[Перевод] Потеряла ли поп-музыка свою привлекательность?
Часто можно услышать, как любители музыки, вышедшие из демографического среза, на который нацеливается поп-музыка, возмущаются по поводу того, что сегодняшняя музыка уже не та, что была раньше. Такие заявления звучали по поводу джаза ещё в 1920-х, когда музыкальный критик New York Evening Post Эрнст Ньюман сказал: «Это инструмент, на котором человечки могут сыграть немножечко музычки;, но если бы любой приличный композитор попытался бы сыграть на нём свою мелодию, он вскоре рассыпался бы у того в руках». Похожую критику в 50-х годах нацеливали на рок-н-ролл, в 60-х — на музыку в стиле бит, и подобное продолжается и поныне.
Что происходит, когда подобные заявления пытается подтвердить наука? Вот несколько исследований, из которых получается, что ваши родители могли получать гораздо больше удовольствия от популярной музыки, чем это удаётся вам.
1. Заявление: грустнее и медленнее
В работе 2012 года под названием «эмоциональные сигналы в популярной американской музыке: пять десятилетий сорока лучших песен», Глен Шелленберг и Кристиан вон Шив проанализировали два ключевых элемента в поп-хитах. Они взяли лучшие хиты из чартов Billboard с 1950 по 2010 годы и построили график темпов — скоростей ритма —, а также указали тональность, мажорную или минорную. На практике музыка в мажорной тональности обычно звучит более весело, а в минорной — грустно.
Это не надёжная мера того, насколько песня «счастлива» — некоторые из самых грустных произведений Coldplay написаны в мажоре —, но они обнаружили, что вкус общественности склоняется к песням в миноре и с медленным темпом — таким, как на видео. Даже песни, написанные в мажоре, замедляются, что говорит о начале дефицита веселья — как они это пишут, «прогрессирующее увеличение смешанных эмоциональных сигналов в популярной музыке».
2. Заявление: проще и громче
Первое исследование последовало за схожим исследованием команды из Высшего совета по научным исследованиям Испании под руководством специалиста по искусственному интеллекту Хоана Серра, изучившей почти полмиллиона популярных песен примерно за тот же период (1955–2010), и смотревшей на тональность, мелодии и тексты. Они заключили, что в целом поп-музыка стала менее сложной мелодически, использует меньше смен аккордов, и что громкость популярных записей постоянно увеличивается (из-за чего уменьшается динамика), примерно на один децибел за восемь лет.
Серра рассказал агентству Рейтер: «Мы обнаружили свидетельства прогрессирующей гомогенизации музыкальных мелодий. В частности, были получены численные показатели того, что разнообразие переходов между комбинациями нот — грубо говоря, аккордов и мелодий — последние 50 лет постоянно понижается».
В отчёте даже даётся объяснение феномена недавних хитов, являющихся каверами более старых песен: «Наше восприятие нового подстёгивается распознаванием боле простых последовательностей тонов, стильных смесей тембров и увеличенной громкости. Поэтому старая мелодия с чуть упрощёнными прогрессиями аккордов, новым звучанием инструментов, совпадающих с современными тенденциями, и записанными с применением современных технологий, позволяющих достигать большего уровня громкости, с готовностью будет восприниматься как новая, модная и прорывная».
3. Заявление: антисоциальные и злые.
За год до того журнал «Психология эстетики, творчества и искусств» опубликовал отчёт, изучавший вопрос изменения языка популярных песен за последние 30 лет. Исследователи взяли пробный набор у десяти самых популярных песен Америки с 1980 по 2007 года, и изучили то, как там используются слова, чтобы оценить, как фанаты поп-музыки используют её для поддержки своего эмоционального состояния. В отчёте пишут, что «простое прослушивание самых популярных песен по радио может помочь людям лучше понять психологические характеристики их поколения».
Они обнаружили, что использование местоимений первого лица единственного числа (слова «я») со временем постоянно увеличивается, что говорит о том, что фанаты всё больше интересуются песнями от первого лица. Это совпадает с уменьшением количества слов, подчёркивающих важность сообщества и совместной работы. Они также отметили увеличение количества антисоциальных и гневных слов, что говорит об отражении поп-культурой растущего чувства личной ярости и социальных беспокойств. Эминему были бы знакомы такие обвинения.
4. Заявление: не такие хорошие, как раньше.
Все, кто следит за репортажами на тему выборов, знают — опрос населения не точен на 100%. А опросы людей по поводу их музыкальных пристрастий наслаивают субъективность на субъективность, поскольку когда людей просят рассказать о своих предпочтениях, они гораздо легче признаются в любви к Дэвиду Боуи, чем к более поздним исполнителям, и в любом случае они осознанно подбирают самые лучшие примеры из прошлого. Поэтому интересно отметить результаты опроса 2014 года, проведённого журналом Vanity Fair, в котором 1017 взрослых задавали вопросы, касающиеся их музыкальных предпочтений.
Ответы на вопрос, в каком десятилетии музыка была хуже всего, распределились хронологически — 2010-е получили 42%, 2000-е — 15%, а 90-е, 80-е и 70-е получили примерно поровну — 13%, 14% и 12%. Из этого неискушённый читатель мог бы заключить, что опрос проводился среди людей определённого возраста, но, судя по всему, такое мнение довольно широко распространено. Среди людей возраста от 18 до 29 лет за 2010-е высказалось 39%, а среди людей старше 30 за это десятилетие проголосовало 43%, что говорит о том, что больше всего удовольствия люди находят в раскапывании старых песен, чем в слежении за новыми.
5. Заявление: больше повторений.
Повторения в поп-музыке — одно из ключевых свойств его привлекательности, и обязательно как в хите «Тутти-Фрутти» Литла Ричарда, так и в песне Man’s Not Hot от Big Shaq. Однако безукоризненный отчёт Дэниела Морриса от 2017 года по повторениям в поп-музыке говорит о том, что хитовые песни всё ближе подходят к текстам, состоящим из одного слова.
Алгоритм Лемпеля — Зива — Велча — способ сжатия данных без потерь, использующий повторения. Моррис использовал этот инструмент для изучения 15000 песен из чарта Billboard Hot 100 с 1958 по 2014 года, сжимая их тексты до наименьшего размера без потери данных, и сравнивая полученные относительные размеры. Он нашёл две интересные вещи. Первое: в любой год песни, дошедшие до верхней десятки популярных, содержали больше повторений, чем их соперники. Второе: популярная музыка со временем становится всё более повторяющейся. Как пишет Моррис: «В 2014 году зафиксировано больше всего повторений в текстах. Средняя песня этого года сжимается в среднем на 22% лучше, чем песня из 1960-го».
Это, конечно, не значит, что популярная музыка теряет интерес. Она может замедляться, становиться грустнее —, но если популярные песни сегодня проще и громче, а также содержат больше повторений, чем раньше, то это может служить компенсацией. В отчёте от 2011 года под названием «Музыка и эмоции в мозге: осведомлённость имеет значение», подготовленной командой под руководством Карлоса Сильвы Перейры, пишут, что человеческому мозгу нравится знать, что будет дальше в музыкальной композиции. Они сканировали мозг людей, слушающих песни, при помощи фМРТ, и заключили, что: «Присутствие знакомых моментов кажется самым важным фактором для того, чтобы музыка эмоционально увлекала слушателей».
Так что чем быстрее песня станет знакомой, тем больше шансов на то, что слушатели, роющиеся в потоковых сервисах, остановятся на ней и запустят её снова. Что говорит о том, что современная поп-музыка хотя бы стала интереснее, чем когда-либо.