[Перевод] ООН может завершить масштабный случайный эксперимент по снижению скорости наступления глобального потепления

Результаты ряда исследований показывают, что судоходство непосредственно влияет на изменения климата. А именно — снижает активность наступления глобального потепления. Да, ежегодно корабли выбрасывают в окружающую среду миллиарды тонн углекислого газа. Но кроме него они также выбрасывают и серу, которая несколько рассеивает солнечный свет в атмосфере и способствует образованию облачного покрова, отражающего солнечные лучи.

aafbfbfea621a430b6f4111eb5df61f8.jpg

В целом, судоходство позволило в течение почти сотни лет проводить масштабнейший эксперимент по изменению климата. По мнению некоторых специалистов, среднегодовая температура благодаря судам сейчас на 0,25 ˚C ниже, чем могла бы быть, если бы не судоходство. Основные данные были просчитаны в 2009 году. Для нашего мира, среднегодовая температура воздуха в котором за относительно небольшое время поднялась на 2 ˚C, это немало.
Но четверть градуса, играющая такую большую роль, может вскоре исчезнуть.

В 2016 году Международная морская организация ООН заявила о том, что к 2020 суда международного значения должны снизить уровень выбросов серы в атмосферу. Сейчас в топливе серы — 3,5%, это максимально разрешенное количество этого элемента в топливе для кораблей. К 2020 году судоходство должно перейти на топливо с содержанием серы около 0,5% либо же владельцы судов должны поставить очистные сооружения, которые будут проводить доочистку выхлопов. Об этом можно почитать более подробно в брошюре Shell.

Причины, по которым необходимо сократить выбросы серы, серьезны: это и нанесение вреда здоровью людей, и кислотные дожди, и уничтожение озонового слоя.

Тем не менее, все не так однозначно. В публикации Environmental Science & Technology от 2009 года говорится, что сокращение выбросов серы — это палка о двух концах. «Если взять во внимание влияние серы на климат, то судоходство будет способствовать его скорейшейму наступлению: с одной стороны это выбросы углекислого газа, с другой — сокращение выбросов серы. Поэтому спустя несколько десятилетий все это приведет к тому, что судоходство начнет способствовать потеплению».

Все то же самое можно сказать и относительно сжигания каменного угля. Некоторые исследования показывают, что сокращение потребления этого вида топлива и источника энергии Китаем привело к снижению выбросов серы и росту скорости наступления глобального потепления.

Правда, о цифрах говорить сложно, поскольку выяснить, какой объем выбрасываемой в атмосферу серы и ее соединений какое влияние оказывает, практически невозможно. Ученые до сих пор не все знают о физике облаков и поведении частиц различных веществ и элементов в атмосферы, также неясно, насколько активно судоходство будет стремиться соответствовать новым правилам, предложенным ООН.

Еще один момент — то, что корабли при сжигании топлива выбрасывают в атмосферу и другие часты, включая углерод, главный компонент сажи. И эти частицы приводят к образованию облаков. Если же снизить количество серы в топливе, все это может привести к тому, что частицы углерода меньшего диаметра, выбрасываемые в атмосферу, не будут вызывать появление облаков так же активно, как это происходит сейчас.

«Мы не знаем, насколько сильными будут изменения», — говорит Линн Рассер, профессор климатологии в Институте океанографии Скриппса.

Предстоящие изменения дают возможность задуматься о ряде факторов климатообразования и необходимости проведения дополнительных исследований в этой сфере.

Частицы серы охлаждают планету прямо и косвенно. Прямое воздействие — это сильная окислительная способность диоксида серы. Благодаря этому соединение позволяет формировать частицы, отражающие свет Солнца обратно в космос. Подобное случается, в частности, при крупных извержениях вулканов, что высвобождает десятки миллионов тонн диоксида серы.

Непрямой путь воздействия — это возможность формирования мельчайших капелек воды вокруг ядра из частиц серы. В итоге образуются облака, которые отражают еще больше солнечного света. На спутниковых снимках отчетливо видно, что большое количество облаков образуется в местах прохождения крупных судоходных путей.

Исследователи изучают оба пути в качестве возможности изменить климат, правда, в изучении рассматриваются менее токсичные частицы. Например, исследователи из Вашингтонского университета провели годы за изучением возможности рассеивания мельчайших частиц соли в атмосфере над побережьями для того, чтобы чаще формировались облака. Группа ученых, о которой идет речь, провела несколько лет в изучении, и все это время специалисты пытались найти финансирование на проверку сових предположений.

Ученые убеждены, что нынешняя ситуация с судоходством — отличный вариант для проверки некоторых теорий влияния человека на окружающую среду. В целом, все зависит от того, смогут ли специалисты найти финансирование для будущих исследований, что требует более частого изучения поверхности планеты со спутников, а также размещения сенсоров на поверхности планеты. Было бы отлично, если бы ученые смогли проверить свои предпложения прежде, чем эффект от требований ООН к судоходству начал изменять ситуацию с потеплением.

«Впереди у нас — опасное повышение температуры, поэтому влияние на 0,1 или 0,2 С имеет очень важное значение», з аявила Келли Уонсер, руководитель Marine Cloud Brightening Project.

Смогут ли ученые добыть средства на финансирование своих замыслов, пока неясно. Но некоторые страны стали уделять изменениям климата больше времени, вкладываясь в детальное изучение динамики климата и факторов, которые на нее влияют.

© Geektimes