[Перевод] Square, вторая компания главы Twitter, может обогнать по стоимости первую

Пусть Twitter и называют любимой платформой Дональда Трампа, но Square, платежная компания, которой также руководит Джек Дорси, добилась в последнее время значительно больших успехов.

lrlhd7qtjzuqe7fxgw6wvqea5xm.jpeg

Джек Дорси стал широко известной фигурой во всей Кремниевой Долине благодаря своей деятельности в качестве главы и сооснователя Twitter — платформы, которую многие называют любимым рупором Дональда Трампа.

Обсуждая Дорси, многие с опозданием вспоминают, что у него ведь, к слову, есть и другой стартап, который он помог основать и которым также ныне управляет. Речь идет о платежной компании Square, штаб квартира которой находится в нескольких минутах ходьбы от офиса Twitter в том же Сан-Франциско.

И возможно совсем скоро стоимость этой менее привлекательной второй компании, в которой, он, как правило, проводит вторую половину дня, весьма вероятно превысит стоимость его гораздо более известной первой компании, где он работает по утрам.

Благодаря стабильно растущей цене на акции Square, общая стоимость тех из них, что находятся в обороте, очень быстро приближается к стоимости Twitter, котировки которого колеблются около одной и той же отметки уже несколько месяцев подряд. В среду Square стоил 12.62 млрд долларов — всего лишь на 3 млн меньше Twitter. И это с учетом того, что еще какой-то год назад Square не стоила даже половины этой суммы.

Догоняя Twitter


Square догоняет Twitter по стоимости, акции которого замерли на одном ценовом уровне. В среду 25 октября разница рыночной капитализации компаний составила всего несколько миллионов долларов.

Ежедневное изменение рыночной капитализации (по состоянию на 25 октября 2017 года):

vlf3jm63cdnko1rs-pr_cg_jsea.png
Источник: The New York Times / Reuters

Если текущий тренд продолжится, то линии на графике могут поменяться местами после того, как Twitter опубликует свежий отчет о финансовой деятельности за последний квартал. Square, которая превосходит ожидания Wall Street вот уже пять кварталов подряд, сообщит свои результаты в ноябре. (Если считать стоимость акций с учетом выданных своим сотрудникам опционов, Square уже сейчас обгоняет именитого конкурента по стоимости).

aaiubatatli4ff5-un-f674xfdm.jpeg

Офис Twitter в Сан-Франциско. Мистер Дорси вернулся в 2015 году, чтобы возглавить компанию, которую помог основать в 2006. Источник: Джейсон Генри для The New York Times

«У Square хорошие перспективы и большой потенциал добиться успеха, — говорит Рон Шевлин, директор по исследованиям в Cornerstone Advisors. — Twitter? Кто знает. У них целая армия пользователей, а они все еще борются за прибыль».


Оба его детища, как мистер Дорси любит их называть, носят на себе отпечаток своего создателя и унаследовали от него характерную аккуратную и минималистичную эстетику.

Но умения мистера Дорси предлагать простые решения оказалось недостаточно, чтобы ситуация в Twitter улучшилась, когда он вернулся в 2015 году, чтобы возглавить компанию, которую в 2006 году помог основать. Ему не удалось обуздать повальное злоупотребление возможностями социальной платформы со стороны троллей и политических сил. А кроме того, он так и не нашел убедительного способа сделать так, чтобы Twitter начал зарабатывать деньги, несмотря на большую базу заядлых пользователей сервиса.

В Square мистер Дорси возглавил одну из самых недооцененных историй успеха Кремниевой долины, построенную на базе небольших белых пластиковых устройств, позволяющих малому бизнесу принимать оплату кредитными картами с помощью своих iPhone. Square выросла до уровня финансовой компании с весьма широким профилем услуг, несмотря на некоторые осечки и заранее разрекламированное и не оправдавшее надежд партнерство со Starbucks.

И если Twitter во втором квартале отчитался о пятипроцентном падении дохода по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, то есть потерпел еще больше убытков, то доход Square вырос на 26%, сделав ее еще более рентабельной.

Объяснить причины таких расхождений в судьбах двух компаний мистера Дорси можно через призму опыта, который он почерпнул из управления первой компанией. К моменту его повторного назначения главным исполнительным директором Twitter в 2015, компания уже боролась за выживание и нажила целый ряд внутренних проблем, справиться с которыми было сложно. В числе прочего можно отметить неоднократную смену руководства и внутреннюю борьбу за выбор стратегии развития.

А в случае со Square мистеру Дорси удалось построить всю компанию целиком и с нуля, имея за плечом полученные в Twitter знания о том, что и как может пойти не так.

«Square был не первой попыткой, — говорит Рэнди Реддиг, участник команды основателей Square. — С самого начала было понятно, что во время работы в Twitter он усвоил определенные уроки и применил их в Square».


По словам мистера Реддига, влияние образования, полученного мистером Дорси за первые несколько беспокойных лет существования Twitter, было явно заметно в политике найма, зарплат и вознаграждений, главный акцент в которой делался на создании лояльной команды.

Сам мистер Дорси отказался давать комментарии для этой статьи, как по каналам Twitter, так и при обращении издания в Square.

Успех мистера Дорси в Square и его проблемы в Twitter позволяют также охарактеризовать Кремниевую долину в целом как место, где скучные компании, решающие проблемы бизнес логики, в конечном счете часто приносят гораздо больше денег, чем цветастые социальные сети и привлекающие всеобщее внимание потребительские сервисы.

Мистер Дорси научил Square видеть практически незримый аспект бизнеса — электронные платежи — набирающий оборот по мере того, как все больше коммерческой деятельности переходит в онлайн.

0mnuftuxp4xs_ec-qbl_fvwshqg.jpeg

Считыватель кредитных карт Square. Источник: Сет Вениг / Associated Press

Согласно прогнозам крупной консалтинговой компании Capgemini, ежегодный рост электронных платежей в период с 2015 по 2020 годы составит 10.9%. Не является совпадением и тот факт, что другой наиболее успешный финансовый американский стартап последнего десятилетия, Stripe, также помогает бизнесам принимать платежи.

Однако Square не ограничивает себя одними только платежами. Компания уже поставила перед собой значительно более крупную цель превратиться в современную технологичную альтернативу крупным банкам, расширив свою деятельность до кредитования и оформления онлайн-депозитов.

Этим летом Square подала заявление на банковскую лицензию в Юте. Это смелый шаг, на который вместе с ней решились только две финтех-компании — Social Finance и Varo.

Работа с юридическими лицами, на первый взгляд, действительно делает Square хорошим кандидатом на получение банковской лицензии. Но кроме этого, компания также предлагает услуги банковского типа и рядовым потребителям, и вероятно самый заметный из ее продуктов этого направления — Square Cash.

Square Cash часто описывают как конкурента или имитатора Venmo, популярного приложения, которым владеет PayPal, позволяющего друзьям отправлять друг другу платежи с помощью смартфона.

В последние несколько месяцев, однако, Square Cash незаметно обошел Venmo, став, по данным Apptopia, самым часто скачиваемым финансовым приложением как на Apple, так и Android. На прошлой неделе приложение также опережало Venmo и Twitter в самых разных рейтингах самых скачиваемых приложений в App Store.

Крупные банки ранее попытались бросить Venmo вызов, но, как показывают рейтинги, запущенному ими сервису Zelle пока что так и не удалось составить конкуренцию ни Venmo, ни Square Cash.

Еще на стадии проектирования приложения Мистер Дорси и его команда приняли ряд решений, в результате которых Square Cash выгодно отличается от Venmo. Как и ожидалось от мистера Дорси, зеленый и аккуратный, без излишеств интерфейс приложения, выигрывает на фоне загруженной голубой панели управления Venmo.

Square также принял очевидно скучное техническое решение использовать для перемещения денег сети дебетовых карт вместо обычных банковских переводов. Это позволило проводить все операции зачисления средств на банковский счет пользователей мгновенно и снимать комиссию за использование сервиса.

И похоже именно эти отличия сделали Square Cash более популярным среди клиентов с низким уровнем дохода, у которых гораздо чаще возникает потребность в получении мгновенного доступа к своим деньгам, и которые не могут похвастаться разнообразием кредитных карт и других финансовых продуктов.

«Наши услуги нацелены на аудиторию, у которой нет банковского счета или полного набора услуг в банке», — такой комментарий мистер Дорси дал аналитикам в прошлом квартале.


x-ilo80w67qistteljdbyw2cnb4.jpeg

Мистер Дорси не нашел убедительного способа сделать Twitter прибыльной компанией, несмотря на наличие большой базы заядлых пользователей сервиса. Но в Square он возглавил одну из наиболее недооцененных историй успеха. Источник: Макс Морс / Getty Images

Изменение привычек потребителей, которые начали пользоваться Square Cash скорее как неким подобием банковского счета, оказало очень важное влияние на чистую прибыль компании. И хотя ни Square, ни PayPal, как правило не зарабатывают когда клиенты отправляют деньги друг другу, они могут забирать себе небольшой процент, когда клиенты начинают пользоваться сервисами для оплаты покупок в магазинах.

Все это очень похоже на сценарий, которым Square воспользовалась еще на заре своей деятельности, начавшейся с небольших квадратных кард-ридеров. Простое, на первый взгляд, начало — услуга, предназначенная для аудитории без доступа к банковским продуктам — заложила фундамент для дальнейшего роста и поиска новых методов прибыли.

По словам Кейт Рабоа, до 2013 занимавшей в Square пост операционного директора, кажущаяся простота создаваемых мистером Дорси приложений обманчива: под ней скрывается умение отвечать самым сложным потребностям. И Square Cash яркий тому пример.

Даже несмотря на то, что доход от Cash невелик по сравнению со средствами, которые компания получает от бизнесов, мистер Рабоа сообщил, что «речь идет о быть может самой важной из всех вещей, над которыми сейчас работает Square».

Во время работы мистера Рабоа в Square будущее далеко не всегда казалось столь светлым. Первая попытка компании создать потребительское приложение Square Wallet так и не увенчалась успехом. В результате вместе с ним пришлось отказаться и от партнерства со Starbucks.

Многие аналитики также ожидали, что Square придется снизить размер комиссии, которую компания взимает с бизнесов за обработку операций по кредитным картам, когда она начала работать с более крупными бизнесами, которые традиционно имеют доступ к большему количеству аналогичных предложений.

Однако время показало, что Square удалось удержать свои цены на стабильном уровне путем предложения своим бизнес клиентам других услуги, таких как решение по оптимизации процесса выплат заработной платы и календарного планирования.

Аналитик из KeyBanc недавно опросил 20 пользующихся Square бизнесов и выяснил, что большинство из них получало от других компаний предложения с более низкими комиссиями, но оно отказались от них из-за дополнительных услуг, которые предлагает Square.

Один из самых прибыльных таких сервисов — Square Capital, предлагающий фирмам малые займы. Доходы от этих займов в последнее время растут быстрее общих темпов роста компании, в результате чего Square с каждым днем все больше становится похож на банк.

И сегодня, говоря о будущем Square, в качестве самого серьезного беспокойства аналитики называют время, которое мистеру Дорси приходится проводить в Twitter для решения всех его проблем.

Во время августовской беседы в Музее компьютерной истории в Кремниевой долине мистер Дорси сообщил, что считает доказанным тот факт, что ему не нужно делать выбор между двумя компаниями.

«У обеих компаний разные потребности и они находятся на разных этапах развития, — сказал он тогда. — Необходимость сосредоточиться на чем-то одном вовсе не означает, что вам надо потерять из виду нечто другое».


image

© Geektimes