[Перевод] Сооснователь Mozilla и создатель JavaScript планирует создать рекламную платформу на базе блокчейн

Брендан Эйх хочет, чтобы за просмотр рекламы пользователи получали деньги. Площадки долгое время хорошо зарабатывали на рекламе. Чем больше кликов и показов они собирали, тем больше денег получали от рекламодателей. В то же время, их посетители оставались ни с чем. Хуже того, за ними внимательно наблюдают. Их персональные данные и сведения о поведении на сайте тщательно собирают, а иной раз продают. Пользователи могут оказаться жертвами вредоносного ПО, встроенного в безвредные рекламные объявления. Их вовлечённость — ценный товар, но они сами не имеют с этого ни цента.

Площадки тоже страдают. Они могут быть обмануты рекламными платформами, обмануты злонамеренными ботами, которые будут скликивать их собственную рекламу. Везде возможны злоупотребления.

«Рекламные платформы полностью нерегулируемы и нет безопасного способа это сделать. Нет криптографического протокола, который бы гарантировал, что объявление показано на реальной странице и что существующий пользователь его увидел», — сокрушается Брендан Эйх, основатель и генеральный директор компании Brave Software.

Эйх считает, что все эти проблемы наносят урон диджитал-рекламе. Ему хотелось бы найти решение, поскольку сейчас много новых технологий решающих множество таких проблем: например путём выпуска цифровых токенов в блокчейн.

Анонсированный вчера новый токен под названием Basic Attention Token (BAT) будет интегрирован в браузер Brave. Он позволит пользователям зарабатывать криптовалюту за просмотр рекламы. Как и большинство подобных токенов он будет существовать на базе Ethereum, популярной блокчейн-платформы с открытым исходным кодом. Первичное финансирование предполагается получить за счёт крауд-сейла первой партии токенов в течение месяца.

Брендан Эйх, сооснователь и бывший генеральный директор Mozilla, а также создатель языка программирования JavaScript, планирует финансировать свою новую разработку за счёт продажи 70% новых токенов в рамках краудфандинговой компании. Ещё 15% будут отнесены к Brave и заморожены на 6 месяцев. В дальнейшем их предполагается использовать для дополнительного финансирования проекта. Остальные 15% планируется распределить среди существующих пользователей Brave.

06a45683a4bf4336836db3a0b61fb6c0.jpg

Такие массовые продажи, известные как Первичное Размещение Монет («initial coin offerings», ICO), становятся всё более популярным методом сбора средств для стартапов и проектов с открытым исходным кодом. Только на прошлой неделе появилось известие о том, что венчурная компания Blockchain Capital планирует в апреле выпустить собственный токен, чтобы привлечь $10 млн. для нового фонда.

В 2016 году всего было собрано $236 млн. в десятках ICO. Брок Пирс, управляющий партнер Blockchain Capital, утверждает, что в этом году мы увидим сотни таких размещений. В юридических кругах были заявления о том, что некоторые из этих предложений могут представлять собой продажу незарегистрированных ценных бумаг, но федеральные власти США пока отказывается вмешиваться.

По мере того, как пользователи Интернета всё больше сталкиваются с негативными аспектами традиционной онлайн-рекламы, постепенно растёт популярность различного ПО для её блокировки. Согласно недавно опубликованным данным Brave Software, блокираторы рекламы, такие как uBlock Origin и Disconnect, теперь присутствуют на более чем 600 млн. компьютеров и мобильных устройств по всему миру.

Браузер Brave поднял вопрос блокировки объявлений на новый уровень. Когда он был запущен в публичной бете, летом 2016 года, в качестве быстрой альтернативы Google Chrome и другим браузерам, но без рекламы. Блокирование рекламных объявлений встроено в Brave «из коробки». По словам Брендана Эйха, эта особенность позволяет загружать страницы в 3–8 раз быстрее на устройствах под управлением iOS, по сравнению с той скоростью, которую обеспечивает Chrome.

Но теперь Эйх хочет предложить «бесплатный сыр» получше.

В рамках новой рекламной платформы на базе блокчейн он предполагает, что пользователи, которые согласны получать рекламу, будут также согласны отдавать данные о своей вовлечённости, и за это будут вознаграждены BAT-токенами. Алгоритмы машинного обучения далее обработают граф их поведения, чтобы показывать меньше рекламы, но сделать её гораздо более релевантной.

По словам Эйха методика хранения этих данных будет отличаться от принятой сейчас: данные пользователей будут зашифрованы и сохранены локально, в служебной области браузера, без передачи Brave или третьим лицам. Блокчейн будет хранить не отдельные профили, но агрегированные цифры и интересные тренды для обеспечения большей прозрачности рекламного рынка.

Издатели, в свою очередь, зарабатывают BAT-токены, когда пользователи просматривают рекламные объявления, получая вознаграждение. Brave планирует сотрудничать с Coinbase и подобными им компаниями для обработки конверсии криптовалюты в привычные деньги. Рекламодатели будут платить в долларах.

В своём интервью, Эйх говорил о токене как необходимом, но недостаточном условии преобразования рынка онлайн-рекламы: «Мы решим несколько проблем, и токен — это только часть решения, — сказал он, —, но токен имеет решающее значение, поскольку он делает пользователя субъектом рынка. Вам нужна единица учета, которая вернет стоимость (данных — прим. перев.) самому пользователю».

Brave еще не установил целевое значение сборов для краудфандинговой кампании. Эйх говорит, что компания ждет стабилизации цены ETH — криптовалюты, которую инвесторы будут обменивать на BAT-токены при участии в ICO.

Это не первый случай, когда Brave пытается помочь издателям. С самого начала браузер побуждал пользователей поддерживать создателей контента, которые им нравятся, отправляя микроплатежи из системы платежей Brave. После того, как кошелек настроен, пользователь может финансировать его с помощью существующего кошелька биткойнов и отправлять платежи анонимно. На данный момент пользователями Brave созданы 48 000 кошельков, и более 200 издателей зарегистрировались, — говорит Эйх.

Эйх признает, что Brave может ввязаться в неравный бой когда будет убеждать площадки пользоваться его платформой. Тем более, что они были мягко говоря не в восторге от его решения, включить блокирование рекламы в своем браузере. Но по мнению Эйха, придерживаться текущего «статус-кво» в целом неприемлемо для самих площадок, даже если некоторые пожелают остаться в стороне.

«Наиболее продвинутые осознают блокировщики рекламы как данность и не пытаются дискриминировать когорту их пользователей», сказал он. «Это растущий сегмент, но множество площадок всё ещё предпочитают идти против ветра».

© Geektimes