[Перевод] Почтовый сервер на Linux
Сегодня поговорим о почтовых серверах на Linux. Мы расскажем о том, как настроить сервер, о широко распространённом в интернете протоколе SMTP, а также о других протоколах, таких, как POP и IMAP. В итоге вы окажетесь обладателем полноценной системы для работы с электронной почтой.
Начнём с SMTP-сервера на Linux
SMTP-сервер
Протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) определяет правила пересылки почты между компьютерами, при этом, он не регламентирует правила хранения или визуализации сообщений. Это системно-независимый протокол, то есть, отправитель и получатель почты могут иметь различные ОС.
SMTP требует лишь чтобы сервер был способен отправлять обычный ASCII-текст другому серверу, используя порт 25, который является стандартным портом SMTP.
Сегодня в большинство дистрибутивов Linux встроены две наиболее распространённых реализации SMTP: sendmail и postfix.
Sendmail — это популярный почтовый сервер с открытым кодом, используемый во многих дистрибутивах Linux. К его минусам можно отнести несколько усложнённую архитектуру и недостаточно высокий уровень защиты.
Postfix — система немного более продвинутая, при разработке этого почтового сервера особое внимание было уделено вопросам безопасности.
Компоненты почтовой службы
Типичная почтовая служба состоит из трёх основных компонентов:
Почтовый клиент, который ещё называют почтовым агентом (Mail User Agent, MUA). Именно с ним взаимодействует пользователь, например — это почтовые клиенты Thunderbird или Microsoft Outlook. Они позволяют пользователю читать почту и писать электронные письма.
Почтовый сервер, или агент пересылки сообщений (Mail Transport Agent, MTA). Этот компонент ответственен за перемещение электронной почты между системами, этим занимаются, например, Sendmail и Postfix.
Агент доставки электронной почты (Mail Delivery Agent, MDA). Этот компонент ответственен за распределение полученных сообщений по почтовым ящикам пользователей. Например, это Postfix-maildrop и Procmail.
Установка почтового сервера
Для настройки нашего сервера был выбран пакет Postfix. Это — популярный среди системных администраторов выбор, стандартный почтовый сервер в большинстве современных дистрибутивов Linux.
Начнём, проверив, установлен ли Postfix в системе:
$ rpm -qa | grep postfix
Если обнаружить Postfix не удалось, установить его, например, в дистрибутивах, основанных на Red Hat, можно с помощью такой команды:
$ dnf -y install postfix
Затем запустим службу postfix и организуем её автозапуск при загрузке системы:
$ systemctl start postfix
$ systemctl enable postfix
В дистрибутивах, основанных на Debian, вроде Ubuntu, установить Postfix можно так:
$ apt-get -y install postfix
В ходе установки будет предложено выбрать конфигурацию сервера. Среди доступных четырёх вариантов (No configuration, Internet site, Internet with smarthost, Satellite system and Local only), мы выберем No configuration, что приведёт к созданию необходимых Postfix учётных записей пользователя и группы.
Настройка сервера
После установки почтового сервера Postfix, его нужно настроить. Большинство конфигурационных файлов находятся в директории /etc/postfix/.
Главный конфигурационный файл Postfix можно найти по адресу /etc/postfix/main.cf. Здесь имеется множество параметров, рассмотрим самые важные.
myhostname
Этот параметр используется для указания имени хоста почтовой системы. Это — имя хоста в интернете, для которого Postfix будет получать почту.
Типичные примеры имён хостов почтовых серверов — mail.example.com и smtp.example.com.
Настраивают этот параметр так:
myhostname = mail.example.com
mydomain
Эта настройка позволяет указать почтовый домен, обслуживанием которого занимается сервер, например — example.com:
mydomain = example.com
myorigin
Этот параметр позволяет указать доменное имя, используемое в почте, отправленной с сервера. Присвоим ему значение $mydomain:
myorigin = $mydomain
В настройках можно ссылаться на параметры, добавляя знак
$
перед именем переменной.mydestination
Этот параметр содержит список доменов, которые сервер Postfix будет считать конечными пунктами назначения для входящей почты.
В нашем случае здесь будут имя хоста сервера и доменное имя, но данный параметр может содержать и другие имена:
mydestination = $myhostname, localhost.$mydomain, $mydomain, mail.$mydomain, www.$mydomain
mail_spool_directory
Почтовый сервер Postfix может использовать два режима доставки почты:
- Непосредственно в почтовый ящик пользователя.
- В центральную директорию очередей, при этом почта попадает в папку /var/spool/mail, где имеется файл для каждого пользователя.
mail_spool_directory = /var/spool/mail
mynetworks
Эта переменная — важный параметр настройки. Она позволяет указывать то, какие сервера могут пересылать почту через сервер Postfix.
Обычно разрешают передачу почты только от локальных клиентских компьютеров. В противном случае вашим сервером могут заинтересоваться спамеры.
Если неправильно настроить параметр mynetworks, спамеры вполне смогут воспользоваться сервером как ретранслятором почты. Это очень быстро приведёт к тому, что какая-нибудь система борьбы со спамом поместит его в один из чёрных списков, вроде DNS Blacklist (DNSBL), или Realtime Blackhole List (RBL). Как только сервер попадёт в подобный список, очень немногие смогут получить письма, отправленные с его помощью.
Вот как может выглядеть настройка этого параметра:
mynetworks = 127.0.0.0/8, 192.168.1.0/24
smtpd_banner
Эта переменная позволяет задать ответ, который возвращает сервер при подключении клиентов.
Лучше всего поменять это значение так, чтобы оно не указывало на то, какой именно используется почтовый сервер.
inet_protocols
Эта переменная позволяет задавать версию IP, которую будет использовать Postfix при установлении соединений.
inet_protocols = ipv4
Для того, чтобы изменения, внесённые в конфигурационные файлы, вступили в силу, службу Postfix надо перезагрузить:
$ systemctl reload postfix
На самом деле, в конфигурационном файле Postfix можно ещё много чего настроить. Например — управлять уровнями безопасности, задавать опции отладки и другие параметры.
Возможно, настраивая сервер, вводя значения параметров, вы допустите ошибку. Проверить правильность настроек можно с помощью такой команды:
$ postfix check
С помощью этого средства можно найти строку, в которой допущена ошибка, и исправить её.
Проверка очереди сообщений
Иногда очередь почтовых сообщений переполняется. Это может быть вызвано множеством факторов, вроде сетевой ошибки, или по любой причине, способной задержать отправку почты.
Для того чтобы проверить очередь сообщений, воспользуйтесь такой командой:
$ mailq
Она выведет сообщения, находящиеся в очереди. Если очередь переполнена и на отправку сообщения уходит по несколько часов, можно инициировать процесс отправки сообщений такой командой:
$ postfix flush
Если теперь проверить очередь, она должна оказаться пустой.
Тестирование почтового сервера
После настройки сервера на Postfix, его надо протестировать. Первый шаг в тестировании — использование локального почтового клиента, вроде mailx или mail (это — символьная ссылка на mailx).
Попробуйте отправить письмо кому-нибудь, чей адрес обслуживается на том же сервере, а если это сработает — отправьте письмо на адрес, который находится где-нибудь ещё.
$ echo "This is message body" | mailx -s "This is Subject" -r "likegeeks" -a /path/to/attachment someone@example.com
Затем попробуйте принять письмо, отправленное с другого сервера.
Если вы столкнётесь с проблемами — проверьте логи. В дистрибутивах, основанных на Red Hat, то, что вам надо, можно найти по адресу /var/log/maillog. В Debian-дистрибутивах нужный файл можно найти здесь: /var/log/mail.log, или же по пути, заданному в настройках rsyslogd. Вот, если нужно, материал о логировании в Linux, и о том, как настраивать rsyslogd.
Если проблемы всё ещё не решены, попытайтесь проверить настройки DNS, взгляните на MX-записи, используя сетевые команды Linux.
Борьба со спамом
Существует немало решений для выявления среди почтовых сообщений нежелательных писем — спама. Одно из лучших — проект с открытым исходным кодом SpamAssassin.
Установить его можно так:
$ dnf -y install spamassassin
Затем надо запустить соответствующую службу и добавить её в автозагрузку:
$ systemctl start spamassassin
$ systemctl enable spamassassin
После установки SpamAssassin, взгляните на его настройки в файле /etc/mail/spamassassin/local.cf.
SpamAssassin умеет отличать обычные письма от спама, основываясь на результатах исследования корреспонденции с помощью различных скриптов. Результаты проверок оцениваются в баллах.
Чем выше итоговая оценка письма — тем выше и вероятность того, что оно является спамом.
В конфигурационном файле параметр required_hits 5 указывает на то, что SpamAssassin пометит сообщение как спам, если его рейтинг составляет 5 или выше.
Параметр report_safe принимает значения 0, 1, или 2. Установка его в 0 означает, что письма, помеченные как спам, пересылаются в исходном виде, но их заголовок модифицируется с указанием на то, что они являются спамом.
Если этот параметр установлен в значение 1 или 2, SpamAssassin сгенерирует отчёт и отправит его получателю.
Разница между значениями 1 и 2 заключается в том, что в первом случае спам-сообщение будет закодировано в формате message/rfc822, а во втором — в формате text/plain.
Кодирование text/plain безопаснее, так как некоторые почтовые клиенты исполняют сообщения формата message/rfc822, что при определённых условиях может привести к заражению клиентского компьютера вирусом.
После установки и настройки SpamAssassin, нужно интегрировать его с Postfix. Пожалуй, легче всего это сделать с помощью использования procmail.
Создадим файл /etc/procmailrc и добавим в него следующее:
:0 hbfw
| /usr/bin/spamc
Затем отредактируем файл настроек Postfix — /etc/postfix/main.cf, задав параметр mailbox_command следующим образом:
mailbox_command = /usr/bin/procmail
И, наконец, перезапустим службы Postfix и SpamAssassin:
$ systemctl restart postfix
$ systemctl restart spamassassin
Надо сказать, что SpamAssassin не всегда распознаёт спам, что ведёт к наполнению почтовых ящиков ненужными письмами.
К счастью, сообщения, прежде чем они достигнут почтового сервера на Postfix, можно фильтровать, используя Realtime Blackhole Lists (RBLs). Это снизит нагрузку на почтовый сервер и поможет сохранить его в чистоте.
Откройте конфигурационный файл Postfix /etc/postfix/main.cf, измените параметр smtpd_recipient_restrictions и настройте другие параметры следующим образом:
strict_rfc821_envelopes = yes
relay_domains_reject_code = 554
unknown_address_reject_code = 554
unknown_client_reject_code = 554
unknown_hostname_reject_code = 554
unknown_local_recipient_reject_code = 554
unknown_relay_recipient_reject_code = 554
unverified_recipient_reject_code = 554
smtpd_recipient_restrictions =
reject_invalid_hostname,
reject_unknown_recipient_domain,
reject_unauth_pipelining,
permit_mynetworks,
permit_sasl_authenticated,
reject_unauth_destination,
reject_rbl_client dsn.rfc-ignorant.org,
reject_rbl_client dul.dnsbl.sorbs.net,
reject_rbl_client list.dsbl.org,
reject_rbl_client sbl-xbl.spamhaus.org,
reject_rbl_client bl.spamcop.net,
reject_rbl_client dnsbl.sorbs.net,
permit
Затем перезагрузите сервер Postfix:
$ systemctl restart postfix
Вышеприведённые чёрные списки используются чаще всего, но вы можете найти и другие подобные сервера.
Защита SMTP-соединения
Лучше всего передавать SMTP-трафик по TLS для защиты его от атаки через посредника.
Для начала нужно сгенерировать сертификат и ключ с использованием команды openssl:
$ openssl genrsa -des3 -out mail.key
$ openssl req -new -key mail.key -out mail.csr
$ cp mail.key mail.key.original
$ openssl rsa -in mail.key.original -out mail_secure.key
$ openssl x509 -req -days 365 -in mail_secure.csr -signkey mail_secure.key -out mail_secure.crt
$ cp mail_secure.crt /etc/postfix/
$ cp mail_secure.key /etc/postfix/
Затем надо добавить в файл настроек Postfix /etc/postfix/main.cf следующее:
smtpd_use_tls = yes
smtpd_tls_cert_file = /etc/postfix/mail_secure.crt
smtpd_tls_key_file = /etc/postfix/mail_secure.key
smtp_tls_security_level = may
И, наконец, нужно перезагрузить службу Postfix:
$ systemctl restart postfix
Теперь, при подключении клиента к серверу, нужно выбрать TLS. Тут вы, при первой отправке почты после изменении настроек, увидите предупреждение, так как сертификат не подписан.
Основы протоколов POP3 и IMAP
Итак, мы наладили процесс отправки и получения электронных писем по SMTP, но на этом организация полноценной почтовой службы не заканчивается. Рассмотрим следующие ситуации:
- Пользователям нужны локальные копии электронных писем для их просмотра без подключения к интернету.
- Почтовые клиенты пользователей не поддерживают формат файлов mbox. Это — простой текстовый формат, который могут читать многие консольные почтовые клиенты, вроде mailx и mutt.
- Пользователи не могут постоянно пользоваться быстрым подключением для доступа к файловой системе сервера и для работы с mbox-файлами, в итоге нужно сделать локальную копию для работы с ними без подключения к сети.
- Ограничения безопасности указывают на то, чтобы у пользователей не было прямого доступа к шлюзу электронной почты, например, не допускается работа с общедоступными папками очередей сообщений.
Для того, чтобы учесть все эти особые случаи, были созданы другие протоколы. Их можно описать как протоколы для доступа к электронной почте.
Сильнее всего распространены два популярных протокола доступа к почте — POP (Post Office Protocol), и IMAP (Internet Message Access Protocol).
В основе POP лежит очень простая идея. Центральный почтовый сервер на Linux всё время подключён к интернету, он получает и сохраняет письма для всех пользователей. Все полученные письма остаются в очереди на сервере до тех пор, пока пользователь не подключится к нему по протоколу POP и не загрузит письма.
Когда пользователь хочет отправить письмо, почтовый клиент обычно передаёт его через центральный сервер по SMTP.
Обратите внимание на то, что SMTP-сервер и POP-сервер могут без проблем работать на одной и той же машине. В наши дни это — обычная практика.
Возможности, вроде хранения исходных экземпляров писем пользователей на сервере с хранением на клиенте лишь кэшированных копий, в POP отсутствуют. Это привело к разработке протокола IMAP.
Используя IMAP, сервер будет поддерживать три режима доступа к почте:
- Онлайн-режим похож на прямой доступ к файловой системе на почтовом сервере.
- Оффлайн-режим похож на то, как работает POP, когда клиент отключается от сети после получения своих писем. В этом режиме сервер обычно не хранит копии писем.
- Автономный режим позволяет пользователям хранить кэшированные копии своих писем, а сервер так же хранит копии этих писем.
Существуют различные реализации IMAP и POP, в этой сфере весьма популярен сервер Dovecot, который позволяет работать с обоими протоколами.
Сервера POP3, POP3S, IMAP, и IMAPS слушают, соответственно, порты 110, 995, 143, и 993.
Установка Dovecot
Большинство дистрибутивов Linux содержат предустановленный Dovecot, однако, его можно установить и самостоятельно. В системах, основанных на Red Hat, это делается так:
$ dnf -y install dovecot
В системах, основанных на Debian, функционал IMAP и POP3 предоставляются в двух разных пакетах:
$ apt-get -y install dovecot-imapd dovecot-pop3d
Тут вам предложат создать самозаверенный сертификат для работы с IMAP и POP3 по SSL/TLS. Ответьте на вопрос yes и, при появлении соответствующего запроса, введите имя хоста вашей системы.
Затем можно запустить соответствующую службу и добавить её в автозагрузку:
$ systemctl start dovecot
$ systemctl enable dovecot
Настройка Dovecot
Главный файл настроек Dovecot расположен по адресу /etc/dovecot/dovecot.conf. В некоторых дистрибутивах Linux этот файл размещается в папке /etc/dovecot/conf.d/ и, для подключения файлов настроек, используется директива include.
Вот некоторые из параметров, используемых для настройки Dovecot.
protocols: протоколы, которые надо поддерживать.
protocols = imap pop3 lmtp
Здесь lmtp означает Local Mail Transfer Protocol. listen: IP-адрес, который будет слушать сервер.
listen = *, ::
Здесь звёздочка означает все интерфейсы IPv4, двойное двоеточие означает все интерфейсы IPv6.
userdb: база данных пользователей для аутентификации.
userdb {
driver = pam
}
mail_location: это запись в файле /etc/dovecot/conf.d/10-mail.conf. Выглядит она так:
mail_location = mbox:~/mail:INBOX=/var/mail/%u
Dovecot поставляется со стандартными SSL-сертификатами и файлами ключей, которые используются в файле /etc/dovecot/conf.d/10-ssl.conf.
ssl_cert =
Когда пользователь пытается подключиться к Dovecot, сервер покажет предупреждение, так как сертификаты не подписаны. Если нужно, подписанные сертификаты можно приобрести в подходящем центре сертификации.
Не забудьте открыть порты сервера Dovecot на файрволе.
$ iptables -A INPUT -p tcp --dport 110 -j ACCEPT
$ iptables -A INPUT -p tcp --dport 995 -j ACCEPT
$ iptables -A INPUT -p tcp --dport 143 -j ACCEPT
$ iptables -A INPUT -p tcp --dport 993 -j ACCEPT
И про SMTP-порт не забудьте.
$ iptables -A INPUT -p tcp --dport 25 -j ACCEPT
Затем сохраните правила. Если хотите освежить в памяти особенности работы с iptables в Linux, взгляните на этот материал.
Или, если вы используете firewalld, можете поступить так:
$ firewall-cmd --permanent --add-port=110/tcp --add-port=995
$ firewall-cmd --permanent --add-port=143/tcp --add-port=993
$ firewall-cmd --reload
А, если что-то пошло не так, посмотрите лог-файлы /var/log/messages, /var/log/maillog, и /var/log/mail.log.
Итоги
Теперь вы можете настроить почтовую службу на своём Linux-сервере. Как видите, много времени это не займёт. Конечно, у рассмотренных здесь пакетов, вроде Postfix, уйма настроек, но если вы освоили описанную здесь последовательность действий и разобрались с основами, то всё, что вам понадобится, несложно будет выяснить из документации.
Уважаемые читатели! А как вы настраиваете почтовые сервера на Linux?