[Перевод] Слух: наука и искусство
Вот вам непростой вопрос: что вы слышите прямо сейчас? Если вы живете в доме, типа моего, то можете запросто слышать целый микс звуков — работающий принтер за стенкой, низкий, пульсирующий шум поездов подземки, шелест платиска и последующий мягкий звук приземления лап на линолеум — кот опять пытался открыть контейнер со своей едой, стоящий на холодильнике и уронил его на пол.
Интересный момент в вопросе о том, что человек слышит в конкретный момент заключается в том, что он заставляет мозг сконцентрироваться на чувственном восприятии — в результате человек начинает слушать, а не просто слышать. Этот эффект можно наблюдать в обычной жизни, когда какое-то событие резко выделяется из общего фона и начинает рассматриваться человеком сознательно, а не в качестве части общего окружения. Разница между чувством и навыком слуха заключается во внимании.
Слух является крайне недооцененным чувством. Люди думают о мире, как о месте, которое они видят — взаимодействие с другими людьми и вещами основываются на их внешнем виде. Исследования показали, что сознательная мысль рождается теми же темпами, что и визуальное распознавание, требуя долю секунды на каждое событие. При этом слух — это гораздо более быстрое чувство. Человеку может понадобиться до секунды, чтобы распознать что-то, что происходит на периферии его зрения — для этого нужно повернуть голову и сфокусировать взгляд для последующей реакции. В то же время, реакция на внезапный звук происходит минимум в 10 раз быстрее.
Так происходит из-за того, что в процессе эволюции слух стал своеобразной системой сигнализации организма — он работает даже во время сна. А поскольку в мире нет ни одного абсолютно тихого места, то частью этой «сигнализации» стала и система «контроля громкости», позволяющая не отвлекаться на большинство звуков, которые не выделяются из общего фона, и обращать внимание только на те, что могут быть предвестником опасности или, наоборот, чего-то интересного.
В таком случае активируется внимание.
Внимание также не является монолитным процессом мозга. Существует несколько типов внимания, которые задействуют разные участки мозга. Резкий звук активирует простейший тип внимания — испуг. В кратчайшее время шум конверируется в оборонительную реакцию организма — сердцебиение учащается, плечи непроизвольно опускаются, и человек начинает озираться по сторонам в поисках угрозы. Простейшая форма внимания появляется рефлекторно и практически не требует участия разума.
Более сложные типы внимания появляются, к примеру, когда человек слышит свое имя из другого конца комнаты или слышит необычный звук — например чириканье птицы в вагоне метро.
Самый сложный тип внимания — это осознанное «слушание», к примеру, любимой песни. В таком случае мозг начинает работать, как целый набор шумоподавляющих наушников, отсекая все лишнее, но при этом оставляя возможность «переключения» на что-то более срочное — например, звук снижающегося самолета, доносящийся через вентиляцию в ванной, привлечет внимание человека, даже если он слушает музыку.
Короче говоря, слышать — это легко, и происходит «на автомате», без всякого напряжения. В то же время, действительно слушать —уже гораздо сложнее, поскольку мозг постоянно норовит переключить внимание на различные отвлекающие факторы, которые, с его точки зрения, могут быть предвестниками опасности.
Навык слуха находится под угрозой исчезновения в мире информационной перегрузки и наличия сотен поводов для отвлечения ежесекундно.
Но окончательно утратить его — это непростительная роскошь. Слух позволяет мозгу адаптироваться к окружающей среде быстрее любого другого чувства. Умение обращать внимание на невизуальные элементы окружающего мира помогает людям развивать разные навыки — от умения танцевать, то повышения общего интеллектуального уровня.
К счастью, слух можно тренировать, как и любой другой навык. Во время пробежки слушайте новую музыку, а не привычные мелодии. Прислушайтесь к лаю собаки: питомец явно хочет что-то сказать. Послушайте голоса своих близких — уловите не только смысл их слов, но звуки, лежащие в их основе, и эмоции, которые они передают. Так можно избежать пары-тройки ссор, как минимум.
«Ты никогда не слушаешь», — это не просто обвинение, которым бросаются люди, состоящие в сложных отношениях. Неумение слушать стало настоящей эпидемией в мире, который подменяет удобством сам контент, скоростью распространения и охватом — его значимость.
Богатство жизни заключается не в громкости и ритме, а в вариациях тембров, которые можно различить, просто обратив на них внимание.
Различные подходы к прослушиванию музыки мы разбирали и в других наших переводах: Первая статья называлась «Музыкальная многозадачность: как музыка «на фоне» улучшает жизнь» (есть еще и вторая часть). На которую нашлось возражение в статье «Слушать музыку или нет: вот в чем вопрос». Вместе с этим был подготовлен и перевод статьи «Разница между «включил музыку фоном» и «слушаю музыку».