[Перевод] Почему нужно автоматизировать эксплуатацию
Сложность эксплуатации ИТ-систем растёт. Приходится управлять данными в локальных системах и облачных дата-центрах, передавать зависимости между разрозненными платформами, интегрировать и настраивать новые инструменты и технологии. Потребность в быстрых изменениях и получении данных в реальном времени всё меньше позволяет полагаться на прописанные в коде свойства, самописные скрипты и ручные процессы. Ради экономии времени, повышения надёжности и уменьшения сложности ИТ-команды должны расширять автоматизацию процессов.
Лидеры в сфере инфраструктуры и эксплуатации вкладываются в инструменты и технологии автоматизации в ответ на потребность в скорости и эффективности работы. Автоматизацию внедряют в разных сферах, включая сети, управление релизами и эксплуатацию облаков, что свидетельствует о широком стремлении увеличить скорость и эффективность инфраструктуры и эксплуатации с помощью автоматизации.
— Gartner, 2019–2021 I&O Automation Benchmark Report
Пять преимуществ автоматизации инфраструктуры и эксплуатации
Эффективность. Вместо того, чтобы ждать, пока админ вручную выделит виртуальные машины, можно с помощью автоматического ПО динамически создавать и удалять виртуальные машины в зависимости от текущей нагрузки.
Надёжность. Автоматизация рутинных задач и повторяющихся операций вроде обновления разрешений или конфигурирования серверов уменьшает риск человеческой ошибки, а также снижает частоту и масштаб отказов.
Гибкость. Решения в сфере автоматизации часто предоставляют прямые интеграции и малокодовый доступ к API, что позволяет командам эксплуатации быстро развёртывать и внедрять новые технологии, либо создавать новые кросс-платформенные процессы без написания скриптов.
Прозрачность. Автоматизируя мониторинг процессов и систем, команды эксплуатации могут собирать данные для оптимизации процессов и ресурсов, отслеживать и улучшать SLA за счёт перенаправления ресурсов при угрозе избыточного роста нагрузки, а также автоматически восстанавливать системы после сбоев.
Продуктивность. Команды эксплуатации могут делать больше с меньшим количеством ресурсов. Нагрузка на сотрудников снижается, у них появляется больше времени для решения долгосрочных стратегических задач, полезных для развития компании.
Создание основы для современной эксплуатации
Динамичность цифровой бизнес-инфраструктуры требует от команд эксплуатации поддерживать быстрые изменения в приложениях, динамически масштабировать инфраструктуру и делать выводы на основе имеющихся данных…. Непрерывные циклы изменений и обратной связи, необходимые для цифровизации, изменят подходы к мониторингу, автоматизации, управлению сервисами, а также организационные стратегии.
— Gartner, Predicts 2019: IT Operations
Автоматизация задач и процессов экономит время, повышает продуктивность и уменьшает количество сбоев. Но это не всё. Поскольку с помощью автоматизации команды эксплуатации могут меньшими средствами добиваться больше, у них остаются силы на улучшение, то есть на оптимизацию.
Сегодня быстро развиваются технологии искусственного интеллекта, малокодовые REST API-адаптеры, а также платформы разработки без необходимости программирования, что позволяет командам создавать динамические и гибкие системы, которые для своей работы почти не требуют внимания человека. Ожидания заказчиков и требования рынка непрерывно меняются, и командам эксплуатации потребуется управлять новыми возможностями, чтобы оставаться на передовой тенденций цифровизации и не уступать конкурентам.
Оркестрация и инфраструктура-как-код
Универсальные коннекторы, прямые интеграции и возможности бесшовно исполнять API (.NET-сборки, RESTful-сервисы, командные строки, хранимые процедуры и т.д.) — всё это лежит в основе оркестрации, то есть способности централизованно интегрировать и управлять практически любым процессом.
Инструменты оркестрации скрывают сложность используемых скриптов и позволяют командам эксплуатации создавать сквозные процессы для управления взаимозависимостями без оглядки на используемые технологии. Это открывает путь к автоматизации и управлению процессами в локальных и облачных системах, а также между различными облачными сервисами, освобождаясь от привязки к конкретному вендору.
Кроме того, централизованно оркестрируя автоматизированные процессы ИТ-специалисты могут с помощью инфраструктуры-как-кода интегрировать в сквозные процессы операции выделения ресурсов, конфигурирование и задачи по предоставлению разрешений. И благодаря централизованному управлению можно развернуть мониторинг в рамках всей компании.
AIOps
Для эффективного управления и оптимизации сложных сред компании с помощью ИИ-технологий определяют узкие места, а также возможность сбоев до их возникновения. Собирая и анализируя большие объёмы данных, ИИ-инструменты могут запускать процедуры автовосстановления и перенаправлять ресурсы, чтобы предотвратить перегрузку вычислительных мощностей и сбои в работе процессов.
Кроме того, AIOs-решения обеспечивают прозрачность всех зависимостей приложений и систем, значительно уменьшая среднюю продолжительность восстановления в случае возникновения инцидентов.
AIOps имеет огромную ценность, когда его преимущества и возможности распространяются на среду автоматизации. Команды разработчиков и эксплуатации нуждаются в гибкой ИТ-инфраструктуре, способной в реальном времени адаптироваться к динамичным требованиям.
Гиперавтоматизация
Этим термином описывается использование ИИ-технологий и машинного обучения для поиска и автоматизации как можно большего количества бизнес- и ИТ-процессов. В большинстве компаний используют специализированный подход к автоматизации, развёртывая многочисленные инструменты и оставляя множество ручных задач, которые нужно автоматизировать. Такие дыры в «одеяле» автоматизации можно заполнить с помощью унифицированного подхода, используя малокодовую разработку и инструменты интеллектуальной оркестрации.
Позднее автоматизированные процессы можно упростить и оптимизировать, выполнять быстрее, с меньшим количеством ошибок и потребляемых ресурсов. Алгоритмы ИИ и машинного обучения могут координировать вычислительные ресурсы, анализировать исторические и текущие данные, а также предотвращать возникновение задержек с помощью автоматизированных операций.
Когда в компании автоматизировано как можно больше задач становится гораздо проще и быстрее создавать надёжные сквозные процессы, которые способствуют достижению новых или меняющихся бизнес-целей. Координируя инструменты с единым унифицированным решением компании могут быстро реагировать на меняющиеся на изменение бизнес-требований и реалий рынка.
NoOps — будущее ИТ-эксплуатации?
Такие технологии, как AIOps, облачные вычисления (SaaS/IaaS) и гиперавтоматизация позволяют ИТ-департаментам сильно уменьшать количество ручных процессов и делают возможными полностью автоматизированные автономные среды.
Стратегия NoOps включает в себя интеллектуальные инструменты для полной автоматизации повседневных операций, а также технологии ИИ или машинного обучения для работы с более высокоуровневыми, более трудозатратными задачами. В этом случае представители бизнеса и разработчики смогут через портал самообслуживания самостоятельно исполнять процессы и с помощью инфраструктуры-как-кода выделять нужные ресурсы. Команды эксплуатации фактически не будут вмешиваться.
Облачные провайдеры продолжают развивать стек технологий. Вместо того, чтобы просто предоставлять всё «из гипервизора», они сосредоточились на гиперавтоматизации и берут на себя многие задачи по системному администрированию, включая установку патчей, резервное копирование и управление базами данных. Совокупность этих возможностей создаёт NoOps-среду, в которой динамически выделяется ПО и программно-определяемое оборудование.
— Deloitte, NoOps In A Serverless World
В своем нынешнем виде NoOps — скорее, идеология, согласно которой должно быть автоматизировано всё, что может быть автоматизировано, чтобы значительно ускорить выполнение рутинных задач и сосредоточить больше ресурсов в жизненном цикле разработки ПО ради быстрого удовлетворения потребностей бизнеса. Однако NoOps предполагает использование облачных ИТ-сред и не учитывает меняющиеся требования к данным, новые технологические потребности и управление ИТ-сервисами. Таким образом, несмотря на техническую возможность создания NoOps-среды в облаке, она, скорее всего, недолго пробудет NoOps.
Как сказал один из авторов статьи в Deloitte: «NoOps на самом деле недостижима, но это эффективный лозунг».