[Перевод] Пистолеты из 3D-принтера вернулись, и теперь их уже не остановить
В онлайне мобилизуется децентрализованная сеть сторонников распечатывания оружия. Они анонимно делятся чертежами, советами, и создают своё сообщество. И простого способа остановить их не существует.
В США снова растёт сеть сторонников распечатывания оружия на 3D-принтере –, но сейчас уже всё по-другому. В отличие от предыдущих попыток популяризации оружия, которое можно печатать на 3D-принтере, данная операция полностью децентрализована. У неё нет никакой штаб-квартиры, торговых марок и лидера. И стоящие за ней люди считают, что такое положение вещей гарантирует неспособность правительств остановить их.
«Если они захотят прийти за мной, сначала им нужно будет меня найти, — говорит Тролль Иван [Ivan the Troll], член группы. — Я один из многих единомышленников, занимающихся этой работой».
Тролль Иван известен только по своему сетевому псевдониму, и является де-факто представителем подпольной организации оружейников, работающих на 3D-принтерах. Иван говорит, что знает не менее 100 человек, активно разрабатывающих технологию 3D-печати оружия, и заявляет, что в сети участвуют тысячи людей. И эта слабо связанная сеть охватывает весь мир.
Общаются они на разных цифровых платформах — Signal, Twitter, IRC и Discord. Они критикуют работы друг друга, обмениваются CAD-файлами оружия, дают советы, рассказывают о теории и совместно разрабатывают новые чертежи. Энтузиасты распечатанного оружия — придерживающиеся схожих идей и политических взглядов на контроль оборота оружия — в основном знакомятся на сабреддитах и форумах, посвящённых этой теме.
Сам Иван — лишь малая часть этой сети. Он говорит, что происходит из Иллинойса, а возрастом соответствует «студенту колледжа», но в остальном замалчивает подробности о себе, чтобы не высовываться. При этом он запустил несколько потрясающих рекламных роликов, демонстрирующих новые запчасти пистолетов, распечатанные им в гараже, включая раму пистолета Glock 17.
На последнем видео [с YouTube видео удаляют, но ролики можно найти на других хостингах / прим. перев.] показана полимерная рама Glock 17 на различных стадиях изготовления в мастерской. Кадры озвучены быстрой музыкой в стиле синтвейв, и пропущены через VHS-фильтр для пущей эстетики. К концу видео Иван делает несколько выстрелов из готового пистолета, а появляющиеся при этом подписи гласят: «Это может сделать каждый», «Живи свободным или умри», «Давайте, попробуйте остановить это, грязные этатисты». Он также загрузил полную CAD-модель штурмовой винтовки AR-15 на файлообменник. Ясно, что Иван пытается по максимуму спровоцировать своих очернителей.
В феврале этого года Иван и его группа решили назваться «Распределённым сдерживанием» [Deterrence Dispensed, где deterrence — «удержание от враждебных или преступных действий при помощи устрашения» / прим. перев.], что является аллюзией к названию компании Defence Distributed [распределённая защита], которую раньше возглавлял техасский крипто-анархист Коди Уилсон.
В сентябре 2018 Уилсона, которому было 30, арестовали и обвинили в сексуальных домогательствах к несовершеннолетней. Он якобы заплатил $500 за секс с 16-летней девушкой в своём родном городе Остине (Техас). Естественно, этот арест полностью вывел Уилсона из мира печати оружия на 3D-принтере. Многие из людей, восхищавшихся им, либо испытали отвращение, либо поняли, что его время ушло. Он ушёл из компании Defence Distributed, которая раньше считалась главной движущей силой 3D-печати оружия, с момента своего основания в 2012. Уилсона выпустили под залог в $150 000, но он с тех пор не выходил на связь.
У Defence Distributed есть множество других юридических проблем. Прокуроры более 20 штатов США в данный момент судятся с компанией — подавшей встречные иски — пытаясь отменить победу компании в суде, позволившую компании закачивать чертежи 3D-оружия в онлайн и делиться ими. Все эти процессы долгие и нудные (Штат Нью-Йорк только что принял закон о запрете распечатанного на 3D-принтере оружия).
Но для группы Ивана, Deterrence Dispensed, всё это неважно. Они поодиночке закачивают свои файлы на сервисы типа Spee.ch, сайт для хостинга медиафайлов, работающий на блокчейне LBRY, и не ждут ни от кого разрешений. Они сами делают чертежи для печати оружия, подправляют старые, и бесплатно распространяют все чертежи от Defence Distributed.
«Если бы даже никакое правительство не запрещало мне это делать, я думаю, что всё равно бы этим занимался, — говорит Иван. — Некоторые кайфуют от видеоигр, а мне нравится тратить время на рисование всяких штук в CAD».
Но Иван не просто «рисует штуки» в CAD. Он бесплатно раздаёт всем файлы, помогающие любому человеку, имеющему более-менее приличный 3D-принтер, работающий методом наплавления (FDM, Fused Deposition Modeling) и определённые инструменты, создать работающий пистолет. После скачивания CAD-файла его открывают в программе для нарезки, переводящей файлы CAD в инструкции, понятные 3D-принтеру. После того, как запчасти готовы, их можно собрать, получив полностью рабочее оружие.
Чертежи, которыми Deterrence Dispensed делится с миром, настолько хороши, по словам Ивана, что они не просто «рабочие», они отличного качества. «Наша модель AR15 — лучшая из доступных общественности, без сомнения», — говорит Иван.
Несмотря на активный антагонизм с властями, пока у Ивана не было с ними проблем. Закрытия его аккаунта в твиттере навсегда добился сенатор Боб Менендез из Нью-Джерси, но пока что с точки зрения органов правопорядка и правительства, всё было тихо.
Иван считает себя и другие радикальные группы, занимающиеся печатью оружия, к примеру, FOSSCAD, любителями хобби, которым захотелось создать что-то «неправильное». Он считает, что проблемы 3D-печати оружия излишне раздуты. Он указывает на то, что, хотя печатаемые запчасти для оружия и можно использовать для убийства людей, самопальное оружие существовало всегда, и, вероятно, является более смертельным. С его точки зрения вся эта истерия и негативная реакция направлены не по адресу.
«Поверьте мне, как человеку, печатавшему оружие. Полуавтоматический дробовик сделать в 100 раз проще, быстрее и дешевле, чем напечатать обычный пистолет. Я могу съездить в Home Depot и купить дробовик за $8».
В 2019 году в США в массовых расстрелах уже погибло 156 людей, и в принципе у количества смертей, связанных с оружием, наблюдается 20-летний максимум. В марте террорист, вооружённый двумя полуавтоматическими винтовками и двумя дробовиками, убил 51 мусульманина в Крайстчёрче (Новая Зеландия). Нужно ли США (и остальному миру) больше оружия в таких обстоятельствах — самопального, распечатанного или другого? Иван считает, что да.
«Полицейские убили в прошлом году людей больше, чем погибло во всех массовых расстрелах за последние 10 лет, — говорит он. — Мы в Америке живём в таком обществе, где всегда есть риск, что полицейский отстрелит тебе задницу ни за что. И для этого даже не надо представлять угрозу для него. Полицейский может убить тебя, просто потому, что ему этого захочется, и ему это сойдёт с рук».
Он привёл множество примеров, когда полицейские стреляли в невооружённых чернокожих американцев, особо отметив Стифона Кларка. Кларк, 22 лет от роду, был застрелен полицией в собственном саду, когда у него в руке был только мобильник. «Думаю, чрезвычайно важно, чтобы у каждого была возможность иметь пистолет, — продолжал Иван. — У каждого должны быть такие же легальные возможности, как и у копов, использующих их для контроля над вами».
Однако факты неоспоримы. Чуть больше половины смертей от огнестрельного оружия происходит в шести странах, в т.ч. в США. И анализ Гарвардского университета демонстрирует — чем больше где-то оружия, тем больше там происходит убийств.
Противников оружия, естественно, не устраивает понятие скачиваемого пистолета. Эйвери Гардинер, один из президентов Brady Campaign, заявил, что печатаемое на 3D-принтере оружие «представляет серьёзнейшую угрозу нашей безопасности». После решения суда в августе Гардинер сказал: «Уже наблюдается волна опасных личностей, пытающихся нелегально разместить чертежи в интернете».
Членов этого децентрализованного общества, печатающих оружие на 3D-принтере, часто мотивирует смесь либертарианских взглядов и удовольствие от разработки и создания вещественных предметов в рамках хобби. Они закачивают в интернет чертежи, делятся ими, улучшают схемы и облегчают процедуру распечатки, при этом оставаясь вне поля зрения. Иван заявляет, что занимается этим из любви к свободе и радикальному следованию первым двум поправкам к Конституции США: свободе слова и свободе на ношение оружия.
Однако его радикальность доходит до того, что он рассуждает о праве иметь собственные ракеты класса «Томагавк», говоря, что в его руках им было бы безопаснее, чем в руках армии США и их союзников — учитывая историю случайного уничтожения военными гражданских лиц, включая свадьбу в Афганистане и школьный автобус в Йемене.
Описывая всё увеличивающийся список гражданских лиц, погибших от рук американских военных в зарубежных войнах, Иван часто становится больше похожим на радикального левого, чем на правого фаната оружия, которым его многие считают. Однако он отказывается от какой-либо определённой идеологии, говоря: «Я сам по себе особенный и уникальный».
Пока что Тролль Иван, Deterrence Dispensed и тысячи энтузиастов 3D-печати оружия, объединённые всемирной сетью, выпустили джинна из бутылки. Невозможно остановить анонимный обмен файлами для 3D-печати оружия. Прикрываются ли они свободой в процессе этого, или нет, ясно одно: останавливать их уже поздно.