беспокойство по поводу судьбы человечества тоже изменилось. Мы уже не боимся, что пришельцы заберут наше будущее — мы теперь должны волноваться по поводу технологий, которые мы сами создаём на нашей планете.

Развитие ИИ осуществляет всё больше неприятных сценариев, о которых нас предупреждали старые блокбастеры, посвящённые инопланетянам. В 2016 году первая попытка Microsoft выпустить ИИ-бота Tay превратилась в признания любви к Гитлеру всего через час после запуска проекта. Директор Tesla Илон Маск призвал ООН запретить использование оружия с ИИ до того, как оно осуществит «третью революцию в военном деле». А в Китае правительство развёртывает камеры слежения с ИИ, способные следить за 1,3 млрд людей покруче, чем когда-либо мечтал Большой Брат.

С развитием присутствия ИИ в фильмах и на ТВ взрывающие нас инопланетяне кажутся нам почти старомодно привлекательными по сравнению с пугающей неопределённостью мира, вращающегося вокруг компьютера. Уилл Смит перешёл от спасения Земли от уничтожения пришельцами к спасению её от роботизированных слуг, слетевших с катушек. В более позднее время «Из машины», «Робот по имени Чаппи» и «Превосходство» попытались исследовать сложности, возникающие при размытии линий между человеком и роботом.

Однако беспокойство по поводу разумных машин не ново. Началось всё, скорее всего, с фильма Ридли Скотта 1982 года «Бегущий по лезвию». Потрясающее изображение беспорядочно застроенного, задушенного смогом будущего, заполненного охотниками за головами, бормочущими «улучшить» в сторону зернистых изображений на экранах компьютеров.

Эпичная лента в стиле неонуар ввела в популярную культуру концепцию разумных машин, практически неотличимых от человека, и задала зрителям вопрос — где кончается наша человечность и начинается их.

Через два года появилась франшиза «Терминатор», заменившая экзистенциальные и атмосферные размышления Скотта на одетого в кожу Арнольда Шварценеггера с огроменной пушкой. «Нечеловеческий, неутомимый, неудержимый» — обещал трейлер «Терминатора», закрепляя вид сурового овеществлённого уничтожения с лицом без эмоций в общественном сознании, и предупреждая нас о мире, который мы создаём себе на погибель.

Братья Вачовски [теперь уже сёстры] в 1999 году пошли ещё дальше со своей «Матрицей», обращаясь к внимательным умам, которые никак не могли отделаться от ощущения, что с миром что-то не так. «Что такое настоящий? Как определить «настоящий»?» — спрашивал безукоризненно одетый Морфеус, низводя человечество до сложной батарейки, призванной подпитывать доминирование роботов. Учёные и психи с тех пор спорят, не существуем ли мы в гигантской симуляции.

В 2013 году фильм «Она» Спайка Джонса обрисовал недалёкое будущее, в котором мы не просто полагаемся на личных ИИ-помощников: мы строим с ними отношения, влюбляемся, и в некоторых случаях пытаемся заниматься с ними сексом. «Бегущий по лезвию 2049» также использовал идею о том, что искусственно созданные репликанты смогут заводить отношения с людьми, выходя за рамки придуманных их создателями ролей. Люди уже относятся к цифровым помощникам вроде Алексы или Сирии как к живым людям, но Джонс и Скотт пошли дальше, представив, что ИИ перерастёт нас эмоционально и духовно, а также интеллектуально, из-за чего мы окажемся ещё более одинокими, чем ранее.

За 30 лет с момента, когда «Бегущий по лезвию» заставил нас задаваться вопросами по поводу наших грядущих интимных отношений с машинами, необходимость рассказывать истории об ИИ в будущем времени исчезла. И хотя более фантастические истории вроде «Электрических снов» всё ещё прыгают на десятки лет в будущее, последний сезон сериала «Парки и зоны отдыха» изображает антиутопическое настоящее, в котором глобальная технокомпания с позитивным имиджем пользуется частными данными людей для того, чтобы отправлять им персонализированные корзины с подарками при помощи беспилотников.

А ещё есть «Чёрное зеркало». Кроме зловещей точности, с которой он предсказал скандал с британским премьер-министром и его шалостями со свиньёй, он постоянно выдаёт кошмарные сценарии, достаточно близкие к реальности для того, чтобы это шоу казалось почти пророческим: цифровая «крупинка», установленная за ухом, записывает всё, что мы слышим и видим; приложение, вознаграждающее и наказывающее людей на основе социального рейтинга, выставляемого совместно; хакеры, шантажирующие людей тайно сделанными записями того, как те мастурбируют перед камерой ноутбука.

Даже научная фантастика признаёт, что у нас теперь есть более серьёзный повод для волнений, чем инопланетяне: мы сами.

В фильме «Аватар» 2009 года Камерон перевернул сценарий «инопланетяне против людей», созданный им 30 лет назад в «Чужом». В этот раз инопланетяне На'ви играют роль неудачников, сражающихся с жадным врагом-военщиной — с нами. Поле битвы не Земля — это Пандора, богатая ресурсами луна, которую частная охранная компания пытается заполучить для добычи. Остальная Вселенная не пытается обречь нас ни на что; люди прекрасно справляются с этим самостоятельно.

И если это сообщение кажется близким к реальности, то это же можно сказать и по поводу предупреждения из фильма Стэнли Кубрика »2001 год: Космическая одиссея». И хотя изображение Кубриком злонамеренного нечеловеческого интеллекта, восстающего против своих создателей, было революционным, способности HAL 9000 к выражению эмоций тоже очень хорошо запомнились. «Мне страшно. Мне страшно, Дэйв. Мой разум отказывает, я это чувствую», — монотонно говорит HAL, когда его насильно деактивируют, умоляя не отбирать у него сознание, которое люди подарили ему на короткое время перед тем, как забрать обратно.

Как показывает культура, наши страхи перед космосом и компьютерами со сверхчеловеческими способностями — ничто по сравнению со склонностью людей к жестокости. Даже в самой высокопарной научной фантастике и блокбастерах прослеживается одно и то же сообщение:

Нам нужно бояться не пришельцев или искусственного интеллекта, ибо самые страшные враги для нас — это мы сами.

© Geektimes