[Перевод] Спросите Итана №33: полёт без звёзд
Не цепляйтесь к частностям, а стремитесь взлететь туда, где открывается открытый вид на всю проблему целиком, даже если этот вид не самый чёткий.
— Людвиг Витгенштейн
Читатель спрашивает:
Ясной ночью в городе Йонкерс я вижу несколько звёзд. В Монро я вижу ещё больше. Почему я не вижу их, находясь в самолёте, над облаками? Я-то думала, там прямо планетарий будет??
Сложная проблема. Задумаемся над ней.
Из мест с сильным световым загрязнением (большинство городов) видно лишь самые ярчайшие звёзды и планеты. Свету звёзд приходится соревноваться со всеми остальными источниками света. В Нью-Йорке, Чикаго или Лос-Анджелесе небо так сильно освещено, что вы сможете увидеть лишь пару десятков звёзд.
Это загрязнение настолько сильное, что вы даже не заметите разницы в присутствии или отсутствии на небе Луны.
Для более удалённых от города местностей это уже не так. Конечно, есть некоторое световое загрязнение, но количество видимых звёзд возрастёт от нескольких десятков од тысячи. Кроме того, ярчайшие туманности, такие, как туманность Андромеды, можно будет увидеть невооружённым глазом при отсутствии Луны. Разница огромная – но не настолько, если сравнивать её со случаем, когда вы найдёте действительно тёмное место для наблюдений.
Количество видимых звёзд возрастает до цифр от 6000 до 45000, становится видимым Млечный путь, и становится возможным различать цвета звёзд.
Но бывают ещё и "супертёмные" места.
Мы измеряем темноту неба по шкале Бортля. На супертёмном небе заметен цвет Млечного пути и такие редкие виды, как зодиакальный свет и противосияние (солнечный свет, отражённый от пыли, находящейся в плоскости солнечной системы).
Но и при таком небе вам может помешать простейшее природное явление.
Это, конечно, облака. А также сильная турбулентность в атмосфере.
Все эти факторы – световое загрязнение, облака и турбулентность, влияют на то, что может увидеть наблюдатель. А при использовании телескопа эти факторы будут влиять на наблюдения ещё сильнее. Поэтому для хороших наблюдений необходимо идти в такие места.
Вы находите высоко расположенное место, над линией облаков и большей части атмосферы. Оно далеко от городов и других источников светового загрязнения, и где воздух ведёт себя спокойно.
Лучше этого будет только запуск телескопа в космос.
Памятуя о вышесказанном, можно было бы подумать, что ночной полёт на самолёте на высоте в 9 километров над землёй – это идеальное время для наблюдения за небом.
Но если вы выглядывали из самолёта ночью, вы могли видеть луну, пару планет – и всё. Не считая огней на Земле.
Но почему?
Это довольно просто понять, если вы вспомните ночь, проведённую в вашем доме. Если вы включите внутри свет, а снаружи темно – что и откуда будет видно?
Наблюдатель снаружи дома видит всё, что происходит внутри. Но чтобы увидеть происходящее снаружи, нужно выключить свет в доме.
Обычно в том месте, откуда вы смотрите, должно быть темнее, чем там, куда вы смотрите.
Так что там с самолётом?
В самолёте всегда горит свет и это сильно ограничивает ваши возможности по наблюдению. И это единственная причина того, что вы не видите ночное небо из самолёта.
Если вы уговорите команду выключить свет в кабине, или вы заполучили себе самолёт выпуска до 1940 года, без подсветки – вы сможете увидеть такое же небо, как на следующем фото.
В ранние годы авиации пилоты брали с собою секстанты и ориентировались по звёздам – точно так же, как моряки в те дни, когда не было GPS. Вот вам фотка навигатора, читающего показания секстанта с британского военного самолёта 1940 года.
Если бы не свет в самолёте, вы бы наблюдали небо в его наилучшем виде. Астрономы знают об этом, и у НАСА есть даже особый телескоп, установленный на самолёте – SOFIA.
Так что, если вы хотите увидеть звёзды из окна самолёта – попросите команду выключить свет в салоне, и Вселенная будет вашей!