[Перевод] Секс — продавец классических аркадных игр. А кто же покупатель?
Насколько я помню, в 70–80 годах лозунг «секс — двигатель рекламы» был невероятно притягателен. Было такое ощущение, что предметом общего согласия в рекламе был образ полуодетой красавицы, которую достаточно поставить перед неким продуктом и сфотографировать, после чего этот продукт разлетится как горячие пирожки. Это касалось джинсов, лосьонов после бритья, автомобилей, да всего чего угодно, щедро приправляемого двусмысленными образами, призванными вытягивать деньги из карманов альфа-самцов. Где-то этот приём использовался утончённо и элегантно, где-то — более грубо, пожалуй, найти можно самые разные примеры.
Реклама аркадных игровых автоматов, по меньшей мере, в ранний период их существования, не смогла противостоять этому веянию. Игры тогда воспринимались как мужское развлечение, поэтому очевидной казалась мысль о том, что женские образы сделают их рекламу результативнее. Однако объективный взгляд на то, что тогда происходило, говорит о неоднозначности результатов подобных рекламных кампаний.
Всё это началось с игры Computer Space. Пожалуй, лучше всего начать наш разговор именно с неё, так как она была представлена первым игровым автоматом, получившим широкое распространение. Автомат выпустила в 1971 году компания Nutting Associates. Тогда явно чувствовалось, что для того, чтобы эту игру продавать, нужно немного гламура. В результате игровая индустрия, с самого начала, прибегала к услугам женщин-моделей для того чтобы привлечь внимание аудитории.
Глядя в прошлое, и зная о том времени, я могу предположить, что такой подход к рекламе делал своё дело. Притягательные изгибы корпуса аппарата хорошо сочетались со стоящей рядом с ним моделью.
Похожим образом всё происходило и с будущими выпусками классических аркадных игр. Но, к сожалению, в отличие от предыдущего примера, создатели следующего снимка, кажется, особенно не задумывались. Можно не придавать значения копиям экрана, видеосъёмкам, демонстрирующим ход игры, захватывающей графике. Вероятно, достаточно просто сфотографировать строго одетую даму, которая играет в игру? Такой ход должен сработать. Правда?
Ну, вообще-то, вряд ли это сработает. Просто сравните рекламу Computer Space и Quantum. Не хочу никого обидеть, но пытаться с помощью модели, одетой как счетовод, «разогреть» аркадный автомат Quantum, по-моему — не лучшая маркетинговая идея Atari. Может это случайное совпадение, а может и нет, но основной выпуск игры так и не состоялся. Ретроспективный взгляд — замечательная штука.
Не хочу показаться буйным извращенцем или кем-то вроде того (мне придётся что-то написать об этом, так что потерпите минутку), но, по моему мнению, можно поспорить с утверждением о том, что в случае с Centipede рекламщики поступили лучше.
На снимке можно видеть модель с причёской в стиле 80-х, одетую в короткие облегающие шорты. Они, пожалуй, даже слишком короткие. Что тут может не понравиться? Хотя, не интересно ли отметить, что сам игровой автомат практически полностью скрыт во тьме? Очевидно, он в этом кадре — не самое главное.
В то же время ниже показан более традиционный подход к рекламе той же самой игры.
Всё ли хорошо с этой рекламой? Глядя на эти снимки, я не уверен, что модель сможет простоять в такой позе более пяти минут, и, в общем-то, могу закрыть глаза на тот факт, что автомат не подключен к электросети. Эти изображения взяты из одной интересной статьи о женщинах в игровых залах, почитать которую можно здесь.
Но, конечно, несмотря на мою критику, надо отметить, что общепризнано то, что женщин могут привлекать некоторые игры, вроде Pac-Man от Namco или того же Centipede от Atari (что интересно, игра Centipede была спроектирована и запрограммирована, в основном, Доной Бэйли). Например, вот Кейт Пирсон из группы «The B-52s» играет в Centipede.
Во многих рекламных материалах Atari встречаются оживлённые парочки, совместно играющие в аркадные игры. Возможно, такие изображения несут в себе тонкий намёк на то, что игры — это не только новая игрушка для молодых мужчин, которой опасаются те, кто уже повзрослел, а кое-что такое, чем могут наслаждаться абсолютно все. Тут можно ощутить попытку «демистификации» этих ранних аркадных автоматов. В качестве примера взгляните на рекламу игр Asteroids Deluxe, Dig Dug, Space Duel, Tempest, Gravitar и Millipede.
Как видно, до тех пор, пока модель одета в длинные брюки, аппараты рекламируются как развлечение для всей семьи. Обратите внимание на то, что на каждом из этих изображений женщина, так сказать, у руля, а мужчина выступает в роли пассажира, дающего водителю советы. Это, в свете пренебрежительного отношения к женщинам в 70–80-е, выглядит неожиданно.
Отмотаем ленту времени на несколько лет назад и взглянем на Gotcha — одну из ранних игра Atari. Тут использован похожий подход к съёмкам. Говорят, что этот снимок доставил компании немало хлопот из-за его неоднозначного подтекста. А вроде — ничего такого — просто парень гонится за девушкой.
Однако если к этому снимку присмотреться, оказывается, что контроллеры, встроенные в автомат, напоминают женскую грудь — наивная попытка сделать игру более женственной. После этого уже можно понять — сколько будет дважды два. То, что сделано с игрой под предлогом обычного привлечения внимания аудитории, можно воспринять как кое-что куда более низменное. Тут можно разглядеть маркетинговые уловки, в которые завёрнута игра с ограниченным игровым процессом, возможно, созданные для того, чтобы шокировать аудиторию. (Вам будет приятно узнать, что Atari убрала эти неоднозначные контроллеры в более поздних выпусках игры, заменив их на более традиционный двойной джойстик).
А вот реклама автоматов Atari, выпущенных ещё раньше, в 70-х. На этих снимках видны неумелые попытки использовать женскую красоту для продвижения таких игр, как Pong, Barrel Pong, Space Race и Gran Track 10.
На двух предыдущих изображениях, кстати, одна и та же модель.
Кажется, тут мы видим образцы высокой моды 70-х. Следом за Arari похожую рекламу подготовили в Sega/Gremlin для игр Fonz, Astro Fighter и Head On, выпущенных примерно тогда же.
Это близнецы или древний Photoshop? Думаю, мы об этом никогда не узнаем, но цветы в руках моделей, определённо, добавляют шика тому, что происходит на этом снимке.
Явление в рекламе игр, о котором мы тут говорим, не обошло стороной и компанию Sega Japan. А именно, речь идёт об играх Monaco GP и об игре Space Odyssey.
А как насчёт Williams Electronics? Тут — та же история. Вот фото автомата Defender, выпущенного в 1981 году.
Тут, вроде, всё хорошо — до тех пор, пока не удаётся заметить, что модель не обута. Откровенный намёк, нечего сказать. А вот ещё одно интересное наблюдение по поводу этого кадра. Картинки, нанесённые на автомат, вдохновлены «Звёздными войнами». Их спешно поменяли после претензий юридического характера от киностудии 20th Century Fox. Правда, некоторое количество таких вот автоматов, сделанных до их массового выпуска, всё же, после первых выставок, попало в продажу. Сегодня один или два таких находятся у коллекционеров.
А вот какую рекламу для Shark Attack сделали в Game Plan в 1981 году.
Бикини? Галочка. Маска и ласты? Ещё одна галочка. Подтекст в изображении челюстей и женщина в опасности? А ещё — повод для мужских шуток по центру второй картинки. Да, всё это тут есть. Компания Game Plan, вскоре после выпуска этой игры, ушла под воду без следа.
А вот вариации на тему моделей в коротких шортах от Stern — реклама игры Moon War 1981 года.
И правда: «The Ultimate Moon Shot». (Тут раздаётся смех Бивиса и Баттхеда).
Мы много всего сегодня видели, но, пожалуй, самым страшным грешником игровой индустрии стоит признать Konami. А именно, речь идёт об играх конца 1980-х: Haunted Castle, Contra, Jungle King, Konami GT, Dead Eye, A-Jax, Missing in Action и Konami Spy. Такое ощущение, что ничто не ограничивало фантазию их рекламщиков.
Невероятный сексизм. Konami можно лишь пожелать удачи, хотя позиции её крепки до сих пор.
А вот реклама Pac-Man, в которой, как мне кажется, всё сделано правильно. Не знаю, правда, официальный это снимок, попавший в тираж, или нет.
Наконец-то перед нами картинка, на которой всё в порядке с обувью.
На самом деле, есть ещё множество примеров того феномена, который мы сегодня обсуждали. Найти их можно на сайте The Arcade Flyer Archive.