[Перевод] Пузырь Big Tech: как с этим бороться

За свою 25-летнюю карьеру в области программирования я успел поработать в трех компаниях из числа Big Tech: Microsoft (11 лет), Amazon (11 лет) и Google (3,5 года). И мне очень стыдно это признавать. Я жил в настоящем мыльном пузыре. Поначалу я даже не подозревал об этом, просто по собственной наивности. В настоящее время я все так же живу в «пузырях», но, по крайней мере, я знаю об этом и предпринимаю определенные действия, чтобы ослабить негативные последствия. Потому что жизнь в пузыре неизбежна.

При этом я использую термин «пузырь» не в том смысле, который заложен в выражении «пузырь доткома» конца девяностых годов. И я не предрекаю гибель технологической индустрии. Напротив, я использую термин «пузырь», имея в виду следующее толкование: «вам кажется, что большинство людей по всему миру живут и думают так же, как вы, потому что большинство людей в вашем окружении живут и думают примерно так же, как вы».

Разумеется, подобные пузыри образуются не только в мире информационных технологий. Однако в сегодняшней статье я расскажу о своем опыте жизни в пузыре на примере карьеры инженера-программиста.

1d8671c55560d4caf11902e3a8b01bcd.png

Пузырь собственной исключительности

Мой первый пузырь надулся в 1997 году, когда я принял оффер мечты от Microsoft сразу после окончания колледжа и переехал в Сиэтл.

Чтобы лучше объяснить, как я легко угодил в пресловутый пузырь, мне придется кое-что уточнить. Я закончил школу и колледж в маленьком городке в штате Миссури и, прилетев в Сиэтл, я был поражен. Из сонного городка на Среднем Западе с населением около 70 000 человек я перенесся в оживленный многонациональный город с населением 4 миллиона человек. До сих пор помню вечер прибытия и свои широко открытые глаза, вперившиеся в небоскребы по пути в Редмонд. Пройдя путь от выпускного класса факультета компьютерных наук, состоявшего, кажется, из пятидесяти человек, я попал в мегаполис, населенный 40 000 умнейших специалистов по компьютерным технологиям в мире. Я был потрясен. В те времена Microsoft посещала лучшие учебные заведения и любой ценой отбирала лучших выпускников. И профессоров тоже. Честно говоря, я понятия не имею, почему они выбрали именно меня. Я учился в приличном, но не самом выдающемся колледже, и вдруг меня окружают ребята из MIT, Стэнфорда, CMU, Гарварда, Беркли. Я был крошечной маленькой рыбкой в огромном пруду. Воспользовавшись тем, что подарила мне судьба, я проработал в компании долгих 11 лет и 3 месяца.

Так и возник мой первый пузырь.

Microsoft была первой и единственной компанией, с которой я был знаком изнутри на протяжении более чем десятка лет. Это был обособленный микромир, и я медленно, шаг за шагом, перестал замечать все остальное. Я жил в Редмонде, элитном районе Сиэтла, где медианный доход семьи на 50% выше, чем в округе. Льготы Microsoft включали абонемент в престижный спортзал, где я регулярно видел тренировки Стива Балмера и других руководителей Microsoft. Все мои друзья были майкрософтовцами: людьми весьма обеспеченными, образованными и помешанными на технологиях. Я прошел путь от иммигранта, приехавшего в США с чемоданом и сотней баксов, до человека, заработавшего в первый год больше денег, чем когда-либо мог себе представить. Все мы ездили на Mercedes, BMW, Audis, Porsche. Наши проблемы отличались от проблем всех остальных людей.

Microsoft упорно продвигала идею исключительности. Согласно Википедии:»Чувство собственной исключительность это представление или убеждение, что вид, страна, общество, институт, движение, человек или период времени являются особенными (т. е. необычными или экстраординарными). Этот термин подразумевает, что референт в некотором роде превосходит прочих смертных.

Проводя собеседование с кандидатом, мы снисходительно говорили о нем нечто вроде:»О, он приятный малый, но не годится для Microsoft». И делали мы это не потому, что были высокомерными болванами. Просто так поступали все остальные, и в конце концов это стало нормой. А мы в это поверили. Так и зарождается комплекс собственной исключительности.

В конце концов агитка в стиле «Microsoft — единственное и лучшее место в мире для инженеров-программистов» стала нашим кредо, неоспоримым фактом. Если ты умен, зачем идти куда-то еще?

То были девяностые годы, и в этих словах была доля правды. Microsoft тогда была одним из мировых центров разработки программного обеспечения и привлекала потрясающие кадры. Благодаря опционам на акции, которые предоставляла компания, около 12 000 сотрудников в 90-е годы стали миллионерами. Даже я стал миллионером к 25 годам, но, к сожалению, только на бумаге и не очень надолго.

Мне стыдно в этом признаваться, но я помню, как в 2006 году мой друг ушел из Microsoft в Amazon, а я подумал:»Бедняга, это шаг вниз…» (ох, как я ошибался).

И тут произошла удивительная вещь.

Меня уволили.

Microsoft, великая, всемогущая Microsoft, сильно пострадала от мирового финансового кризиса конца 2008 года. И я осознал, что меня бесцеремонно вышвырнули из единственного мирка, который я когда-либо знал, вместе с 5000 других инженеров, которые в тот день потеряли работу.

Я был в шоке.

Я никогда не смогу найти другую работу, сравнимую с Microsoft. Я никогда не буду работать с такими же умными людьми. Я никогда не заработаю столько же денег…

Я совершил прыжок веры и устроился в Amazon.

Оказавшись в Amazon, я понял, что инженеры там ничуть не уступают инженерам Microsoft, с которыми я имел честь работать. Проблемы компьютерных наук и масштабирования были не менее интересными. Акции Amazon взлетели до небес, и в итоге в первый год работы в Amazon я заработал в два раза больше денег, чем в последний год работы в Microsoft. К моменту ухода в 2020 году я зарабатывал в 7 раз больше. Моя карьера развивалась в геометрической прогрессии.

Может быть, эти рассуждения об исключительности Microsoft были ошибочными?

Может быть, я жил в… пузыре???

В Amazon я открыл для себя целый мир, о котором в Microsoft и не подозревали, и в итоге провел там 11 лет и 3 месяца, по иронии судьбы и без всякого умысла, ровно столько же, сколько и в Microsoft.

Что же я предпринял, чтобы смягчить негативные последствия комплекса исключительности?

Я путешествовал по миру. Не только по безопасному и комфортному «первому миру», но и с рюкзаком по Азии, Африке и Латинской Америке. В моем паспорте появились визы 53 стран. Я встречался и общался с людьми из самых разных социальных слоев, с разным уровнем дохода, образования, цветом кожи, профессией, спорил с людьми с совершенно отличной от моей системой ценностей и в целом воспринимал человечество с вновь обретенным любопытством и смирением. Мир — удивительное место.

Если вы работаете в FAANG, MAMAA или Big Tech в целом, регулярно напоминайте себе: за пределами вашей конкретной компании тоже есть умные инженеры и потрясающие возможности для карьерного роста. Для меня удивительно, что среди моих коллег есть люди, которые всю жизнь проработали только в одной компании и даже не завели профиль в LinkedIn. Как показывает моя история работы в Microsoft, Amazon и Google, у долгосрочных ставок есть свои преимущества. К тому же, мигрируя и одной компании в другую, я стал гораздо более ценным специалистом.

Однако пузыри коварны. Они могут быть самых разных размеров и форм.

Острова внутри технологических компаний

У Amazon (как и у Google и Microsoft, да и у прочих крупных софтверных компаний) существует огромная экосистема внутренних инструментов, которые применяются в работе — от сборки и проверки кода до тестирования и развертывания. Часть из них была экспортирована на внешний рынок и по сути стала сервисами AWS, часть по-прежнему остается внутри компании. Нужно масштабируемое, надежное и безопасное хранилище? Нет проблем, используйте AWS S3. Не нужно изобретать колесо. Буквально 3 строчки кода. У Amazon есть десятки маленьких шаблонных строительных блоков, которые упрощают разработку любого сервиса.

Проблемы начинаются, когда ты уходишь.

Я недооценил, насколько много внутренних навыков, позволявших мне быть сверхэффективным, были завязаны на внутренних инструментах и особенностях Amazon как компании. Насколько полезными были эти знания в Amazon, настолько же бесполезными они оказались после моего ухода. Когда в 2020 году я перешел в Google, мне пришлось отказаться от десятилетнего опыта использования внутренних инструментов Amazon и освоить эквивалентные инструменты Google. Многое сводилось к недокументированным племенным знаниям вроде «не используйте инструмент «Х» для этого конкретного сценария, используйте инструмент «Y», так что приобретение нового опыта оказалось долгим, болезненным и разочаровывающим процессом.

Теперь я понимаю, что многие знания, которые я с таким усердием добывал последние 3,5 года работы в Google, станут совершенно бесполезными, как только я покину компанию.

Это тоже своего рода пузырь. Даже остров. Технологический остров. Он есть у всех крупных технологических компаний. Зачастую вы пребываете в блаженном неведении относительно того, что происходит в остальном мире. А порой «остальной мир» создает нечто гораздо более совершенное, чем то, что вы производите на своем островке.

Какие шаги я предпринимаю, чтобы смягчить негативные последствия пузыря технологического острова?

Я обязательно смотрю выступления на чужих конференциях, постоянно читаю книги и блоги о том, как работают другие компании. Я также часто общаюсь с друзьями, работающими в других компаниях, особенно интересуясь тем, как в разных местах относятся к продуктивности разработчиков. На изучение того, как работает Google, я трачу столько же времени, сколько и на изучение того, как работает весь остальной мир.

Культурный пузырь

Это напоминает «пузырь исключительности», но между ними существуют едва заметные различия. Позвольте мне проиллюстрировать это на примере Amazon. У Amazon уникальная, почти культовая ДНК, узко определенная принципами лидерства (LPs). Они во многом определяют культуру компании и используются ежедневно тысячи раз при найме, увольнении и продвижении людей, а также при принятии бизнес-решений. Два случайных амазонца или даже бывших амазонца могут встретиться в отдаленном кафе в Тибете или Тимбукту и сразу же эффективно заговорить друг с другом на одном языке. Когда я пришел в Google, мне сразу же захотелось понять, что такое быть гуглером, и я попросил десятерых коллег объяснить мне, что такое googliness. Каждый дал своё собственное толкование. Это было похоже на притчу о слепцах и слоне. В конечном итоге я осознал, что, будучи узко определенной культурой, Amazon представляет собой культурный пузырь (в то время как Google — это плавильный котел).

Справедливости ради отмечу, что мне нравятся LP Amazon, и я пользуюсь ими до сих пор. Я считаю их чрезвычайно мощной основой для принятия решений и взаимодействия между людьми. Но вы либо вписываетесь в них (и любите их, и процветаете в них), либо нет (и покидаете компанию или оказываетесь в плачевном положении).

Мне они подошли как нельзя лучше. Попав в Amazon, я почувствовал, что всю жизнь был амазонцем, просто не знал об этом. Но так бывает не со всеми.

Какие шаги я предпринял, чтобы смягчить негативное влияние культурного пузыря?

Возможно, это несколько радикально, но я покинул Amazon и перешел в Google, совершенно противоположную в культурном плане компанию. Я решил поработать в среде, которая поставила бы под сомнение все мои представления, сложившиеся за 11 лет работы в Amazon. По меркам Amazon некоторые процессы в Google кажутся очень несовершенными. Но они чудесным образом работают (в конце концов, это очень успешная компания!), бросая вызов всему, что мне внушали в Amazon. Например, с точки зрения Amazon Bar Raiser, процесс приема на работу в Google — это полный бардак, но тем не менее мы нанимаем замечательных сотрудников. Почему такой глубоко порочный процесс дает хорошие результаты, не укладывается в голове, но с фактами не поспоришь.

Пузырь бонусов и преимуществ

Существует множество других пузырей, но этот — последний на сегодня. Технологические компании печально известны своими сумасшедшими привилегиями. Однако Microsoft в девяностые годы стоила на удивление дешево, а Amazon, пожалуй, является одной из самых скупых компаний в мире, поэтому я никогда не сталкивался с этими «привилегиями», пока не перешел в Google.

О бонусах Google ходят легенды. Бесплатные завтраки, обеды и ужины не в одном, а в десятках кафе, причем в одном здании их может быть несколько. Вы никогда не окажетесь слишком далеко от бесплатной еды и напитков. Не хотите подниматься или спускаться по лестнице, чтобы получить бесплатную еду? Не волнуйтесь, на каждом этаже есть «микрокухня» с закусками и напитками. Набрались сил после бесплатной еды? Можете посетить бесплатный спортзал с первоклассными тренажерами. Хотите расслабиться? Запишитесь на бесплатный сеанс к приветливому массажисту. После бесплатного массажа хочется спать? Вздремните в удобной капсуле для сна. Хотите подышать свежим воздухом в отличный солнечный день? Возьмите бесплатный каяк или гребную доску и прокатитесь на них по South Lake Union или Fremont Cut в Сиэтле. Требуется съездить в Бангалор по делам? Просто забронируйте себе люкс на рейсе Qatar Airways (Amazon всегда предлагала полеты только эконом-классом!). Список можно продолжать бесконечно. Для человека, который 22,5 года проработал в прижимистых компаниях, переход в Google оказался чрезвычайно забавным.

Как легко мы принимаем некоторые вещи как должное. Я осознал, что угодил в «пузырь привилегий», когда поймал себя на нытье коллеге, потому что мне пришлось спуститься на один лестничный пролет, чтобы получить бесплатную утреннюю кокосовую воду. Да, я привык каждое утро приходить на работу и начинать свой день с освежающей охлажденной кокосовой воды, потягивая ее за просмотром электронной почты. К моему ужасу, в микрокухне на моем этаже в тот день не было кокосовой воды, и мне пришлось приложить колоссальные и унизительные усилия, чтобы спуститься по лестнице и взять кокосовую воду в соседней микрокухне.

Такая выгода просто фантастична. Но с ними легко попасться в ловушку чувства собственной важности. Нет, компании не обязаны давать вам бесплатную кокосовую воду. Это бизнес. Вы здесь для того, чтобы выполнять рабочие задачи, а не чтобы вас баловали. Я считаю, что видео типа «один день из жизни (googler’а или представителя другой компании с замечательными бонусами)» неприемлемы. Они слишком поверхностны. Но даже мои рекрутеры делали акцент на преимуществах, когда пытались убедить меня присоединиться к Google. Не выбирайте компанию, потому что она кормит вас бесплатной едой. Выбирайте компанию ради карьерного роста, который произойдет, если вы будете усердно работать и время от времени принимать смелые решения.

В заключение

На текущем этапе своей жизни я уже столкнулся с таким количеством «пузырей», что могу, как минимум, вовремя обнаружить их и тщательно продумать, как смягчить негативные последствия от нахождения в них. Алгоритмы социальных сетей решают, какую информацию вам показывать, ритейлеры решают, какие товары вам рекомендовать. Пузыри существуют повсюду, от них бессмысленно бежать. Однако, если вы идете по жизни с широко открытыми глазами, вы будете знать, как с ними совладать.

© Habrahabr.ru