[Перевод] Недостающие карты: как проект расшифровки генома человека, только для городов
Огромное число поселений, наиболее уязвимых для катастроф и эпидемий, оставались белым пятном на карте мира… до сегодняшнего дня. Станьте частью беспрецедентного плана: нанести на карту самые далёкие уголки мира.Отдел «Guardian Cities» примет у себя картовстречу проекта «Недостающие карты»: нарисуем карту африканского города. Присоединяйтесь: cities@theguardian.com
Карта Монровии (Либерия) до и после. Благодаря команде гуманитарной картопомощи (Humanitarian OpenStreetMap Team, HOT), в борьбе с вирусом Эбола городу поможет свободная электронная карта.
В 2010 году землетрясение ударило по Гаити. Сотни тысяч человек погибли. Но худшее ожидало впереди. Эпидемия холеры вырвалась из-под контроля. С Иваном Гейтоном (Ivan Gayton) из организации «Врачи без границ» (Médecins Sans Frontières, MSF) связалась медсестра из удаленной деревни, затерянной среди гаитянских лесов. «Помогите, пожалуйста,» — просила она, — «Нас настигла жуткая болезнь, с которой мы ещё не сталкивались».
Иван отправил группу MSF на нескольких грузовиках в поселение Барадерес (Baradères) на помощь медсестре. Их карты местности были весьма условными. Въезжая в каждую деревню, они думали: «Кажется, это та самая: жители тут мрут как мухи». Но нет. Оставляя врачей и снаряжение, они ехали дальше, мимо тысяч умирающих жителей. Дорога оборвалась — они взяли лодку и поплыли вдоль берега. Наконец, показался пирс, «заваленный трупами, как дровами», по словам Гейтона. Здесь работала та медсестра. Сотрудники MSF делали всё, что в их силах. В последовавшие несколько дней прибыло более 600 смертельно больных человек. Врачи спасли многих; не менее половины, скорее всего, погибли бы.
На территории Гаити среди пациентов «Врачей без границ» от холеры погибло меньше одного процента. Среди тех жителей, до кого помощь не дошла, смертность составила 40 процентов. 100 млн долларов, пожертвованных благотворительным организациям, спасли бессчётное количество жизней, но тысячи жителей Гаити всё равно погибли. Гейтон сравнивает выбор мест для медицинских лагерей с сортировкой пациентов в военных госпиталях. «Кто-то тяжело ранен, но может подождать, кто-то при смерти, приходится выбирать тех, кто в состоянии между ними, чтобы спасти как можно больше жизней. Невозможно помочь каждому», — говорит он. «Целые поселения и регионы Гаити были брошены умирать. Звонки вроде того, от медсестры, поступали еженедельно. Но тот был одним из немногих, на который мы откликнулись. Уверен, мы потеряли огромное количество людей».
[embedded content]Визуализация одного года правок на OpenStreetmap.
Для нас было очень сложно ответить на вопрос: наша экспедиция в Барадерес, была ли она наилучшим применением имеющихся сил? «Гаити был гигантской экстренной операцией, и мы, Врачи без границ, сами взяли на себя ответсвенность за нее, но мы не могли сделать все. Я был сосредоточен на том, чтобы точно определить, где наша помощь наиболее востребована: где мы сможем оказать максимум помощи для наибольшего числа человек».
Местоположение, местоположение, местоположение — это краеугольный камень эпидемиологии, с тех времен как Джон Сноу (John Snow) собрал адреса жертв холеры, нанес их на карту Лондона, отследил источник холеры в Сохо (Soho) и перекрыл зараженный водозабор. Тем не менее, спустя полтора века, холера и другие заболевания продолжают терзать наш мир. И одна из причин наших неудач — отсутствие карт местности.
На удивление большое число городов по всему миру остаются не нанесенными на карты. Никто точно не знает, сколько их, однако более миллиона жителей развивающихся стран, живут изо дня в день без точных карт своих городов. Сотрудники организаций, помогающих этим территориям в развитии, скупают фотокопии фотокопий карт, собирают названия мест из объявлений, используют спутниковые снимки без названий улиц и городов или вынуждены каждый раз узнавать дорогу у местных жителей.
На западе, мы принимаем как должное, что каждая улица каждого города есть на картах Google, здесь же, когда Врачи без границ спрашивали пациента, откуда он, часто у них даже идей не было, что же за ответ они получили. Bobere — что это? Улица, деревня, район, область или, быть может, провинция? «Зачастую, это может быть случайным набором звуков!» — говорит Гейтон: «Если на Гаити и был один источник распространения холеры, мы никогда бы не узнали, где он. Нам была нужна карта, чтобы сопоставить поступающие к нам сообщения и места, описываемые пациентами, с чем-то на местности».
Этап 1… волонтеры на картовстрече в городе Kinshasa (Конго) обрисовывают спутниковые снимки в OpenStreetMap. Фотограф: Jorieke (Команда гуманитарной картопомощи, HOT)
Постепенно, пришло осознание того, что подробные карты пригодились бы не только на Гаити. Более того, зачем дожидаться кризиса? Если бы у гуманитарных агентств были бы такие карты для регионов, которым угрожают природные катастрофы, вооруженные конфликты и эпидемии, они были бы на шаг впереди в борьбе с их последствиями. Но где взять такие карты?
Гениальное решение этой проблемы — стартовавший в этом месяце проект «Недостающие карты». Проект объединит усилия Врачей без границ, Американского и Британского Красного Креста, Команды гуманитарной картопомощи OpenStreetMap и других участников, чтобы создать свободные карты для каждого поселения на земле. Проект по важности и размаху ничуть не меньше, чем проект по расшифровке генома человека.
Метод, разработанный Командой гуманитарной картопомощи OpenStreetMap, прост и, что приниципиально важно, позволяет принимать участие в проекте дистанционно.
Метод очень прост… здания в городе Малаваи (Malawai), обрисованные в OpenStreetMap.Нажмите здесь чтобы увидеть живую трансляцию обрисовки объектов
Первый шаг — получить спутниковые снимки. Часто снимки сообществу предоставляют организации, от которых этого не ожидаешь, например, правительство США или Microsoft. Затем снимки становятся доступны для обрисовки в бесплатном картографическом редакторе OpenStreetMap.
Дальше к процессу дистанционно подключаются волонтеры со всего мира и, в буквальном смысле, обводят на спутниковых снимках контуры домов, дороги, парки и реки. Спрячьте снимок, и вуаля: у вас готова базовая цифровая карта города.
Далее карта, на которой по-прежнему нет названий улиц и мест, распечатывается и раздается волонтерам непосредственно на местах. В эти «наземные отряды» могут входить студенты, школьники, члены скаутских организаций и т.д. Каждый берет маленький участок карты и, вооружившись карандашом, записывает названия улиц и адреса зданий.
Наконец, заполненные карты отправляются обратно в штаб-квартиру проекта в Лондоне, где волонтеры заносят названия в OpenStreetMap. В результате получается бесплатная, открытая для всех и навсегда карта города.
Этап 2… волонтеры подписывают названия улиц и домов на карте Lubumbashi (Конго). Фотограф: Jorieke (Команда гуманитарной картопомощи OpenStreetMap HOT)
Первым серьезным испытанием этой схемы стал Lubumbashi, один из крупных городов Конго, полтора миллиона жителей которого, до сегодняшнего дня были лишены такой простой вещи, как онлайн карта. Недостающие карты ставят перед собой цель картировать оставшиеся беднейшие городские территории по всему миру за два года. И благодаря тому, что первый и последний этапы могут быть выполнены кем угодно и где угодно, был бы компьютер, эта схема отлично подходит для краудсорсинга.
Иван Гейтон: «Наконец, я могу дать волонтерам возможность помочь, не только жертвуя деньги. Многие хотят помочь Врачам без границ что называется руками. Например, предлагают связать носки для детей и дальше в этом духе. Но я отвечаю им, нет, не надо — доставка этих носков и их распространение требуют намного больше сил и ресурсов, чем та польза, которую они могут дать. Но с Недостающими картами, они могут помочь настоящей, подлинно полевой работе. Это огромная помощь.»
Ежедневно вбирая обобщенный вклад обычных людей со всех уголков мира, Недостающие карты могут расширить покрытие до масштабов всей планеты. Краудсорсинг также дает проекту преимущество перед картами Google. Интернет-гигант тоже занят созданием собственных карт городов Африки и территорий развивающихся стран. Прислушавшись к обоснованной критике, что компания игнорирует места, где нет возможности заработать деньги на рекламе, Google просит пользователей дополнять свои карты. Но стоит помнить, что ваш вклад в карты Google, (вне зависимости от того бесплатны ли они сейчас), полностью принадлежит Google. Если интернет гигант решит собирать деньги за использование карт, ничто не помешает ему сделать это в любой момент.
Пит Мастерс (Pete Masters), координатор проекта Недостающие карты: «Принципиально важно, что карты будут открытыми. Любые попытки ограничить использование этих карт будут незаконными. Это значит, что у местных жителей всегда будет доступ к карте, причем не только возможность посмотреть карту, но и возможность редактировать, развивать карту.»
Эта идея как ничто другое распаляет воображение жителей в ненанесенных на карты местах, говорит Гейтон. «Лицензия проекта защищает данные, не давая возможности их украсть, закрыть или присвоить. Эти карты созданы искренним трудом волонтеров и принадлежат всем. Многие волонтеры просто поверить в это не могут.»
На карте… Lubumbashi (Конго) обзавелся бесплатной, открытой цифровой картой. Спасибо проекту Недостающие карты. Фотограф: Phil Moore/AFP/Getty
На самом деле, проект уже стартовал: Врачи без границ и Красный Крест уже начали набирать новых волонтеров, готовых присоединиться к Команде гуманитарной картопомощи OpenStreetMap, обучая их, как картировать поселения, где вирус Эбола вышел из-под контроля. В конечном счете, проекту Недостающие карты понадобится собрать крупнейшую команду волонтеров.
Польза от цифровой карты всех поселений на Земле, безусловно, не только в области эпидемиологии. Существует множество вариантов ее применения в области урбанизма, как то планирование автомобильного трафика, борьба с загрязнением, планирование застройки и т.д…
«Мы привыкли думать о картах, как об инструменте для поиска ресторана поблизости или части системы спутниковой навигации», говорит Гарри Вуд (Harry Wood), член совета команды гуманитарной картопомощи OpenStreetMap. «Помимо этого, карты широко используют в урбанистике, например, чтобы решить по какой из дорог должен проходить маршрут автобуса или где в первую очередь строить новую дорогу. Задумайтесь об этом, карты — это очень базовый кирпичик наших знаний, вовлеченный в развитие городской среды многими путями, тихо и незаметно улучшающий нашу жизнь.»
«Важно, что карты помогают не только в деле борьбы с Эболой и холерой», — говорит Вуд. «Рано или поздно эпидемия Эболы отступит, но OpenStreetMap останется информационным ресурсом, тихо помогающим в городском планировании и исподволь способствующим экономическому росту в этих регионах.»
Так же как и проект расшифровки генома человека, в результате которого была создана полная запись всех генов человека, многократно используемая учеными по всему миру для изучения болезней и разработки новых медикаментов, карты городов — это строительный блок городского планирования, вне зависимости от того, боретесь ли вы с холерой или с преступностью. Недостающие карты — это принципиално важный первый шаг. Для большей части развивающегося мира наши нынешние карты могут стать призывом: Впереди Драконы. Нам предстоит пройти долгий путь, но кто-то по крайней мере взял меч.