[Перевод] Оправдана ли коммерческая доставка дронами? В Исландии собираются это выяснить

Исландский стартап Aha бросает вызов Amazon при помощи простых дронов, переносящих бургеры
defaa521d3ffea51971d56cd9e10227f.jpg
Доставка дронами от Aha работает в Рейкьявике до 19 часов — в дни, когда нет сильного ветра, снега или дождя

Исландский стартап Aha использует изготовленных к Китае дронов и израильскую систему логистики для доставки горячей еды, продуктов и электроники по домам столицы Исландии, Рейкьявика.

Это первая доставка такого рода в мире [нет], а ещё она игнорирует стандартные правила безопасности авиаперевозок. Эти дроны не определяют и не избегают препятствий — у них нет ни радаров, ни камер, ни других систем построения изображений. Они летают по GPS, по путям, признанным свободными от деревьев, зданий и других препятствий. За последние пять месяцев служба осуществила 500 доставок, и пока без единого пострадавшего.
Работает это так: вы вбиваете заказ в приложение на смартфоне («два гамбургера, без лука»), повар Aha грузит заказ на дрон. Вы отслеживаете доставку, выходите встретить дрон, и если в точке сброса всё хорошо, вы соглашаетесь её принять. Тогда дрон опускает вам бургеры на верёвочке, и с жужжанием улетает домой.

Доставка стоит порядка $7. Это окупает работу службы, говорит Марон Кристоферсон, главный исполнительный директор Aha. «На электричество уходит 25 центов», — говорит он.

Доставка может занимать от 4 минут, по сравнению с 25 минутной доставкой по дорогам при плотном движении. Это идеально для горячей еды (самый популярный товар — бургеры), но клиентам также нравится доставка продуктов (популярнее всего — бананы) и оборудования (в основном, электроники).

Кристоферсон начал интересоваться технологиями автономной доставки в 2014 году, ища способ справиться с растущей стоимостью оплаты труда. Обратившись к компаниям, занимающимся дронами, он обнаружил, что большинство из них равнодушно отнеслись к крохотному рынку Исландии.

В 2015 году он связался со стартапом Flytrex из Тель-Авива, продававшим GPS-маячки компаниям, занимающимся дронами. Flytrex разработала систему логистики на основе этих маячков, вместо того, чтобы делать дрон самостоятельно. «С моей точки зрения, такой подход был куда как более прагматичным», — говорит Кристоферсон.

«FedEx не делает грузовики, они их покупают», — говорит Ярив Баш, директор Flytrex. «Мы делаем то же самое с дронами. У нас есть ноу-хау, позволяющее выбирать правильные дроны и подстраивать их под наши нужды, но наши ключевые компетенции лежат в области логистики и облачных сервисов».

Кристоферсон сказал администрации Исландии, занимающейся регулированием воздушного пространства, что у них есть выбор: Исландия может остаться в хвосте списка стран, разработавших доставку дронами, или она может оказаться в первых рядах. А чтобы быть в первых рядах, необходимо разработать правила безопасности.

Прошло больше года обмена мнениями, и Aha получила разрешение на работу. Первые экспериментальные доставки начались в этом году.

Aha использует гексакоптеры DJI Matrice 600, способные переносить до 3 кг груза и весящие 15 кг в полном снаряжении. Они способны пролетать 8 км — 4 км в одну сторону, и потом обратно — чего достаточно для покрытия всего Рейкьявика из центра, где расположена штаб-квартира компании. Пути полёта дронов постоянно отслеживаются, чтобы избегать новых построек. Для уменьшения риска дроны по возможностью летают над водой и ненаселёнными промзонами.

Изначально дроны прибывали на десяток особых точек сброса на окраинах города. Представителю компании необходимо было дождаться дрона и забрать посылку из грузового отсека. Такие доставки позволили Aha набрать опыт и успокоить регуляторов в плане безопасности.

Затем в августе компания получила разрешение опускать посылки на верёвке к избранным домам. «Дрон способен опустить посылку практически на коврик на вашем заднем дворе», — говорит Баш. Вам остаётся только убедить соседей согласиться с этим.

Но это редко вызывает проблемы, говорит Кристоферсон. Он утверждает, что при стрижке газона вы доставляете им больше неудобств.

Полёты вслепую были спорным вопросом в других юрисдикциях по всему миру. В США Федеральное управление гражданской авиации держится за своё требование «почувствовать и избежать». Но Управление всё же разрешило недавно испытательные полёты, включая те, что проводит Wing, подразделение компании Alphabet; в них дрон летит дальше, чем может видеть оператор.

Баш говорит, что две страны — он пока не готов раскрыть их названия или даже континенты — уже готовы разрешить проекты, подобные тому, что Flytrex и Aha запустили в Исландии. И почему нет, говорит он, если у доставки дронами рисков меньше, чем у многих других разрешённых вещей в нашей жизни.

«Что безопаснее, — спрашивает он, — позволять 16-летнему подростку вести двухтонную машину к вашему дому каждый раз, когда вам хочется гамбургера, или отправить 15-кг дрон, не страдающий от недосыпа прошлой ночью?»

© Habrahabr.ru