[Перевод] Современное чудо SolarCity

73ce46565a284ac29ed71689d5642312.jpg

Tesla и SpaceX Илона Маска (Elon Musk) впечатляют. Но компания SolarCity, которую он основал вместе со своими братьями, может перевернуть мир.

Нельзя не согласится с тем, что персона Илона Маска, как и его смелые проекты, вызывают неподдельный всеобщий интерес: чего только стоят компания по производству электрических автомобилей Tesla Motors и частный бизнес SpaceX по созданию космических ракет. И неудивительно, что биография господина Маска стала бестселлером этого года. Но для меня самым важным и интересным предприятием иммигранта из Южной Африки стало то, которое привлекло гораздо меньшее внимание прессы. Это SolarCity — компания, целью которой является усеять солнечными панелями крыши американских граждан.
Работа Маска над Tesla может вызвать некоторые ассоциации с трудами Генри Форда. Однако компания SolarCity делает параллель между этими двумя успешными бизнесменами куда более очевидной. Сам Маск является управляющим компании, концепт которой он предложил своим двум кузенам: Линдону Риву (Lyndon Rive), который в настоящее время занимает пост главного исполнительного директора, и Питеру Риву (Peter Rive), родному брату Линдона, который на данный момент является главным техническим директором компании.

Когда дело доходит до создания новых отраслей промышленности, разработка новой технологии — это только начало. Как уже отмечено ранее, инновации в бизнес-моделях и процессах могут быть столь же важны, как и сам момент озарения. Генри Форд не изобретал двигатель внутреннего сгорания. Но он собрал воедино и довел до совершенства комбинацию процессов, методов и инструментов. Суперэффективная линия поточной сборки, полный цикл производства, огромные масштабы, смелая кадровая политика, зарплата для рабочих 5 долларов в день и передовые техники финансирования сделали переворот в автомобилестроительной промышленности, превратив машину из дорогой игрушки для богатых в привычный элемент жизни граждан среднего класса.

Теперь Tesla открыла новую веху в продаже автомобилей — машины поставляются непосредственно заказчикам без участия дилеров. И предприятие работает над тем, чтобы обеспечивать полный цикл производства, занимаясь строительством собственного завода по производству аккумуляторов. Но, по сути, компания продает небольшое количество невероятно дорогих спортивных автомобилей очень богатым людям. Tesla Motors в настоящее время находится на том же этапе развития, на котором был Ford Motor Co. в 1903 до появления Model T.

Компания SolarCity, о которой я впервые написал шесть лет назад, когда она насчитывала всего несколько сотен сотрудников, имеет меньшую суммарную рыночную стоимость, чем Tesla (5,7 млрд долларов против практически 34 млрд). Однако можно привести аргументы в пользу SolarCity, у которой все предпосылки для того, чтобы развиться в более экономически мощную компанию. На предприятии работают около 12 тыс. человек и компания открывает по 500 новых вакансий каждый месяц, как недавно сказал мне Линдон Рив. В течение этого года каждый месяц к армии клиентов SolarCity добавлялось по 12 тыс. человек на территории США. Уже в конце июля этого года было сообщено, что число клиентов компании составило 262 495 человек по состоянию на 30 июня. (Обе компании обычно дают информацию об убытках, нежели прибыли.)

SolarCity, которая взяла курс на то, чтобы оснащать солнечными панелями крыши домов и зданий, не изобретала сами солнечные модули. Но, как и Ford Motor Co., компания связала воедино и довела до совершенства комбинацию функций и дисциплин: эффективная сборка, экономия за счет увеличения масштабов производства, вертикальная интеграция и инновационные техники финансирования — все это сможет сделать реальностью массовое внедрение. И SolarCity постоянно ищет и находит пути для расширения своего рынка.

Давайте рассмотрим. Несколько лет назад, высокая стоимость солнечных панелей был непомерно сдерживающим фактором для их массового внедрения; домовладельцы должны были бы с ходу выложить от 30 тыс. до 50 тыс. долларов в обмен на то, что в течение ближайших десятилетий это решение принесет им экономию. Так предприятием SolarCity была разработана стратегия, в основе которой лежит идея аренды, что позволяет людям без затрат с их стороны устанавливать батареи на крыши своих домов и сразу же получать от этого пользу в виде сэкономленных денег. Согласно исследованиям GTM Research, 72% из общего количества установленных солнечных батарей относились к арендованным. На SolarCity приходилось 34% от этого числа, что делает компанию безоговорочным лидером рынка на сегодняшний день.

Возможность сэкономить на электроэнергии без необходимости изначально вкладывать средства является привлекательным предложением. Но создание таких систем — очень капиталоемкое занятие. Такая компания как SolarCity сталкивается с той же проблемой, что и обычные клиенты, — необходимостью огромных капиталовложений при том, что доходы (в виде налогового вычета, прибыли от лизинга или оплат за электроэнергию) не появятся в ближайшие недели или даже годы. Это убыточное положение — по крайней мере, в первые годы (чистый убыток SolarCity в 2014 году составил 375 млн долларов). Для продолжения роста компания разработала еще один новый набор техник финансирования. Она заключает сделки с такими крупными фирмами с Уолл-стрит, как Goldman Sachs, чтобы финансировать строительство тысяч систем, и объединяет лизинговые предложения в специальные пакеты, которые могут быть приобретены частными инвесторами.

Установка солнечных батарей на крышах домов — это бизнес, в котором трудно добиться уменьшения расходов за счет увеличения масштабов производства. Дело в том, что пока на данное предложение нет массового спроса: 30 панелей на крышу здесь, 25 — там… Но в SolarCity нашли путь, который превратил этот розничный бизнес в нечто напоминающее оптовое предприятие. Компания заключила серию сделок с министерством обороны, водрузив солнечные панели на крыши домов военнослужащих: 6500 домов на Гавайях и еще 6000 на территории Сан-Диего. В Калифорнии, которая является крупнейшим рынком сбыта для SolarCity, компания построила сеть из 40 складов, служащих пунктами распределительного хранения для единичных проектов. В попытке организовать весь цикл производства предприятие Илона Маска в прошлом году приобрела производителя солнечных батарей, компанию Silevo. Теперь SolarCity строит огромный завод в Буффало (штат Нью-Йорк), который будет поставлять дешевые панели для дальнейшей установки.

Сейчас компания действует с размахом, использует опыт и новейшие техники финансирования для того, чтобы ворваться на новый рынок: малый бизнес. Для огромных компаний с хорошим доходом и множеством зданий с гигантскими крышами (например, Wallmart или Ikea) установка солнечных батарей является очевидным решением в случаях, когда предложение является заманчивым. Компании по установке солнечных батарей желают работать с такими заказчиками, потому что установка массива из 5 тыс. панелей куда более выгодна экономически, нежели строительство 100 массивов по 50 панелей. Это оставило в стороне владельцев предприятий малого бизнеса, которые могут предложить крыши куда меньшей площади, да и доход у них значительно меньше. «Обычно установщики солнечных панелей не заинтересованы в коммерческой системе менее 500 киловатт», — сказал мне Линдон Рив во время интервью в конце июля.

1b2f72ffab3e4b11bb5e0a7122c9a857.jpg

Неделю назад компания SolarCity объявила, что будет предлагать лизинг предприятиям малого бизнеса. Условия похожи на те, которые фирма предлагает домовладельцам: в самом начале не требуется никаких капиталовложений, заказчик сразу же начинает экономить от 5 до 25 процентов на электроэнергии, а также получает гарантию того, что тарифы не повысятся в течение 20-летнего срока лизинга. Минимальный размер систем может быть равен 30 киловаттам (100–125 панелей). «Мы построили инфраструктуру для того, чтобы самостоятельно осуществлять установку панелей», — сказал мне Рив. Благодаря установке панелей на тысячах крыш домов, SolarCity разработала процессы для быстрого монтажа батарей на крышах при небольших фиксированных расходах. Кроме того, SolarCity объединяет финансовые инновации — лизинг в области солнечной электроэнергетики — с другим. Например, в Калифорнии предприятия могут участвовать в отдельных энергетических программах, по которым владелец имущества может получить финансовые средства для того, чтобы произвести какие-то улучшения, а затем постепенно выплачивать специальный налог — что-то наподобие налога на имущества.

Вместо того чтобы завоевать свое место под солнцем на существующих рынках, как это пытается сделать Tesla, SolarCity обращается к инновациям, чтобы создать совершенно новые рынки, как это сделал Форд. Конечно же, между SolarCity 2015 года и Ford Motor Co. образца 1915 года есть ряд важных отличий. Продажи Model T в основном не зависели от государственных дотаций. SolarCity, как и другие компании, занимающиеся установкой солнечных батарей, получили огромную выгоду от федерального налогового кредита для финансирования долгосрочных капиталовложений в солнечную энергию (эта программа завершится в 2016 году). Генри Форд довольно быстро сколотил огромное состояние даже несмотря на капиталовложения в производственные мощности и прием на работу тысяч сотрудников. А есть ли прибыль у SolarCity? Скорее нет, чем да. По крайней мере, по состоянию на данный момент. Компания сообщила о том, что во втором квартале выручка выросла на 67 процентов по сравнению с прошлым годом, в то время как текущие убытки составили 132 млн долларов. Тем не менее, большим преимуществом компании является то, что она развивается в тот период, когда есть средства на финансирование строительства массивов солнечных панелей. В конце прошлого месяца компания объявила о том, что планирует собрать еще 124 млн долларов с помощью лизинговых платежей от своих клиентов.

© Megamozg