[Перевод] Почему еда в ресторанах при аэропортах такая дорогая

В нашем блоге на Geektimes мы много пишем о технологиях, задействованных в ресторанном бизнесе — например, о системах автоматизации вроде Jowi или поисковых системах для выбора заведения. Кроме того, мы рассматриваем и просто интересные моменты, связанные с едой и ресторанами — в частности, не так давно наши читатели обсуждали исследование, которое объяснило, почему еда в самолетах такая невкусная.

Сегодня мы пойдем дальше и разберемся в том, почему в ресторанах при аэропортах такие высокие цены — представляем вашему вниманию адаптированный перевод заметки издания Eater о причинах дороговизны в американских воздушных портах.

eb337ef7398e4f05a0b512a57b76b434.jpg

Словно по закону подлости самая ужасная погода в году часто застаёт вас в аэропорту, и чтобы не умереть с голоду в ожидании, пока задержку рейса отменят, вы вынуждены покупать паршивый сэндвич за 15 долларов и пиво по 9 долларов за бутылку.

К счастью, скудное меню ресторанов в зале ожидания, как и резиновые обеды на борту самолёта, остались в прошлом. Еда и напитки в аэропортах становятся вкуснее — теперь у вас есть возможность заказать сэндвич от Майкла Волтаджио (Michael Voltaggio) или тако из ресторана Kogi BBQ в международном аэропорту Лос-Анджелеса, блюда из ресторана One Flew South в Международном аэропорту Хартсфилд-Джексон в Атланте или бургер из демократичного ресторана Shake Shack в Международном аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди. Стоит отметить, что цены в новых ресторанах аэропортов зачастую почти не отличаются от цен в других заведениях этих сетей. В таком случае путешественникам больше не нужно переплачивать за свою еду.

Если рестораны в аэропортах продают блюда по завышенным ценам, это совсем не значит, что они хотят на вас «навариться». «Невероятно трудно содержать ресторан в аэропорту», — говорит Адам Саппингтон (Adam Sappington), шеф-повар нового ресторана Country Cat, открытого в Международном аэропорту Портленда. (Порт Портленда требует, чтобы цены во всех ресторанах и магазинах аэропорта не превышали средние цены этих заведений в других локациях).

Саппингтон говорит, что хочет «изменить отношение людей к еде в аэропортах», а это значит, что ему придётся изменить организацию рабочего процесса в своём заведении. Country Cat известен, прежде всего, приготовлением блюд из органических продуктов фермерского производства и свежего мяса, а значит, в аэропорту Портленда придётся выпекать мучные изделия, разделывать и коптить мясо — на кухне размером в 700 квадратных футов.

Очевидно, что такой подход требует немало усилий со стороны персонала, особенно учитывая чрезвычайно длинные часы работы заведений в аэропортах. Country Cat в Международном аэропорту Портленда открыт с 5 утра до 12 ночи 365 дней в году. Большую часть времени на кухне работают от 17 до 19 работников, многие из которых никогда не имели дело с техникой, сложнее микроволновки или гриля. «Я с радостью обучу их кулинарному искусству, — говорит Саппингтон, — однако это может отнять массу времени, а привлечь опытных поваров к работе в ресторане аэропорта не так-то просто».

«Каждый день вам придётся проходить контроль безопасности. Один этот факт заставит вас подумать дважды, прежде чем устраиваться на такую работу», — поясняет Саппингтон. «Я не слышал, чтобы люди говорили: «Я хочу быть поваром, поэтому я устроюсь на работу в аэропорт».


0cb8f824a3db4b34b8454c27f411d1e5.jpg

Дуэйн Наттер (Duane Nutter), шеф-повар ресторана One Flew South в Атланте, также столкнулся с проблемами по подбору персонала. Трудно побудить опытных поваров, официантов и барменов приезжать на работу в аэропорт, но еще труднее заставить их заплатить 160 долларов Управлению транспортной безопасности США за проверку, которая занимает от двух до трёх недель. В то время, как в других ресторанах им не обязательно тратить уйму времени на дорогу, добираться на электричке с парковки для персонала и проходить контроль безопасности, просто чтобы приступить к работе.

Ещё одной проблемой является система передачи доставок в аэропортах. Мелкие местные производители не могут просто доставить товар в ресторан — им тоже нужно пройти проверку и получить одобрение Управления транспортной безопасности США на свою продукцию. Доставки могут осуществляться только в короткий промежуток времени, как правило с 5 до 6 утра, а это значит, что сотрудникам ресторана нужно брать дополнительные часы работы.

И хотя заведения в аэропортах могут обслужить от 800 до 1200 клиентов за день, иногда они едва ли покрывают свои расходы.

«В Атланте, помимо прочего, поставщикам нужно заключить договор страхования на 2 миллиона долларов», — говорит Наттер. «У мелких ферм зачастую нет ни средств, ни желания в это ввязываться».


Методом проб и ошибок он наладил систему поставок через одного главного поставщика продуктов, который получает продукцию от других, менее крупных поставщиков и доставляет ее в аэропорт.

Саппинтону удалось решить эту проблему при содействии Порта Портленда, который по возможности упростил сложные процедуры в аэропорту, организовав программы подготовки персонала и оказав помощь поставщикам при прохождении контроля безопасности. Кроме того, аэропорт был оборудован новой, более удобной системой оповещения о задержках рейсов и изменениях в расписании.

Несмотря на эти трудности, рестораны в аэропортах стоят затраченных усилий и высокой арендной платы, которая обычно составляет долю от валовой выручки — в среднем около 12 процентов. («Вы могли бы содержать два обычных ресторана на те же деньги, что один ресторан в аэропорту», — утверждает Наттер). Аэропорты предоставляют ресторанам возможность получать огромную прибыль от десятков тысяч клиентов каждый день. Несомненно, сказалось и ухудшение качества питания на борту — люди стали чаще покупать еду и напитки в аэропорту. Согласно исследованию промышленной группы Международного Совета Аэропортов, в 2013 году продажи выросли в среднем на 10 процентов по сравнению с 2009. Тем не менее, по словам Саппингтона, даже обслуживая по 800–1200 клиентов за день, ресторанам иногда с трудом удаётся покрыть расходы.

7ea588b513854ff0a099677844368264.jpg

Многие рестораны предпочитают избегать проблем, с которыми ежедневно сталкиваются Саппингтон и Наттер. Они сотрудничают с крупными дистрибьюторами, вроде HMS Host, заключающими контракты с аэропортом в целом. Примером может служить аэропорт О«Хара в Чикаго, где шеф-повар Рик Бэйлесс открыл три ресторана Tortas Frontera. Сеть непосредственно не управляет этими заведениями, а вместо этого даёт лицензию на свой бренд и фирменные ингредиенты дистрибьютору.

Стэйси Диксон (Stacy Dixon), директор по развитию и маркетингу сети Frontera, считает, что это выгодная сделка, поскольку компания не занимается такой рутинной работой, как подбор персонала и организация поставок, но при этом она может выдвигать свои требования. Представители Frontera периодически проводят проверки качества, чтобы убедиться, что еда и обслуживание в этих заведениях соответствуют стандартам компании. Frontera даже пришлось создать новую систему поставок продукции от местных фермеров, а также соуса сальса и других ингредиентов собственного приготовления. «Мы стараемся обучить сотрудников, которых мы не нанимали, на максимально высоком уровне, чтобы они могли представить наш ресторан самым лучшим образом», — говорит Диксон, не вдаваясь при этом в подробности.

Вполне возможно, что клиенты, которые остались довольны качественным обслуживанием в ресторане аэропорта, придут и в другие рестораны вашей сети и, тем самым, помогут вам достигнуть уровня безубыточности. Скотт Драммонд (Scott Drummond), владелец известной сети Salt Lick, говорит, что, несмотря на высокую арендную плату и неудобные часы доставок в аэропортах Остин Бергстром и Даллас/Форт-Уэрт, он поддерживает цены в этих ресторанах на том же уровне, что и в обычном ресторане в городе Дрифтвуд, штат Техас. «Мы не хотим вызвать неприязнь самых важных для нас людей — наших клиентов», — говорит он.

Такой подход может в корне изменить отношение ресторанных операторов к людям в аэропортах — они будут видеть в них постоянных клиентов, а не способ единичного заработка. В международном аэропорту Портленда стоят фургоны, где можно купить овощные кесадильи из ресторана Koi Fusion и сэндвичи из PBJ’s Grilled. Представители порта надеются, что люди будут приезжать в аэропорт просто, чтобы перекусить и посмотреть на самолеты.

Это может показаться абсурдом, однако в Золотой Век авиапутешествий считалось модным поехать в аэропорт, чтобы пообедать в приятной обстановке на фоне взлетающих самолетов. В то время, конечно, людям не приходилось снимать обувь и проходить личный досмотр. Возможно когда-нибудь аэропорт вновь станет местом, куда люди будут приезжать, чтобы перекусить.

© Geektimes