[Перевод] Прокачка игровых аккаунтов в Китае: серьёзный бизнес и головная боль для разработчиков
Если игра становится достаточно популярной, то игроки, скорее всего, найдут способы нарушать её правила.
Некоторые нестандартные подходы к геймплею безвредны, другие же разрушают игровой процесс в целом. Самым печально известным примером является использование читов — программ или скриптов, дающих игрокам нечестное преимущество с помощью невозможных в игре функций, например, смотрения сквозь стены или метких выстрелов с дальних расстояний.
Менее известным, но тоже очень разрушительным является прокачка (бустинг) рейтинга для подбора противников (match making rating, MMR). При бустинге сильные игроки участвуют в матчах под аккаунтами других игроков, чтобы повысить внутриигровые показатели этих аккаунтов. Как и читы, бустинг сам по себе превратился в индустрию.
Бустинг MMR в основном встречается в многопользовательских играх, где высокие рейтинги служат знаками отличия и дают игрокам возможность сойтись лицом к лицу с более опытными противниками. Самым очевидным примером таких игр является жанр multiplayer online battle arena (MOBA). Бустинг MMR, с проблемой которого безуспешно пытаются бороться разработчики по всему миру, наложил тяжёлый отпечаток на две самые популярные игры Tencent: «League of Legends» и «Honour of Kings».
Tencent уже долгое время борется с читами и бустингом MMR, приостанавливая или баня все аккаунты, замеченные в их использовании, но в последнее время компания увеличила свои усилия по устранению подобных случаев в своих самых высокодоходных играх. Кроме отстранения не соблюдающих правила аккаунтов, гигант игровой отрасли выпустил в прошлом месяце новый набор правил. В нём говорится, что стримерам запрещается распространять информацию о ПО и услугах, способных нарушать целостность игр компании. В результате постоянных чисток читы и каналы их распространения свелись к тёмным закоулкам частных групп в мессенджерах. Однако услуги по бустингу MMR продолжают процветать у всех на виду.
Спрос и предложение
Услуги по прокачке MMR, на китайском называющиеся «далянь» (dailian), можно получить на таких платформах, как Dailiantong и Dailianmao. Заказчики, которых называют «бусти» (boostees), могут размещать на платформе заказы на определённое повышение рейтинга, после чего выполнение каждого заказа отдаётся «бустеру» (booster). Все платформы заявляют, что используют «профессиональных» бустеров и предлагают заказчикам гарантию возврата денег, если бустерам не удастся выполнить заказ.
Подобные услуги также распространены на платформах онлайн-шоппинга, например Taobao и Tmall; магазины хвастаются качеством своих услуг и отправляют заказчикам своевременные текстовые уведомления о начале и завершении бустинга. Некоторые исполнители публикуют вместе с описанием продукта фотографии комнат, заполненных бустерами; один магазин даже рекламирует себя как «столп индустрии бустинга MMR», на которого должны равняться остальные.
Цены на бустинг MMR в Китае зависят от платформы, но они очень выгодны по сравнению с тем, что игроки заплатили бы в таких странах, как США. Буст MMR для «League of Legends» на некитайских серверах от самого нижнего до самого высокого дивизиона стоит на Proboosting.net 1 315 долларов, в то время как аналогичная прокачка на Dailianmao стоит всего 1 953 юаня (около 290 долларов).
Объёмы продаж на платформах не менее впечатляют. Платформа Dailiantong заявляет, что за последние пять лет приняла 30 миллионов заказов, которые выполняли более чем 500 тысяч бустеров. В промежутке с 1 по 19 марта этого года лучшие четыре магазина Tmall, предлагающие бустинг MMR для «League of Legends», продали услуг более чем на 6,7 миллиона юаней.
Реакция Tencent
Бустинг MMR может нанести реальный денежный урон разработчикам и издателям игр. Игровой аналитик Цуй Ченьюй из компании IHS Markit, предоставляющей информационные услуги, говорит, что хоть бустинг MMR и менее разрушителен для игр, чем читы, он создаёт хаос. «Бустинг MMR может повлиять на такие аспекты, как разнообразие и ощущения пользователей, а также усложнить привлечение в игру новых пользователей».
В июне 2018 года Tencent выпустила официальное заявление, объяснив на своём веб-сайте, посвящённом безопасности игры, что такое бустинг «League of Legends», и рассказав о наказаниях за такое поведение: аккаунты, нарушившие правила впервые, будут отстранены от игры на неделю, нарушившие во второй раз будут отстранены на месяц с отменой получения приза завершения сезона, а многократные нарушители будут забанены навсегда. Если многократный нарушитель зарегистрирует другие аккаунты и продолжит нарушать правила, то компания рассмотрит необходимость аппаратного бана его компьютера.
Затем Tencent периодически выпускала уведомления с перечислением аккаунтов, которые ежемесячно банились за бустинг MMR. С января 2019 года компания увеличила частоту публикации заявлений с месяца до недели и значительно повысила количество приостановленных аккаунтов. За весь декабрь было всего около 10 тысяч приостановок, но в январе число выросло до 25 тысяч и продолжает расти; в феврале было приостановлено действие почти 40 тысяч аккаунтов. Представитель Tencent связал такой скачок с началом нового игрового сезона «League of Legends».
Tencent не рассказывает технических подробностей процесса обнаружения бустинга MMR, но сообщает, что принимает решение на основании множества факторов, в том числе поведенческих паттернов пользователей внутри игры и жалоб других игроков.
Результаты суровых мер Tencent оказались смешанными. Четвёрка лучших магазинов Tmall, продающих бусты MMR для «League of Legends», получили тысячи жалоб о приостановке действий аккаунтов после покупки их услуг. Однако в большинстве комментариев бустеров хвалят за быстрое выполнение заказов и без каких-либо наказаний.
Мнения игроков
Tencent указала три причины для наказания бустеров и прокачиваемых игроков «League of Legends»: вред игровому процессу, обесценивание работы других людей и подвергание опасности безопасности аккаунта. В заявлении компании от июня 2018 года объясняется, что «League of Legends» подбирает игрокам противников, имеющих схожий уровень навыков; когда пользователь играет под аккаунтом с прокачанным MMR, он не справляется и в итоге становится бременем для своей команды. Однако некоторые игроки сообщили, что их больше раздражают опытные бустеры, участвующие в матчах низкого уровня, потому что они превращают матчи игроков с равными навыками в одностороннюю «бойню».
Хотя игроки в целом относятся к бустерам отрицательно, многие используют отправку жалоб выборочно. 21-летний студент Пэн Ин из Нанкинского университета аудита в провинции Цзянсу Восточного Китая говорит, что всегда жалуется на противников-бустеров, потому что они «с лёгкостью могут вынести нашего игрока, занимающего верхнюю линию». Однако Пэн признаётся, что не отправляет жалобы на бустеров, когда они в его команде. «Обычно они гораздо опытнее нас, это настоящая ценность для команды».
Другие игроки просто не хотят возиться с отправкой жалоб, говоря, что игру не стоит воспринимать так серьёзно. Студент четвёртого курса Цянь Линфэн из Юго-западного университета Цзяотун провинции Сычуань и опытный игрок в «League of Legends» сказал нам, что никогда не жалуется на бустеров, даже если они очевидны. «Бустерам тоже нужно на что-то жить. Не стоит на них сильно сердиться», — говорит он.
Серая зона закона
Tencent никогда не допускала разработку и использование читов. Например, игроки, которых уличили в читерстве «League of Legends», сразу же получают трёхлетнюю приостановку действия аккаунтов. По информации с веб-сайта безопасности игр, в 2017 году Tencent сотрудничала с полицией для ареста более 120 подозреваемых, участвовавших в разработке и распространении читов для игр компании. В 2018 году количество арестованных подозреваемых выросло до более чем 300, их доходы составили около 151 миллиона юаней.
В отличие от преследования читеров и разработчиков читов, Tencent не предпринимает никаких серьёзных мер для прекращения бустинга MMR, за исключением приостановки аккаунтов нарушителей. Она не трогает ни компании, ни платформы, предоставляющие подобные услуги. По мнению юристов, такая ситуация сложилась потому, что разработка и распространение читов незаконны, в то время как степень законности бустинга MMR по-прежнему непонятна.
«Читы — это вредоносный код, и их разработчики нарушают работу компьютерных информационных систем, что является уголовным преступлением. Также они незаконно взламывают компьютерные информационные системы для получения данных, что нарушает седьмую поправку Уголовного кодекса КНР», — рассказал нам юрист Цзоу И из нанкинского офиса Denton Law.
Кроме этих двух преступлений, создатели и распространители читов могут также быть обвинены в незаконной деловой деятельности и нарушении авторского права, сообщил нам специализирующийся на охране интеллектуальной собственности юрист Хэ Цзин из пекинского филиала Merits & Tree Law Offices.
Регулирование бустинга MMR и подобных услуг введено, например, в Южной Корее, но пока отсутствует в Китае. Без чёткого законодательства разработчики и издатели игр на практике могут ограничивать эти услуги только на основании условий пользовательского соглашения.
Юристы всё ещё спорят о законности бустинга MMR, и, по словам Хэ, специалисты склоняются в обе стороны. Одна сторона говорит, что услуги законны, потому что и бустеры, и прокачиваемые игроки заключают договор об услугах, который не наносит ущерба третьей стороне. С этой точки зрения издатели могут наказывать нарушителей, приостанавливая действие их аккаунтов, но не имеют права предпринимать юридических действий.
Аргументы противоположной стороны похожи на доводы Tencent. Она утверждает, что бустинг MMR вредит игровой среде, правилам и балансу, что может привести к снижению количества игроков и уменьшению срока жизни игр. Бустинг нарушает нормальное состояние рынка и конкуренцию, наносит ущерб доходам и интересам издателей игр, то есть нарушает законы о нечестной конкуренции.
Потенциально приоритет одной из точек зрения может определить судебный иск, но пока ни одного такого иска не было. «На данный момент ни один разработчик или издатель игр не подал против поставщиков услуг бустинга MMR иск о нарушении законов против нечестной конкуренции», — рассказывает Хэ. «А поскольку исков не было, судебные органы не могут принять решение по этому вопросу».
Компания Tencent не дала прямого ответа на вопрос о том, собирается ли она использовать юридические меры для уменьшения количества поставщиков услуг бустинга MMR, но её представитель заявил, что компания оставляет за собой право «привлекать к ответственности тех, кто угрожает безопасности игры и незаконно получает доходы».