[Перевод] Риск свернуть шею в погоне за единорогами

d87b97c75f0f46078e8ef0899bf8659b.jpg

В мире Уолл-Стрит, где цифры решают все, одно число является особо желанным: один миллиард. Стартапы, цена которых достигает 1 млрд долларов перед выходом на фондовый рынок, – так называемые единороги – могут привлечь внимание видный венчурных фирм и лучших специалистов со всей страны.

Эта цифра так важна, что в настоящее время 41 компания оценивается ровно в $1 миллиард в соответствии с отчетом фирмы CB Insights, занимающейся исследованиями в области венчурного капитала. И статистика эта показывает, что 103 стартапа уже превысили стоимость в миллиард долларов, даже при том, что оценка стоимости компаний может быть скорее искусством, нежели наукой, и основывается на широком диапазоне критериев, которые не всегда ставят превыше всего финансовые данные.

Но в гонке за звание единорога – это имя было выбрано главным образом исходя из того, что в мифах эти существа были очень редким явлением – стартапы берут на себя некоторые нестандартные риски, что может навредить им.

Чтобы привлечь внимание инвесторов, которые помогут стартапам в продвижении к заветной цели в 1 млрд долларов, некоторые из молодых компаний заключают сделки с теми, кто лишь недавно присоединился к миру венчурного капитала. Такие соглашения могут навредить как сотрудникам компаний, так и начинающим инвесторам.

Большие и маленькие единороги


Из 142 международных единорогов – частных компаний, оцененных в 1 млрд долларов и выше – более половины имеют стоимость в диапазоне от 1 млрд до 2 млрд долларов.

Идея экономических спекуляций с раздуванием оценки стоимости не нова. Что ново, так это психологическое давление, с которым сталкиваются основатели и руководители частных компаний ради достижения заветной цифры в 1 млрд. долларов, и та скорость, с которой спад на открытых рынках влияет на закрытые площадки. Все это в долгосрочной перспективе увеличивает стремления руководителей стартапов, рассчитанные на короткие временные отрезки.

Для профессиональных инвесторов эти соглашения могут гарантировать ожидаемую прибыль на инвестициях, если следующая сделка – это может быть очередной раунд финансирования, первичное размещение акций на бирже или продажа – будет оценена ниже, чем ожидалось. Это иногда происходит за счет сотрудников, доли которых размываются в отличие от принадлежащих инвесторам. Это нормально, когда рынок идет вверх. Но рынок был и остается турбулентным.

Приблизительно 30% инвесторов единорогов договорились о мерах защиты от так называемого понижающего раунда первичного публичного размещения акций – ситуация, в которой результаты предложения показали более низкую оценку, чем в последнем раунде частного финансирования (согласно исследованием юридической фирмой Fenwick & West, проведенным в мае). В случае приобретения стартапов стоимость всех изученных Fenwick & West единорогов будет урезана в среднем на 90% прежде чем инвесторы понесут потери.

Долгосрочный результат может быть губителен для некоторых из этих стартапов. Инженеры и торговые представители, которые провели годы, трудясь в надежде заработать большие деньги, могут дезертировать толпами, видя, как их богатство на бумаге теряет стоимость, или ждать первичного публичного размещения акций, которое было отсрочено, в то время как компания пыталась дорасти до той суммы, в которую была оценена.

«Существует большое несогласование между работниками и учредителями с одной стороны и инвесторами на поздней стадии – с другой», – утверждает Шрирам Бхэшьям (Shriram Bhashyam), соучредитель EquityZen. – Намного меньше недостатков в том, чтобы быть инвестором в одной из этих сделок, чем владельцем обыкновенных акций».

Чтобы защитить сотрудников от риска понижающего раунда, некоторые компании приняли решение дольше остаться частными. Стартапы этого года выжидали по 7,7 лет перед выходом на фондовый рынок для их первого раунда финансирования. Для сравнения в 2011 году эта цифра была меньше – 5,8 лет по данным PitchBook.

Раунды финансирования единорогов превзошли показатели IPO и продажи за июнь в четыре раза, согласно различным анализам PitchBook.

От Уолл-Стрит до Вашингтона и в башнях академии люди гудят о том, что некоторые называют пагубной концентрацией на краткосрочной прибыли в корпоративной Америке.

Однако горстка компаний, включая Apigee, Box и Hortonworks, вышли на фондовый рынок при более низкой оценке, чем показывали их частные раунды в прошлом году. Компания Good Technology сделала это более чем за год до того, как была приобретена BlackBerry в сентябре этого года за 425 млн долларов, что составило меньше половины частной оценки стартапа в 1 млрд долларов.

После колебаний фондового рынка этим летом частным компаниям стало еще труднее выйти на него или получить при продаже высшую оценку, так как инвесторы, которые обычно сосредотачивают внимание на акционерных обществах, теперь обратили свои взоры и на частные фирмы.

Самые большие фонды совместного инвестирования, в том числе T. Rowe Price, BlackRock, Fidelity Investments, Janus Capital Group и Wellington Management Company в течение последних трех лет инвестировали 16 млрд долларов в частные компании для того, чтобы помочь им повысить их ценность (в соответствии с данными CB Insights). В 2015 году эти инвесторы вложили в восемь раз больше средств в частные компании, чем в 2011. И все это помимо средств из хедж-фондов, венчурного капитала и фирм, занимающихся операциями с частными акциями, а также корпоративных инвесторов.

Снижения фондового рынка заставили менеджеров взаимных фондов начинать заново продумывать и ограничивать их частную стратегию инвестирования – утверждают люди, посвященные в эти стратегии. Также, по их мнению, без всего инвестиционного капитала, который вертится в Кремниевой Долине последние несколько лет, некоторые единороги испытывали бы гораздо большие затруднения при привлечении следующих раундов финансирования при растущей оценке.

«Расхождение в 5-10% обычно не вызывает никаких волнений на рынке», – говорит Ян Д'Суза (Ian D’Souza), преподаватель поведенческих финансов в Нью-Йоркской школе бизнеса Леонарда Н. Штерна. – Это просто какая-то инфекция, принесенная новыми инвесторами в пространство роста, которого не было пять лет назад».

Адли Боуден (Adley Bowden), аналитик PitchBook, утверждает, что по той же самой причине инвесторы на публичных рынках также стали более требовательными в отношении первичного публичного размещения акций. Вместо того, чтобы принимать такие метрики, как рост прибыли и пользовательские впечатления, покупатели акций стали более сосредоточенными на доходе.

Угроза более низкой оценки оставляет некоторых единорогов в неопределенности. На данный момент они ничего с этим не могут поделать, так как у многих уже распланирован бюджет. Но денег навечно не хватит – особенно для тех компаний, которые склонны тратить их быстро. Некоторые из этих стартапов не достигнут той оценки, которой жаждали, и будут вынуждены затянуть пояса в следующем раунде финансирования. Другие же могут обанкротиться, если их основатели не смогут найти еще больше средств либо способ продать своих единорогов.

«Как предприниматель вы должны удостовериться в том, что постинвестиционная оценка стоимости компании – это именно та сумма, которую вы получите», – говорит Дж. Б. Притцкер, соучредитель и партнер-распорядитель компании Pritzker Group, у которой есть венчурное подразделение. – Вам не нужна слишком высокая оценка».

© Megamozg