[Перевод] Наше будущее: интервью с киборгом
Источник: оригинальная статья
Нил Харбиссон и Муна Рибас — о том, как нам стоит измениться, чтобы достигнуть максимума собственного потенциала.
Слово «киборг» знакомо каждому любителю научной фантастики, но Нил Харбиссон и Муна Рибас, парочка «киборг-активистов» из Каталонии, утверждают, что их никогда не интересовала литературная составляющая.
Активные и творческие личности, они пытаются вернуть термину изначальный, «научный» смысл — связанный с идеей покорения чуждого пространства и преодоления врождённых ограничений — чтобы посредством технологии стать ближе к природе
«Путь наверх» для человечества
В 1960 году Манфред Е. Клайнс и Натан С. Клин опубликовали статью «Киборги и космос», в которой указали на важность техноэволюции, которая бы дала возможность не только исследовать космические просторы, но и жить там как рыба в воде. «Киборг», как комбинация «КИБернетического» и «ОРГанического», способен продублировать навыки других живых организмов, их органы, каналы восприятия для того, чтобы выйти за биологические рамки, а не преобразовывать чужеродную среду под себя. Цитируя оригинальную статью, «киборг намеренно добавляет к себе дополнительные внешние компоненты, расширяя диапазон адаптации собственных систем к новой обстановке».
Именно эту концепцию продвигают Харбиссон и Рибас, интегрируя передовые достижения науки в исполняемые перформансы.
Нил, знаменитый «антенной» и титулом «первый официально признанный киборг», родился дальтоником, однако теперь может распознавать цвета за счёт импланта, превращающего цвет в вибрации. Это случилось давно, в 2003 году, когда он работал со специалистом в области ИТ Адамом Монтадоном в Дарингтонском Колледже Искусств (Англия). Вдохновлённый тем, как общаются дельфины, используя электромагнитные волны (прим. переводчика: вероятно, ошибка журналиста. Язык дельфинов основан на положении тела в пространстве и ультразвуковых сигналах), Нил создал для себя способ «слышать» цвет, получив не только кинестетический сенсорный канал, но и совершенно непривычный «взгляд» на окружающее.
Примерно схожим образом Муна Рибас сделала выступления как танцора и перформанс-артиста более выразительными при помощи внедрённого в локоть импланта. Этот сейсмический датчик позволяет девушке чуять землетрясения, где бы она не находилась. Слившись с незнакомым доселе чувством, Муна придумала танец «Жди, когда земля содрогнётся», в котором она двигается в соответствии с мощностью и длительностью землетрясения, ощущаемого ей на момент шоу.
Вместе с Харбиссоном Рибас создала некоммерческую организацию Cyborg Foundation, а также запустила онлайн-магазин Cyborg Nest, в котором вы можете купить личный имплант и внедрить его в тело у мастера по пирсингу.
Используя эти начинания, Харбиссон и Рибас хотят сделать киборгизацию более обыденной и доступной.
«Мы получаем много электронных писем от подростков, желающих стать киборгами и перестроить своё тело», — говорит Рибас — «Они готовы ощущать мир не только привычными методами».
Источник: оригинальная статья
Неизбежные перемены
Если Харбиссон считает, что уже сейчас следует предпринимать определённые шаги для популяризации темы, то Рибас, напротив, уверена, что киборгизация в будущем неизбежна в любом случае.
«Технология будет в телах людей, не просто как инструмент, а как часть их существа», -утверждает она.
На текущий момент, основной проблемой является этичность процесса. По словам Нила, врачебное профессиональное сообщество не приемлет киборг-хирургию по биоэтическим причинам, особенно после осознания того факта, что процедура внедрения устройств значительно проще, чем казалось. Но даже если ты нашёл хирурга, который согласится провести операцию, вряд ли можно рассчитывать на тёплый приём в социуме после того, как ты изменишься.
«Многие группы лиц видят в нас угрозу, считая аугметизацию потерей человечности. И от подобных пережитков пока никак не избавиться», — рассказывает Харбиссон.
Позиция дуэта в этом вопросе весьма конкретная и обдуманная. Они убеждены, что использование технологий исключительно как инструмента не только отдаляет нас от природы, но и друг от друга. «Скажем, мобильные телефоны. Повсюду люди, которые уткнулись в экран и идут по улице, ничего не видя и не слыша. Если таков разрыв между отдельными личностями, то сложно вообразить, каков разрыв между окружающим миром и обществом», — объясняет Харбиссон.
По его мнению, «технология слишком отвлекает от происходящего», но «если мы сами станем технологией, то сможем снова сосредоточиться на том, что вокруг нас».
Другими словами, Харбиссон и Рибас стараются вдохнуть новую жизнь в лозунг Клина и Клайнса о том, что «киборг это шаг вперед». В начале сентября они побывали в Бразилии для сотрудничества с Mesa&Cadeira, агентством, формирующим группы специалистов для решения конкретных задач. В этот раз ребятам пришлось работать вместе с командой из 15-ти профессионалов, среди которых был инженер, дантист и танцор, в течение шести дней.
В результате появился зубной имплант под названием WeTooth, оснащённый радиомодулем для приёма-передачи морзянки. Во время выступления в Сан-Паулу пара сидела спина к спине за столом, однако каждый из них мог выяснить, что видит другой, получая сообщения через вибрацию импланта, словно слоны, которые переговариваются на дальних расстояниях, топая ногой по земле.
Расширение восприятия приведёт к развитию познания
Как заявил Харбиссон во время речи в TED в 2012 году, «каждый захочет усовершенствовать собственные органы чувств, если найдёт в себе смелость признать, насколько урезаны наши возможности в сравнению с некоторыми животными». «Акулы могут обнаруживать электромагнитные поля», — напоминает Нил — «Дельфины слышат сквозь кости, летучие мыши обладают эхолокацией. Став киборгами, мы получим шанс «взглянуть» на мир «глазами» других видов».
Киборг-активисты верят, что таким образом наше понимание мира станет более «естественным». Когда опять зашёл разговор о WeTooth, Харбиссон рассказал, что имплант будет модернизирован для глобального подключения. «Мы идём к трансчеловеку», — смеётся он — «А впрочем, мы всегда были на этой дороге, со времён первой протоклетки».
Источник: оригинальная статья
Конечно, стремление к прогрессу через модификацию тела и чувств похвально, но не нужно забывать и о вреде для экологии. «Многие наши методы для природы не слишком приятны», — вздыхает Харбиссон.
Например, по его мнению, нет нужды в электрическом освещении, если ты видишь в темноте. «Чтобы повсеместно не использовать светотехнику, гораздо умнее было бы преобразоваться самому, и таким образом изменить не только себя, но и обстановку вокруг, и всю планету»
Многие антиутопии вроде книги «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932) утверждали, что технологии не просто вредны, а угрожают самому существу нашего вида, описывая классическое противостояние «культура-естественность». Тот же Хаксли, используя продвинутую версию архетипа «благородного дикаря», рисовал картины ужасного будущего, где «цивилизованные» люди не только невероятно разобщены разделением на касты, но ещё и напрочь оторваны от реальности массовыми развлечениями и постоянным потреблением наркотика «сома».
Манера Харбиссона и Рибас в продвижении принципа «назад к природе» может показаться чем-то схожей, но они отнюдь не призывают разрушить все механизмы, став некими «неолуддитами». Их желание состоит лишь в том, чтобы «наполнить технологизацию смыслом», равно как и научить распознавать что «реально», а что нет, в условиях всё большей «оцифрованности».
На вопрос «интересно ли им использовать виртуальную реальность в проектах или представлениях» ребята ответили, что предпочли бы «дополнять» реальность (AR, augmented reality), с использованием HoloLens, получая, как они сами её называют, «Настоящую Реальность». «Есть технологии, вроде моей антенны или сейсмодатчика Муны, которые позволяют чувствовать явления, объективно существующие, но недоступные «обычному» человеку», — приводит Нил пример.
И если встанет выбор между «виртом» и «апгрейдом», они несомненно выберут второе. «Добавляя или убирая слои к обстановке, ты меняешь переживаемый опыт в зависимости от контекста, а виртуальность, в отличие от дополненной реальности, изолирует контекст от пользователя, мы этого не любим», — говорит Харбиссон — «ВР вообще не слишком эффективна, но если не останется других вариантов, то можно воспользоваться и ей».
Что дальше?
И хотя Нил Харбиссон и Муна Рибас, как упоминалось выше, не интересуются фантастикой, используя вместо этого в качестве базы реальные научные исследования, не в последнюю очередь актуальность их работы росла именно благодаря киборгам-героям научно-фантастических историй нескольких последних десятилетий. Эти персонажи прошли в литературе расстояние от первого упоминания в повести «Киборг» Мартина Кайдина в 1972 году до «Манифеста киборга» Донны Харавэй, суммировавшей множество важных для философии, социологии и искусства мыслей по данной тематике в одном произведении. А чуть позже такие вещи, как «Статрек», «Звездные Войны» или гибсоновская трилогия «Киберпространство», продемонстрировали нам, что киборгом быть ещё и «круто».
Чтобы познать и понять окружающий мир, люди за свою историю создали и распространили не поддающееся учёту количество мифов и легенд; учитывая этот факт, думаю, что стоит отсчитывать от точки появления смыслов, вложенных в термин «киборг» научной фантастикой, следующую эпоху, в которой быть киборгом — «нормально».
На конференции Human by Design, организованной 3 августа разработчиками Deus Ex: Mankind Divided, Харбиссон наконец получил шанс познакомиться не только с желанием снабдить киборгов новой этикой, но и с попыткой сменить представление о них через видеоигры и публикации в СМИ. Будем надеяться, миру наконец станет очевиден весь огромный потенциал «киборгизации», благодаря как труду ярых приверженцев научной фантастики, так и творчеству людей вроде Муны и Нила.