[Перевод] Почему виртуальная реальность — это killer app для блокчейна
Автор материала выходит за рамки привычных для нашего платежного блокчейн-сервиса Wirex тем, посвященных распределенным технологиям в финансовой отрасли. В этой статье речь пойдет о возможностях, лежащих на пересечении виртуальной реальности и блокчейна.
Эти выходные я провел в компании десятка топ-менеджеров крупнейших компаний-разработчиков продуктов виртуальной реальности, обсуждая наиболее ответственные подходы к созданию «Метавселенной». Так называлась обеспечивающая эффект полного присутствия виртуальная реальность, описанная Нилом Стивенсоном в его романе 1992 года «Лавина», действие которого разворачивается в виртуальной реальности. Идея довольно проста: если люди начнут жить в виртуальном мире, его правила и системы станут столь же важны, сколь и любые явления в мире «реальном».
Эту ситуацию можно проиллюстрировать простым примером. Представьте, что будет, если мы все начнем жить в World of Warcraft или, например, виртуальном мире, над которым сейчас работает Facebook. Социальная жизнь людей, их активы и работа окажутся привязаны к такому миру. Это значит, что управляющая им централизованная компания сможет отобрать все одним щелчком пальца, стоит ей только захотеть сделать нечто подобное.
Эта вероятность стала источником серьезного сюжетного противоречия в опубликованном несколько лет назад популярном романе «Первому игроку приготовиться». В нем описывается виртуальный мир ОАЗИС, где люди проводят большую часть своего времени. Крупная корпорация под названием Innovative Online Industries (IOI) владеет ОАЗИСОМ и обеспечивает его работу. В виртуальном мире возникает гонка по поиску сокровища, и обычные люди в итоге вступают в схватку с сотрудниками IOI чтобы найти их. Несмотря на общую увлекательность книги, сразу бросается в глаза тот факт, что будучи владельцем и управляющим серверами и базами данных ОАЗИСА, IOI могла бы делать все что пожелает: удалять других людей, получать доступ к любой информации, менять правила мира или печатать для себя бесконечную валюту.
И потому становится довольно очевидно, что одна компания не может управлять всей «Метавселенной», иначе у нее появится возможность забрать все, что у вас есть, изменить вашу личность или даже удалить вас.
Блокчейны представляют собой хорошее решение для этой и многих других связанных проблем. Если ваши активы находятся в блокчейне, ни один оператор в мире не сможет их у вас забрать. Если ваша личность сохранена в блокчейне, удалить вас нельзя. И, пожалуй, самое интересное: Биткоин стимулирует компьютеры по всему миру участвовать в работе его самой мощной компьютерной сети, суммарная мощность которой превышает возможности 500 Google«ов или 10 тыс самых быстрых в мире суперкомпьютеров. Любопытно посмотреть, что будет, если серверы, управляющие виртуальным миром будут похожим образом децентрализованы или если вся подобная вычислительная мощность будет направлена на управление миром.
Возможно, подобные идеи звучат слишком футуристично, но взгляните на мир World of Warcraft, 12 млн игроков которого проводят в нем в среднем по 22 часа в неделю. И это статистика далекого 2010 года! Едва начав играть, они почти сразу же втягиваются: 90% игроков проводят в игре более 10 часов в неделю. Плохо это или хорошо, но этот опыт говорит сам за себя. И подобные экономики становятся очень даже реальными: было время, когда по статистике более 100 тыс. людей зарабатывали на жизнь, добывая золото, внутриигровую валюту мира World of Warcraft, и продавая ее за деньги в реальном мире.
Когда люди думают о «Метавселенной», они обычно представляют себе полное погружение в некий мир посредством зрения и других органов чувств. Определение «Метавселенной», предложенное в начале нашего неформального уикенд-совещания, звучало как «пересекаемая сеть визуальных, обеспечивающих эффект полного присутствия и функционирующих синхронно неоднородных многопользовательских виртуальных миров». Тем не менее вызывающая полное присутствие визуальная часть представляет собой далеко не главный аспект такой сети. Самое важная часть — та, что делает сеть пересеченной и связанной воедино — это общий, разделяемый всеми слой данных. Без него ваше виртуальное «я» просто не сможет перемещаться по подобному миру. Причины популярности визуальной составляющей, конечно, ясны: люди более склонны воспринимать и переживать причудливый визуальный опыт. Я, однако, придерживаюсь той точки зрения, что общий слой данных — и есть то, что делает Метавселенную тем, чем она является. И работать этот слой будет на основе блокчейн.
Изучив вопрос обстоятельно, можно прийти к выводу, что блокчейны действительно хорошо подходят на роль единой версии реальности, существующей на основе согласия всех ее участников. Поэтому независимо от того, говорим ли мы о виртуальном мире с полным погружением, дополненной реальности или просто о Биткоине и Ethereum как о разделяемых реестрах «реального» мира, со временем мы научимся все больше доверять блокчейнам как некой объективной базе для оценки той или иной реальности. Границы между виртуальными мирами и миром «реальным» будут стираться быстро. Если кто-либо создаст приложение для прямого кредитования и жители США смогут давать деньги взаймы, например, жителям Бразилии, это же приложение станет немедленно доступно в любом виртуальном мире, поскольку все они будут работать на одном и том же блокчейне.
Будет интересно посмотреть на то, как будут развиваться виртуальные миры. Не удивлюсь, если начнется все с построения закрытых платформ, особенно в случае с крупными игроками, такими как Facebook, обладающими огромными частными базами данных, активно использующими накопленный сетевой эффект для защиты собственных интересов. Как и в случае с закрытыми экосистемами AOL и CompuServe на заре Интернета, подобные модели могут хорошо работать годами, но в конце концов сдадутся под натиском открытых миров, так же, как AOL и Compuserve не выстояли под давлением открытого интернета. И если так тому в итоге и быть, то открытый образ мышления уже сейчас предлагает всем разработчиками подобных систем огромные возможности.
Предполагаю, что успешной бизнес-моделью для создания подобных миров станет модель на основе Блокчейн и собственных токенов. Второй по размеру краудфандинг в истории, в ходе которого было собрано более 140 млн долларов, был проведен виртуальными миром Star Citizen. В целом же в прошлом году с помощью блокчейн-краудфандига были привлечены средства на сумму более 250 млн долларов. Разработчики могут профинансировать создание собственных миров таким образом, мотивировать людей присоединиться к своему миру посредством токенов и применять их для управления миром.
Нашу встречу я покидал, осознавая, что виртуальные миры станут одним из первых killer app«ов для блокчейнов и возможно именно они найдут блокчейнам наиболее основательное применение. Осмелюсь высказать догадку, что отдельными элементами дело не ограничится: блокчейны превратятся в полноценную основу для виртуальных миров, то есть будут одновременно выполнять роль как регулятора валюты и активов, так и средством идентификации личности, и даже управление будет происходит на базе их механизмов. И произойдет это даже раньше, чем они начнут выполнять ту же роль в «реальном» мире. Впрочем, мир «реальный» этот процесс стороной не обойдет. Это всего лишь вопрос времени, когда блокчейны воцарятся и в том и в другом.