[Перевод] Шимпанзе, которые научились говорить «мама»
На старых записях видно, как шимпанзе в неволе произносят это слово, что, по мнению некоторых учёных. считают, что это может дать ключ к истокам человеческой речи.
Проанализировав видеозаписи шимпанзе, сделанные несколько десятилетий назад, учёные пришли к выводу, что животные могут произносить человеческое слово: «мама».
Это не совсем тот бурный диалог, который можно увидеть в фильме этого года «Царство планеты обезьян». Но находка, опубликованная в четверг в журнале Scientific Reports, может дать несколько важных подсказок о том, как развивалась речь. Исследователи утверждают, что у наших общих с шимпанзе предков мозг уже был оснащён некоторыми элементами, необходимыми для разговора.
Адриано Ламейра, эволюционный психолог из Уорикского университета в Великобритании и один из авторов исследования, говорит, что способность говорить — это, пожалуй, самая важная черта, которая отличает нас от других животных. Разговоры друг с другом позволяли ранним людям сотрудничать и накапливать знания на протяжении многих поколений.
«Это единственная черта, которая объясняет, почему мы смогли изменить облик Земли», — говорит доктор Ламейра. «Без него мы были бы ничем не примечательными обезьянами».
Учёные давно задаются вопросом, почему мы можем говорить, а другие обезьяны — нет. Начиная с начала 1900-х годов это любопытство привело к серии странных — и жестоких — экспериментов. Несколько исследователей пытались выращивать обезьян в своих домах, чтобы узнать, сможет ли жизнь с людьми привести к тому, что молодые животные начнут говорить.
Например, в 1947 году психолог Кит Хейс и его жена Кэтрин усыновили младенца шимпанзе. Они назвали её Вики и, когда ей исполнилось пять месяцев, начали учить её словам. После двух лет обучения, как утверждали супруги, Вики могла сказать «папа», «мама», «вверх» и «чашка».
К 1980-м годам многие учёные отвергли опыт Вики и других приёмных обезьян. Во-первых, разлучение детёнышей с матерями, скорее всего, было травматичным. «Это уже не та вещь, которую можно финансировать, и не без оснований», — говорит Аксель Экстром, учёный-речевед из Королевского технологического института KTH в Стокгольме.
Если отбросить этические нормы, эксперименты по усыновлению не привели к развитию беглой речи. Животные с трудом произносили даже простые звуки. Такая значительная в способностях человека и обезьяны вызвала дискуссию: шимпанзе не могли говорить из-за анатомии голосового аппарата или из-за особенностей мозга?
В течение десятилетий Филипп Либерман, антрополог из Университета Брауна, приводил убедительные доводы в пользу голосового тракта. В 1969 году он заметил, что гортань и язык человека расположены ниже в горле, чем у других приматов. Доктор Либерман, умерший в 2022 году, утверждал, что этот анатомический сдвиг позволяет людям издавать широкий спектр звуков, необходимых для сложной речи.
Но в 2016 году группа учёных сделала рентгеновские снимки вокализирующих обезьян и обнаружила, что голосовой тракт приматов действительно «готов к речи». Это заставило некоторых исследователей задуматься: может быть, просто в мозге обезьян нет чего-либо необходимого для речи.
Некоторые исследования показывают, что человеческий мозг является исключительным, поскольку способен посылать скоординированные команды челюстям и горлу. Этот эволюционный шаг, возможно, позволил нашим предкам объединять согласные и гласные в слоги, которые затем можно было объединять в слова. А люди, в отличие от подавляющего большинства других животных, могут учиться новым звукам у других.
Но авторы нового исследования подозревают, что приматов недооценивают. В ходе собственных исследований орангутангов доктор Ламейра убедился, что обезьяны способны обучаться вокальным звукам. Например, дикие орангутанги в соседних группах издают разные звуки. В зоопарках они научились подражать свистку уборщика.
Г-н Экстром также задался вопросом, не слишком ли быстро учёные отмахнулись от экспериментов по усыновлению как от неудачных. Никто никогда не анализировал звуки, которые издавали Вики и другие шимпанзе.
Он начал искать записи. В конце концов г-н Экстром обнаружил, что Вики появился в документальном фильме 1959 года. В фильме молодой шимпанзе трижды произносит «папа» и один раз «чашка».
Мистер Экстром записал, как он сам произносит «папа» и «чашка», а затем сравнил свой голос с голосом Вики. Каждый раз, когда она произносила «папа», она издавала один и тот же звук, предполагая, что она действительно научилась говорить что-то новое.
Но, как сообщил мистер Экстром в прошлом году, версия «папы» Вики кардинально отличалась от его собственной. Она произносила только два согласных звука «п», без гласных. Она произносила «чашка» [cup] точно так же, издавая только звук «c», за которым следовало «p».
«Это не очень убедительный аргумент в пользу того, что шимпанзе научилась говорить», — сказал г-н Экстром.
Мистер Экстром и доктор Ламейра объединились, чтобы найти другие записи. Они нашли на YouTube короткое видео шимпанзе по имени Джонни, который жил в приюте для приматов Suncoast в Палм-Харборе, штат Флорида. На видео, анонимно загруженном в 2007 году, Джонни, похоже, говорит «мама» в ответ на поощрение женщины.
Нэнси Нагель, член правления заповедника на протяжении 30 лет, подтвердила, что шимпанзе на видео — это Джонни. Он произносил очень хриплое «мама», — сказала она в интервью. «Это всё, что он говорил».
Затем мистер Экстром и доктор Ламейра нашли кинохронику 1962 года с шимпанзе из Италии по имени Рената. Она тоже произнесла что-то похожее на «мама».
В новом исследовании учёные проанализировали, как Джонни и Рената произносили это слово. Их звуки более всего напоминали версию мистера Экстрома о «маме». В отличие от Вики, и Джонни, и Рената могли добавлять гласную после согласной.
«По сути, это похоже на слово», — говорит г-н Экстром. «Это очень специфический, очень уникальный акустический профиль. Его не спутать с чем-то другим».
Затем г-н Экстром проиграл записи 61 добровольцу, которые записали услышанные звуки. Большинство из них согласились с тем, что Рената и Джонни говорили «мама».
Эта работа — хороший пример борьбы научных аргументов в области «языка обезьян», — сказала Джулия Фишер, когнитолог из Немецкого центра приматов в Гёттингене, написав по электронной почте. Её не убедили результаты исследования. «Издаваемые обезьянами звуки не имеет ничего общего с человеческой речью», — сказала она.
Вместо этого, предположила доктор Фишер, Рената и Джонни, возможно, издают стандартный звук шимпанзе, известный как «хриплое ворчание» [pant-grunt]. «Самое простое объяснение заключается в том, что они просто сложили два таких хриплых ворчания вместе, чтобы получить вознаграждение», — сказала она.
Но Мишель Белик, психолог из британского Университета Эдж-Хилл, говорит, что полученные результаты свидетельствуют о том, что древние обезьяны, возможно, уже обладали некоторыми умственными способностями, необходимыми для речи.
«Человечество, несмотря на все его особенности, не появилось из-под камня, а было вылеплено эволюцией из глины наших предков-приматов», — сказал он.
Мистер Экстром не считает, что только Джонни и Рената могут решить вопрос о происхождении речи. «Это ясно показывает, что некоторые теории слишком просты, чтобы учесть все факты», — говорит он.
Чтобы найти новые подсказки, он сейчас изучает окаменелости наших предков после того, как они отделились от других приматов. Этот «чёрный ящик» охватывает около шести миллионов лет, так что он достаточно вместителен», — говорит он.