[Перевод] Секс — продавец классических аркадных игр. А кто же покупатель?

Насколько я помню, в 70–80 годах лозунг «секс — двигатель рекламы» был невероятно притягателен. Было такое ощущение, что предметом общего согласия в рекламе был образ полуодетой красавицы, которую достаточно поставить перед неким продуктом и сфотографировать, после чего этот продукт разлетится как горячие пирожки. Это касалось джинсов, лосьонов после бритья, автомобилей, да всего чего угодно, щедро приправляемого двусмысленными образами, призванными вытягивать деньги из карманов альфа-самцов. Где-то этот приём использовался утончённо и элегантно, где-то — более грубо, пожалуй, найти можно самые разные примеры.

Реклама аркадных игровых автоматов, по меньшей мере, в ранний период их существования, не смогла противостоять этому веянию. Игры тогда воспринимались как мужское развлечение, поэтому очевидной казалась мысль о том, что женские образы сделают их рекламу результативнее. Однако объективный взгляд на то, что тогда происходило, говорит о неоднозначности результатов подобных рекламных кампаний.

Всё это началось с игры Computer Space. Пожалуй, лучше всего начать наш разговор именно с неё, так как она была представлена первым игровым автоматом, получившим широкое распространение. Автомат выпустила в 1971 году компания Nutting Associates. Тогда явно чувствовалось, что для того, чтобы эту игру продавать, нужно немного гламура. В результате игровая индустрия, с самого начала, прибегала к услугам женщин-моделей для того чтобы привлечь внимание аудитории.

99b75f8bbb86d9b7a005e54e90bc2bb9.jpg


Глядя в прошлое, и зная о том времени, я могу предположить, что такой подход к рекламе делал своё дело. Притягательные изгибы корпуса аппарата хорошо сочетались со стоящей рядом с ним моделью.

Похожим образом всё происходило и с будущими выпусками классических аркадных игр. Но, к сожалению, в отличие от предыдущего примера, создатели следующего снимка, кажется, особенно не задумывались. Можно не придавать значения копиям экрана, видеосъёмкам, демонстрирующим ход игры, захватывающей графике. Вероятно, достаточно просто сфотографировать строго одетую даму, которая играет в игру? Такой ход должен сработать. Правда?

6b67a1c349ebc9ece85cd06d0edda496.png


Ну, вообще-то, вряд ли это сработает. Просто сравните рекламу Computer Space и Quantum. Не хочу никого обидеть, но пытаться с помощью модели, одетой как счетовод, «разогреть» аркадный автомат Quantum, по-моему — не лучшая маркетинговая идея Atari. Может это случайное совпадение, а может и нет, но основной выпуск игры так и не состоялся. Ретроспективный взгляд — замечательная штука.

Не хочу показаться буйным извращенцем или кем-то вроде того (мне придётся что-то написать об этом, так что потерпите минутку), но, по моему мнению, можно поспорить с утверждением о том, что в случае с Centipede рекламщики поступили лучше.

6073c8cd03b9790c5aa59ca448ebfdc0.jpg


На снимке можно видеть модель с причёской в стиле 80-х, одетую в короткие облегающие шорты. Они, пожалуй, даже слишком короткие. Что тут может не понравиться? Хотя, не интересно ли отметить, что сам игровой автомат практически полностью скрыт во тьме? Очевидно, он в этом кадре — не самое главное.

В то же время ниже показан более традиционный подход к рекламе той же самой игры.

5fbcd1d128f5184566d944e0ea96cb61.jpg


53fa62d356a355d4fae99cee1311a30a.jpg


Всё ли хорошо с этой рекламой? Глядя на эти снимки, я не уверен, что модель сможет простоять в такой позе более пяти минут, и, в общем-то, могу закрыть глаза на тот факт, что автомат не подключен к электросети. Эти изображения взяты из одной интересной статьи о женщинах в игровых залах, почитать которую можно здесь.

Но, конечно, несмотря на мою критику, надо отметить, что общепризнано то, что женщин могут привлекать некоторые игры, вроде Pac-Man от Namco или того же Centipede от Atari (что интересно, игра Centipede была спроектирована и запрограммирована, в основном, Доной Бэйли). Например, вот Кейт Пирсон из группы «The B-52s» играет в Centipede.

a4b35dc7ce874b66099e05f012d93832.jpg


c1bbbf4b26274c11a387e49f91af84af.jpg


Во многих рекламных материалах Atari встречаются оживлённые парочки, совместно играющие в аркадные игры. Возможно, такие изображения несут в себе тонкий намёк на то, что игры — это не только новая игрушка для молодых мужчин, которой опасаются те, кто уже повзрослел, а кое-что такое, чем могут наслаждаться абсолютно все. Тут можно ощутить попытку «демистификации» этих ранних аркадных автоматов. В качестве примера взгляните на рекламу игр Asteroids Deluxe, Dig Dug, Space Duel, Tempest, Gravitar и Millipede.

8ebff17d6cdfc1c7066835c5401802e9.jpg


b30c5340de98dba26bf2af87522d9a3a.jpg


e78dded8bf29191a4b6e7ebbc1b29f0b.jpg


96cdfa559883e32ed527cb07ae96a434.jpg


b6ec76ce90b40fe8e94da88700dad1cd.jpg


f5315665a8f88233e0c9484c3cf83313.jpg


Как видно, до тех пор, пока модель одета в длинные брюки, аппараты рекламируются как развлечение для всей семьи. Обратите внимание на то, что на каждом из этих изображений женщина, так сказать, у руля, а мужчина выступает в роли пассажира, дающего водителю советы. Это, в свете пренебрежительного отношения к женщинам в 70–80-е, выглядит неожиданно.

Отмотаем ленту времени на несколько лет назад и взглянем на Gotcha — одну из ранних игра Atari. Тут использован похожий подход к съёмкам. Говорят, что этот снимок доставил компании немало хлопот из-за его неоднозначного подтекста. А вроде — ничего такого — просто парень гонится за девушкой.

8414fbc4ed28640a51ab42e40fcb5b88.jpg


Однако если к этому снимку присмотреться, оказывается, что контроллеры, встроенные в автомат, напоминают женскую грудь — наивная попытка сделать игру более женственной. После этого уже можно понять — сколько будет дважды два. То, что сделано с игрой под предлогом обычного привлечения внимания аудитории, можно воспринять как кое-что куда более низменное. Тут можно разглядеть маркетинговые уловки, в которые завёрнута игра с ограниченным игровым процессом, возможно, созданные для того, чтобы шокировать аудиторию. (Вам будет приятно узнать, что Atari убрала эти неоднозначные контроллеры в более поздних выпусках игры, заменив их на более традиционный двойной джойстик).

А вот реклама автоматов Atari, выпущенных ещё раньше, в 70-х. На этих снимках видны неумелые попытки использовать женскую красоту для продвижения таких игр, как Pong, Barrel Pong, Space Race и Gran Track 10.

4ff6399d9e82f2bc5feb2fd8ba798b0e.jpg


9fa7fc4a10ec3bdc7093fe104a739623.jpg


На двух предыдущих изображениях, кстати, одна и та же модель.

fab250bf531730fd6d67a6d0db110611.jpg


0338770cda46aa13dc9556242f9146df.jpg


Кажется, тут мы видим образцы высокой моды 70-х. Следом за Arari похожую рекламу подготовили в Sega/Gremlin для игр Fonz, Astro Fighter и Head On, выпущенных примерно тогда же.

2e717bc6e682d7a9dbaf6019b2a1d05f.jpg


b6b1e23a74fad92b4236f1fca28b6ebb.jpg


0dabab79b824e83c12ff43560507ed26.jpg


Это близнецы или древний Photoshop? Думаю, мы об этом никогда не узнаем, но цветы в руках моделей, определённо, добавляют шика тому, что происходит на этом снимке.

Явление в рекламе игр, о котором мы тут говорим, не обошло стороной и компанию Sega Japan. А именно, речь идёт об играх Monaco GP и об игре Space Odyssey.

94a428b4c6b5ec9cd8fa367164602ff7.jpg


2c92148bce66535f541210b0df0c9493.jpg


5de6f8c9de2082d8096cc773e327cc8e.jpg


А как насчёт Williams Electronics? Тут — та же история. Вот фото автомата Defender, выпущенного в 1981 году.

80f30cf630d53156e6ff6e3f80ddefc9.jpg


Тут, вроде, всё хорошо — до тех пор, пока не удаётся заметить, что модель не обута. Откровенный намёк, нечего сказать. А вот ещё одно интересное наблюдение по поводу этого кадра. Картинки, нанесённые на автомат, вдохновлены «Звёздными войнами». Их спешно поменяли после претензий юридического характера от киностудии 20th Century Fox. Правда, некоторое количество таких вот автоматов, сделанных до их массового выпуска, всё же, после первых выставок, попало в продажу. Сегодня один или два таких находятся у коллекционеров.

А вот какую рекламу для Shark Attack сделали в Game Plan в 1981 году.

b6ee94af37354cc5f41722d82ac49656.jpg


97ae39896762293e59932a7ead4185a5.jpg


Бикини? Галочка. Маска и ласты? Ещё одна галочка. Подтекст в изображении челюстей и женщина в опасности? А ещё — повод для мужских шуток по центру второй картинки. Да, всё это тут есть. Компания Game Plan, вскоре после выпуска этой игры, ушла под воду без следа.

А вот вариации на тему моделей в коротких шортах от Stern — реклама игры Moon War 1981 года.

c2798fe6ad24b32bd46a1a25c69099e4.jpg


И правда: «The Ultimate Moon Shot». (Тут раздаётся смех Бивиса и Баттхеда).

Мы много всего сегодня видели, но, пожалуй, самым страшным грешником игровой индустрии стоит признать Konami. А именно, речь идёт об играх конца 1980-х: Haunted Castle, Contra, Jungle King, Konami GT, Dead Eye, A-Jax, Missing in Action и Konami Spy. Такое ощущение, что ничто не ограничивало фантазию их рекламщиков.

1b4ee9692374cc6a1c68e72d76e4cbb0.jpg


82ca4e561041db9543ac2be49a73134c.jpg


05156aeacff92fdcb09a7f0bc21d00b0.jpg


0f83982c7b1be8edea21e5f9e7b2b5b3.jpg


154d0e2c19c725c88ae2dd0ab1f96e8b.jpg


eac0f2d8c650f7694b7b8fa2909f611c.jpg


a0ca50fdcdbf87bc8b4c31466c7e0197.jpg


12b75e37a687c2a676c65652552b7c8d.jpg


Невероятный сексизм. Konami можно лишь пожелать удачи, хотя позиции её крепки до сих пор.

А вот реклама Pac-Man, в которой, как мне кажется, всё сделано правильно. Не знаю, правда, официальный это снимок, попавший в тираж, или нет.

ff4eee5aad835ae846ecb8fe9ec29641.jpg


Наконец-то перед нами картинка, на которой всё в порядке с обувью.

На самом деле, есть ещё множество примеров того феномена, который мы сегодня обсуждали. Найти их можно на сайте The Arcade Flyer Archive.

pncys6lr2ujt42dwvzgsrqilyos.png

© Habrahabr.ru